+3
Сохранить Сохранено 7
×

Русский хоррор: семейка мракобесов живьём похоронила невесту


Русский хоррор: семейка мракобесов живьём похоронила невесту

«Невеста»

Россия, реж. Святослав Подгаевский, в ролях: Виктория Агалакова, Александра Ребёнок, Вячеслав Чепурченко, Наталья Гриншпун, Виктор Соловьёв, Игорь Хрипунов, Лада Чуровская, Дмитрий Куличков.

Страница фильма

Счастливые молодожёны Настя и Ваня едут знакомиться с родными супруга — это угрюмый и неразговорчивый отец, сестра Лиза и её двое детей. Есть ещё не выходящая из своей комнаты прабабка в маразме, представлять которой Настю до поры до времени не стали, и старающаяся казаться доброй тётушка, которая первым делом уточняет у гостьи, действительно ли та чиста и непорочна.

Не признавая загса, они готовятся провести собственную свадебную церемонию, хотя Насте, случайно наткнувшейся на фотографии мёртвых людей, следовало бы задуматься о её целесообразности…

Трейлер фильма «Невеста»

С «Невестой» молодой режиссёр Святослав Подгаевский из «подающего надежды» окончательно превращается в главного мастера российского хоррора: это уже третий его ужастик после фильмов «Владение 18» и «Пиковая дама: Чёрный обряд», и теперь уверенно можно утверждать, что при всей бедности нашего кино по части страшилок только у Подгаевского не дрожат руки при обращении с жанром. Только у него, кажется, есть не просто понимание, как развивать историю и куда ставить камеру, но и умение сделать так, чтобы зрителям действительно было пусть чуть-чуть, но страшно.

Кадр из фильма «Невеста»

В этом отношении Подгаевский теперь уж точно опережает Павла Руминова, который десять лет назад попытался привить этот привлекательный, но непростой жанр на отечественную почву при помощи «Мёртвых дочерей», а в прошлом году «поубивал» ненавистных видеоблоггеров в «Дизлайке». Но Руминов — слишком отвлекающийся режиссёр, спешащий попробовать себя во всех сферах; это сказывается и на предлагаемых им «ужасах».

Святослав настроен, вроде бы, куда более серьёзно, отчего его новый фильм — шаг вперёд не только в плане бюджета и маркетинга, но и с творческой точки зрения. «Невеста» — не великое кино, но для наших краёв весьма показательное.

Кадр из фильма «Невеста»

Как режиссёр Подгаевский назубок знает все правила жанра — и умело генерирует множество пугающих моментов. Вместе с оператором он играет тенями и создаёт нетривиальные видения, но особенно удачно использует шумовые эффекты: шорохи, скрипы, нагнетающая атмосферу музыка — это всё его стихия.

На правах хозяина положения режиссёр уверенно заталкивает своих молодых актрис в один гроб с покойницей, прельщая их сравнением с тарантиновской Умой Турман. Не чурается он при этом и откровенно шаблонных, но неизменно работающих ходов: ждите обязательную сцену в ванной и бегство от призрака через развешанные белые простыни.

Однако возможны и нарекания: например, здесь есть долгая и абсолютно пустая сцена проезда — почти на полтора куплета с припевом известной песенки; разбирать подробнее — найдутся и другие огрехи.

Тизер фильма «Невеста»

Но если и ругать автора «Невесты», то в первую очередь всё же за сценарную работу. С одной стороны, сюжет картины вполне соответствует поставленной задаче: здесь всё более-менее на своих местах и даже титр «Основано на реальных событиях» с последующими рисками излишнего любопытства — не что иное, как следование давным-давно заложенным традициям.

С другой стороны, структура фильма оставляет желать лучшего. Начать с того, что здесь не один, а целых три пролога. В первом автор даёт историческую справку об исследовании необычных свойств негатива, способного сохранять ту энергию, что прозвана людьми душою; так возник ритуал фотографировать покойников с нарисованными «открытыми» глазами — дабы обмануть смерть.

Кадр из фильма «Невеста»

Во втором прологе Подгаевский и вовсе сводит с ума одержимого бесами барина, обнажая ту гнилую помещичью суть, что позволяла как угодно обращаться с рабами-крепостными и привела в итоге, как мы знаем, к пламенной революции (тем удивительнее, что дом, где всё происходит, сквозь бурю эпох дожил до нашего времени даже без ремонта).

Переходя же к современности, сценарист зачем-то вскользь знакомит нас с понятием выдуманного Воннегутом боконизма — ровным счётом никак не используя это при дальнейшем повествовании.

Перечисление подобного рода ошибок можно было бы и продолжить (например, довольно долго здесь попросту непонятно, чего конкретно следует опасаться главной героине), но все они меркнут перед одной логической загадкой, поломать голову над которой придётся, видимо, каждому совершеннолетнему зрителю.

Кадр из фильма «Невеста»

Каким таким образом очаровательная студентка, успевшая уже выйти замуж, может считаться — пусть даже в самом затхлом уголке, но всё-таки в наши дни! — чистой и непорочной невестой?.. А как же, простите, первая и последующая брачные ночи?..

Конечно, «Жена» — не такое удачное название для фильма ужасов как «Невеста», но зачем тогда вообще было надевать на палец героини обручальное кольцо, если автор хотел подвести свою историю под древнюю мифологию, в соответствии с которой свадьба была уж больно похожа на похороны?..

Кадр из фильма «Невеста»

Все эти глупые вопросы портят впечатление если не от всей картины, то уж точно от её финала, вызывая, по меньшей мере, явно незапланированные смешки в зале. Но без учёта этого смотрится «Невеста» хорошо и даже даёт надежду на сиквел.

Впрочем, совершенно необязательный — тем более что у Святослава Подгаевского наверняка имеется в запасе немало других оригинальных историй, которые он со временем сумеет воплотить в более совершенной форме. Главное тут, чтобы продюсеры ему верили — и зрительский спрос позволил бы режиссёру спокойно и плодотворно работать на благо отечественного кино в целом и российского хоррора в частности.

Кадр из фильма «Невеста»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)