+4
Сохранить Сохранено 7
×

Венесуэла — это только начало? Трамп готов на развал НАТО и низвержение ЕС


Венесуэла — это только начало? Трамп готов на развал НАТО и низвержение ЕС

Коллаж.

© Ridus

Спецоперация Дональда Трампа в отношении президента Венесуэлы и его стремление к решению судьбы этой страны по его собственному усмотрению показали, что принятая в конце прошлого года Стратегия национальной безопасности (СНБ) — это не просто смелая декларация, а руководство к действию. Трамп действительно намерен сделать Америку великой, по крайней мере, в том виде, как он это себе представляет, а это значит, что прежнему «теплому мирку», выросшему на глобалистических леволиберальных и марксистских идеях, стоит готовиться к новым потрясениям. Удастся ли Трампу растрясти это болото неизвестно, но в том, что в наступившем году скучно не будет, сомнений нет никаких.

Не смотря на то, что до сих пор нет ни какой определенности по будущему Венесуэлы, в западном мире слышится нарастающий шепот относительно того, что следующей целью Трампа станет Гренландия. Судя по идеям, записанным в СНБ, а также по заявлениям самого Трампа, шепот нарастает не на пустом месте. Американский президент действительно замахивается на глобальные перемены, и побочным результатом возвращения Америке величия, по крайней мере в том виде, в котором его представляет себе сам Трамп, может стать новый многополярный мир с довольно своеобразным распределением полюсов. На данном этапе их просматривается всего три – Соединенные Штаты, подмявшие под себя все западное полушарие, Китай и Россия. Остальным странам, судя по всему, предстоит довольствоваться статусом сателлитов (что не так уж и плохо).

Почему именно эти три страны, а не Индия, Бразилия или ЕС? Прежде всего потому, что помимо необходимого уровня экономического развития, на статус полюса страны могут претендовать только при наличии соответствующих военных возможностей. Кроме трех названных выше государств, отстоять соответствующий статус военным путем сегодня в мире не способно ни одно государство.

И это прекрасно понимают в Вашингтоне, Москве, Пекине и… Брюсселе.

К сожалению для Европы, в ближайшие 3-5 лет она не в состоянии привести собственные вооруженные силы в соответствующую форму, позволяющую делать заявки глобального масштаба.

Похоже, подобный расклад вполне устраивает Трампа, в связи с чем, он будет пытаться воплотить все свои идеи в обозримой перспективе… или не будет. В случае начала «гренландской кампании» побочным ее эффектом, скорее всего, станет окончательный крах НАТО, а возможно и Европейского союза в его нынешнем виде.

Гренландия следующая?

Художественное изображение.
Художественное изображение. © Dall-E / Ridus.ru

Свержение Трампом верховной власти Венесуэлы вызывает опасения у европейских чиновников опасения, что вскоре они могут столкнуться с экзистенциальной дилеммой из-за Гренландии.

Президент США объяснил свое решение современным возрождением доктрины Монро XIX века, назвав ее при этом «доктриной Донро». Этот принцип, по сути, утверждает право США руководить всем Западным полушарием и контролировать любые важные для него ресурсы.

Что же касается Гренландии, то, по словам Трампа, ему «абсолютно» необходимо контролировать полуавтономную территорию в составе датского королевства в целях безопасности. Эта логика изложена в стратегии национальной безопасности, и теперь Трамп использует эту политику для оправдания своего вмешательства в Венесуэлу, демонстрируя, как далеко он готов зайти.

Для Европы и Организации Североатлантического договора это имеет колоссальные последствия. Действия Трампа в отношении Гренландии противопоставят США другим членам трансатлантического военного альянса, который они возглавляют и в создании которого принимали участие. Все это подорвет доверие к НАТО и возлагает на Европейский союз беспрецедентное бремя военной ответственности за одного из своих членов.

«Если США решат нанести военное нападение на другую страну НАТО, то всё остановится, включая НАТО, а значит, и безопасность, которая была обеспечена со времён окончания Второй мировой войны», — заявила в понедельник вечером в эфире датского телеканала TV2 премьер-министр Дании Метте Фредериксен.

Гренландия, конечно же, не Венесуэла, как поспешили заявить в понедельник многочисленные европейские чиновники. Остров находится под защитой гарантий коллективной обороны НАТО, которые гласят, что нападение на одного члена альянса является нападением на всех. Теоретически это должно обеспечить значительный сдерживающий фактор против любого традиционного военного нападения…, но только не со стороны главного члена самого альянса.

«Поводы для беспокойства существовали еще до Венесуэлы, когда речь зашла об интересах Трампа в Гренландии», — заявил эксперт по внешней политике США из Датского института международных исследований Расмус Сондергор. — Ситуация обострилась, поскольку Дональд Трамп теперь действует в соответствии с этой доктриной, посылая сигнал о том, что готов пойти на многое, чтобы добиться своих интересов».

По словам источников, знакомых с ситуацией, датское правительство действительно обеспокоено и воспринимает угрозы Трампа всерьез, а не просто как риторику или тактику ведения переговоров. Недавние публичные заявления из Копенгагена отражают эту обеспокоенность: правительство в основном неохотно делает какие-либо заявления публично, чтобы избежать обострения напряженности.

«Я верю, что он говорит это совершенно серьезно, и это, конечно, неприемлемо, — заявил Фредериксен в понедельник. — Недопустимо оказывать давление на Гренландию. Гренландия очень четко заявила, что хочет сама определять свое будущее. Это будущее не должно определяться другими».

Хотя Гренландия является самоуправляемой территорией, где местное правительство контролирует большинство внутренних вопросов, Дания отвечает за оборону и безопасность этого арктического острова. Регион приобретает все большее значение, поскольку изменение климата открывает новые торговые пути и обнажает новые природные ресурсы.

В ответ на это Россия и Китай давно уже активизировались в этом регионе, перебросив туда дополнительные ресурсы, борясь за контроль с США.

Кризис НАТО

Коллаж.
Коллаж. © Ridus

Вмешательство США в судьбу Гренландии имело бы далеко идущие последствия для этого баланса сил, потенциально дестабилизируя весь западный альянс.

Для НАТО эта перспектива поднимает неудобные вопросы о том, считает ли ее сильнейший член по-прежнему обязательства альянса обязательными или необязательными.

Это также подчеркивает структурную слабость внутри альянса — статья 5 соглашения НАТО о взаимной обороне не содержит явного положения о том, что происходит, если один член нападает на другого.

«Применение силы представляло бы огромную угрозу для альянса и усугубило бы существующие опасения по поводу приверженности США альянсу», — отмечает научный сотрудник Фонда Маршалла Иэн Лессер, специализирующийся на политике безопасности США и трансатлантических отношениях. — В крайне маловероятном случае военного развития гренландской проблемы это поставило бы НАТО и трансатлантические отношения под реальную угрозу и стало бы настоящим подарком для России и Китая».

Подобное событие стало бы проверкой прочности и единства ЕС. Если бы НАТО раскололось изнутри, Дания была бы вынуждена обратиться к своим партнерам по ЕС, фактически попросив их сопоставить необходимость защиты Гренландии с сохранением отношений с Вашингтоном.

Члены ЕС не обладают достаточной военной мощью, чтобы напрямую противостоять США, и являются близкими союзниками Вашингтона на протяжении почти 80 лет. Они также сталкиваются с другими важнейшими проблемами безопасности, включая конфликт на Украине.

Применение силы также станет беспрецедентным испытанием для статьи 42 Регламента ЕС, которая обязывает членов ЕС оказывать помощь и содействие странам, подвергающимся нападениям извне блока.

На данный момент лидеры ЕС лишь подтверждают свою солидарность с Данией и Гренландией, подчеркивая, что остров находится под защитой НАТО в случае агрессии. «Гренландия является союзником США и входит в альянс НАТО, и это очень большая разница, — заявила в понедельник на пресс-конференции главный пресс-секретарь еврокомиссии Паула Пиньо. — Поэтому мы полностью поддерживаем Гренландию и никоим образом не видим возможности сравнения с тем, что произошло».

Но это не гарантирует, что Трамп в конечном итоге не попытается принудить Гренландию и Данию к подчинению.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)