Откажется ли Индия от американского F-35 в пользу российского Су-57
- 05 августа 2025 01:00
- Виктор Войцеховский
Индия и её реакция на введение Дональдом Трампом 25-процентных пошлин на индийские товары из-за нежелания Нью-Дели отказаться от покупок российской нефти продолжают оставаться в центре мировых событий.
Политики и эксперты всего мира задаются вопросом, сможет ли страна симметрично ответить на действия Трампа. И если да, то каким образом у неё это получится?
Данный вопрос абсолютно не праздный. Экспортно-импортная зависимость Индии от США не настолько велика, как у Китая, долгие годы поставлявшего в Соединённые Штаты товары на триллионы долларов. Тем не менее индийские власти могли найти болевую точку Вашингтона, на которую может быть оказано воздействие.
Как сообщает издание Economic Times, Индия может отложить или отказаться от предложенной закупки американских истребителей-невидимок F-35. Такое решение должно стать ответом на введение Трампом 25-процентных пошлин на индийские товары с 1 августа 2025 года.
Предложение о поставке F-35 лично представлено Трампом во время февральского визита премьер-министра Индии Нарендры Дамодардаса Моди в Вашингтон. Первоначально оно рассматривалось, но в свете последних событий стало предметом спора на фоне растущей торговой и геополитической напряжённости.
Шашки и шахматы
В ответ на американский кавалерийский наскок с шашкой наголо родина главной стратегической игры всех времён и народов (шахмат) благоразумно взяла паузу. Как отмечает Bloomberg, официальные лица в Нью-Дели «шокированы и разочарованы» решением Трампа. Однако сразу после его объявления они заявили, что на данный момент не рассматривают каких-то ответных действий.
Министр торговли и промышленности Пиюш Ведпракаш Гоял обратился к парламенту. Глава ведомства заявил, что последствия недавних событий изучаются. Гоял пояснил, что правительство работает с экспортёрами и промышленными группами, чтобы оценить дальнейшие шаги «для защиты и продвижения национальных интересов».
При этом Индия официально не закрыла дверь для сделки по F-35. Хотя недавние сообщения указывают, что Нью-Дели фактически дал понять, что в текущих условиях не будет осуществлять новые оборонные закупки у США.
Американское предложение, связанное с более широким стратегическим партнёрством, не включало в себя положения о местном производстве или передаче технологий. Именно эти два важнейших компонента являются основой индийской политики оборонных закупок в рамках программы «Сделано в Индии».
На сцене появляется Россия
Несмотря на отсутствие заявлений со стороны индийских официальных лиц, эксперты сходятся во мнении, что в ответ на решение Трампа и в свете вероятного отказа от закупки F-35 Индия может возобновить переговоры с Россией о приобретении истребителя пятого поколения Су-57Э и многоцелевого самолёта Су-35М.
В отличие от американского, российское предложение включает пакет для внутренней сборки самолётов на предприятии Hindustan Aeronautics Limited в Нашике, которое уже имеет опыт производства истребителей Су-30МКИ. По данным Economic Times, российская сторона предлагает до 60% локализации Су-57Э, полную передачу технологий и интеграцию индийских систем, таких как ракета класса «воздух — воздух» Astra, противорадиолокационная ракета Rudram и радар с активной фазированной антенной решёткой Virupaksha.
Первоначальные поставки от 20 до 30 единиц Су-57Э могут начаться в течение трёх-четырёх лет, с долгосрочным планом поставки от 70 до 100 самолётов в начале 2030-х годов.
Су-35М, который имеет 80% общих компонентов с текущим парком Индии, позиционируется как временное решение для увеличения численности эскадрилий.
Зачем Индии нужны самолёты пятого поколения
Перед Индией по-прежнему стоят серьёзные задачи модернизации обороны. В рамках программы Tejas на сегодняшний день выпущено около 38 самолётов, включая 17 прототипов. Однако экспортный успех программы ограничен, а серийное производство задерживается. Программа малозаметных истребителей AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) всё ещё находится в стадии разработки. Как ожидается, данные самолёты начнут полёты не ранее конца десятилетия. Целью проекта является замена текущего парка истребителей ВВС Индии, включая российские и французские модели. На данном этапе Индия подтвердила заказы на 83 лёгких отечественных истребителя Tejas Mark 1A и планирует заказать ещё 97 единиц. При этом в разработке находится следующая модель — Tejas Mark 2.
К 2028 году Индия планирует начать собственное производство фюзеляжей Rafale с целевым объёмом выпуска двух самолётов в месяц. В настоящее время в составе ВВС Индии имеется всего 31 действующая эскадрилья, что значительно меньше санкционированной численности в 42 эскадрильи.
Тем временем с 2014 по 2024 год Китай нарастил собственные ВВС на 435 истребителей и штурмовиков, а Пакистан — на 31 самолет. Воздушный флот Индии за указанный период сократился на 151 самолёт.
Повис в воздухе конкурс на многоцелевой истребитель (MRFA) стоимостью 20 миллиардов долларов с условием закупки 114 построенных в Индии иностранных истребителей. Основным претендентом в нём остаётся Rafale, показавший себя в недавней схватке с ВВС Пакистана не самым лучшим образом.
F-35 vs Су-57Э
Хотя сомнения растут, Индия по-прежнему будет оценивать F-35 и Су-57Э на основе эксплуатационных, промышленных и стратегических параметров.
При сравнении двух истребителей с точки зрения малозаметности F-35A включает в себя методы формообразования, такие как выравнивание кромок и внутренние отсеки вооружения, чтобы уменьшить радиолокационную отметку под разными углами, поддерживаемые радиопоглощающими материалами и минимальными неоднородностями поверхности.
Су-57Э использует элементы малозаметности в лобовой части, но включает в себя открытые сопла двигателей и большую площадь поверхности, что способствует более высокой радиолокационной отметке при взгляде сбоку или сзади.
F-35A оснащён одним двигателем Pratt & Whitney F135, развивающим тягу приблизительно 191 килоньютон, тогда как Су-57Э использует два двигателя АЛ-41Ф1, обеспечивающих суммарную тягу около 294 килоньютонов.
Су-57Э способен развивать суперкрейсерскую скорость 1,3 Маха, в то время как F-35А — нет. Его максимальная скорость составляет 1,6 Маха, в то время как у Су-57Э скорость составляет 2+ Маха.
При этом Су-57Э оснащён трёхмерными соплами с отклоняемым вектором тяги и комбинированной компоновкой крыла и корпуса для повышения аэродинамической манёвренности, в то время как F-35A использует обычные управляющие поверхности.
Что касается авионики и локаторов, F-35A оснащён радаром AN/APG-81 с АФАР, электронно-оптической системой наведения (EOTS), системой с распределённой апертурой (DAS) и защищёнными каналами передачи данных, что позволяет самолёту собирать, объединять и передавать информацию о целях и угрозах в режиме реального времени.
Су-57Э использует радиолокационный комплекс Н036 «Белка», сочетающий радар с АФАР X-диапазона в носовой части, боковые антенные решётки L-диапазона для дополнительных режимов обнаружения и функций радиоэлектронной борьбы, инфракрасную систему поиска и сопровождения (IRST), которая обеспечивает пассивное сопровождение целей, особенно полезное против малозаметных самолётов.
F-35A несёт до 2590 килограммов вооружения внутри фюзеляжа. Его боезапас может быть расширен за счёт внешних узлов подвески, когда не требуется скрытность.
Су-57Э имеет внутреннюю полезную нагрузку, оцениваемую от 2200 до 2500 килограммов. Общая полезная нагрузка, включая внешние подвески, превышает 8000 килограммов, обеспечивая применение вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — земля», такого как Р-77М, Р-74 и Х-58УШКЭ.
В то время как F-35A предназначен для интеграции в объединённые структуры сил с упором на сетевые операции, в Су-57Э больше внимания уделяется более высоким лётно-техническим характеристикам. Хотя он по-прежнему ограниченно эксплуатируется и не применялся в боевых условиях в экспортной конфигурации.
Сменит ли Индия F-35 на Су-57Э?
Решение Трампа о введении 25-процентных пошлин в отношении Индии действительно стало тяжёлым ударом для Нью-Дели. Американский президент публично связал решение о пошлинах с продолжающимися закупками Индией российской военной техники и нефти, с её ролью в группе БРИКС. В отдельных комментариях Трамп назвал Индию и Россию «мёртвыми экономиками». Глава США заявил, что США вели «очень мало бизнеса» с Индией из-за её протекционистской политики.
Тем не менее говорить об окончательном отказе страны от американских F-35 было бы преждевременно, даже несмотря на то что США отказывают Индии в локализации их производства и передаче технологий, чего добивается индийская сторона.
Не стоит забывать, что последний индийский опыт реализации крупных авиационных контрактов с Россией оказался не самым удачным. Предназначенные для закупки российские самолёты МиГ-29 разочаровали индийцев низким качеством и боевыми возможностями. Не самые лучшие впечатления остались у индийцев и после совместной с Россией разработки Су-57. В итоге Индия обратила взор на французский Rafale.
В связи с этим преждевременно делать выводы, что вместо американских F-35 Нью-Дели предпочтёт закупить российские Су-57Э. Хотя Москва готова производить данные машины совместно с индийскими партнёрами и делиться технологиями.
Несмотря на откровенно оскорбительные действия со стороны Трампа, Нью-Дели продолжает участвовать в торговых переговорах и не закрывает дипломатические каналы. Министр торговли и промышленности Гоял сообщил парламенту, что ведутся консультации с экспортёрами и промышленными группами для оценки экономического воздействия американских тарифов.
Очевидно, что шахматы — более глубокая и вдумчивая игра по сравнению с трамповскими шашками (или игрой в Чапаева). Индия намерена обратить выпады американского президента в собственную пользу. Получив весомый повод к обсуждению закупок и совместного производства российских Су-57Э, индийская сторона вызовет беспокойство американцев, для которых не менее важно подсадить крупного мирового игрока на собственные боевые системы. Да и сравнение F-35 и Су-57Э — задача неблагодарная, учитывая то, насколько разными являются данные самолёты по конструкции и концепции применения.
Судя по тому, что Индия реально рассматривала возможность покупки F-35, разговоры о возвращении обсуждения совместных с Россией проектов по Су-57Э могут послужить лишь инструментом в переговорах, позволяющим выторговать у американцев лучшие условия по F-35, включая даже некоторую степень локализации их производства.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: