В России открылся авиасалон-призрак МАКС-2025
- 22 июля 2025 01:03
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Двадцать второго июля в России должен открыться онлайн авиасалон МАКС. Мероприятие будет призрачным и пройдёт в электронном формате в течение шести дней. Его проводят госкорпорация «Ростех» и её дочка компания «Авиасалон». Главной темой онлайн-выставки eMAKS станет промышленный суверенитет авиастроительных организаций. Цель мероприятия — показать достижения отечественных производителей в аэрокосмической отрасли. Среди направлений eMAKS выделяются самолётостроение, вертолётостроение, космические аппараты и технологии.
Организаторы выставки с уверенностью считают, что сегодня российские предприятия «энергично наращивают производство отечественной продукции». Воздержимся от комментариев…
Призрачный авиапром России
Советский Союз принадлежал к числу немногих наиболее развитых стран мира, обладавших полным циклом создания авиационной техники, включавшим необходимые высокие технологии.
Авиапром СССР выпускал практически весь спектр авиационной техники — от гигантских транспортников и широкофюзеляжных самолётов до автожиров и БПЛА, вертолётов и самолётов-амфибий, самолётов малой и сверхлёгкой авиации.
В Советском Союзе создана мощная авиационная промышленность. Численность занятых в авиапроме специалистов составляла 1,5–2 миллиона человек. В ведении Министерства авиационной промышленности СССР (МАП) находилось около 250 предприятий, непосредственно занимавшихся разработкой и производством авиатехники. Наибольшее количество пассажирских самолётов в СССР произведено в 1974 году — 327 лайнеров.
Чем может похвастаться современная Россия? Выпуск гражданской авиационной техники в РФ в 2024 году составил 166 самолётов и вертолётов — на 13% ниже уровня предыдущего года. Планами Минпромторга, которые корректируются почти каждый месяц, предусмотрено строительство от 600 до 1000 самолётов и вертолётов до 2030 года: в среднем 167 бортов в год, 14 в месяц, каждые два дня по одному самолёту или вертолёту.
Получится ли? Скорее всего, нет. Только западные авиастроительные гиганты вроде Boeing и Airbus способны на такие трудовые подвиги. В прошлом году Boeing поставил заказчикам 348 пассажирских самолётов, а Airbus — 766 коммерческих самолётов 86 клиентам по всему миру.
Вертолёт почти не виден
Вертолёты гражданского назначения в России строятся сегодня в основном на трёх заводах холдинга «Вертолёты России»:
- ПАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ);
- АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)4
- АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)».
На основании официальной информации можно сделать предположение, что в 2024 году на заводах холдинга «Вертолёты России» построено около 60 машин гражданского назначения.
КВЗ поставил российским авиакомпаниям 14 новых вертолётов Ми-8МТВ-1. Больше всего вертолётов данной партии получила авиакомпания «ЮТэйр — Вертолётные услуги». По официальным заявлениям, КВЗ на ближайшие годы обеспечен заказами полностью.
У-УАЗ в настоящее время специализируется на производстве вертолётов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2, Ми-171А3 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). Все машины марки Ми-8АМТ, переданные заказчикам через ГТЛК, изготовлены в Улан-Удэ.
КумАПП производит вертолёты семейства Ка-32. Большие надежды в Кумертау возлагаются на новую модель вертолёта для пожаротушения — Ка-32А11М, поставки которой предприятие планировало начать в 2022 году. Сертификация модели завершена в декабре 2023 года.
В советское время ОКБ/КБ Братухина, Камова, Миля, Яковлева разработано 33 типа вертолётов, построено 14 типов серийных машин и 7 экспериментальных вариантов, создана в металле 61 модификация вертолётов.
Объём производства вертолётов (гражданского, двойного и военного назначения) доходил в Советском Союзе до 900 машин в год. В 1974 году только Ми-4 произведено 635 машин. Похоже, современная Россия никогда не достигнет масштабов строительства СССР в производстве вертолётов.
Российский космос призрачен, а расходы на него — нет
Более 30 лет российский космос является заложником успехов СССР, а власть и общество ждут от него их повторения. Сегодня Россия пока по-прежнему входит в тройку держав «полного цикла»: собственная ракета-носитель для пилотируемых аппаратов, космодромы и система мониторинга, часть орбитальной станции, спутники. Подобное есть только у США и Китая. Даже коллективная Европа не может отправить на орбиту столько же, сколько наш «Союз». Но на 80–90% всё это досталось нам от великой советской космической империи.
В последнее время многое потеряно в данной области. Радуемся запуску ракеты, которую начали разрабатывать в 1990-х годах. Наши космонавты взлетают фактически на королёвской «Семёрке», а на орбите летают на кораблях, доставшихся от советской лунной программы.
Не секрет, что Россия находится на третьем месте в мире по динамике создания национальной космической группировки. В неё входит 290 аппаратов. За 2024 год «Роскосмос» отправил на орбиту 102 аппарата 12 запусками. А американская SpaceX произвела 105 запусков. При этом чистая прибыль у SpaceX за 2022 год равна 559 миллионов долларов, в то время как за тот же год убытки «Роскосмоса» составили 50 миллиардов рублей.
Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Баканов сообщил, что госкорпорация отказалась от проектов спутниковых группировок «Марафон IoT» и «Скиф» ради экономии бюджета. Группировка «Марафон-IoT» должна была обеспечить интернет-доступ для различных устройств, а «Скиф» — предложить услуги спутникового интернета массовым пользователям. Изначально планировалось вывести на орбиту 264 спутника «Марафон-IoT» и 12 аппаратов «Скиф».
С одной стороны, финансирование космонавтики в России давно ждёт пересмотра. Из-за нехватки денег ранее остановлены такие важные проекты, как создание ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Енисей» и ядерного космического буксира.
Для улучшения финансового положения «Роскосмос» начал распродажу непрофильных активов общей стоимостью более 11,4 миллиарда рублей. Речь идёт об объектах недвижимости в Москве, Московской области, Краснодарском крае, Самаре, Тверской области, других российских регионах.
А с другой стороны, Правительство России закладывает около четырёх триллионов рублей в период до 2036 года на финансирование национального проекта по развитию космической деятельности в России. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с новым главой «Роскосмоса» Бакановым. Как будут расходоваться и насколько эффективными станут данные триллионы, один бог знает.
Как заявила депутат Госдумы Светлана Савицкая (первая в мире женщина, совершившая выход в открытый космос), деньги в России можно высасывать из казны государства без всякого для себя наказания.
Что же касается российской орбитальной станции (РОС), то она даст возможность наблюдать не 12% территории России, как МКС, а все 100%, и видеть Северный морской путь 16 раз в сутки. Зачем космонавтам 16 раз в сутки смотреть на Северный морской путь, никто уточнять не стал. Первый вице-премьер Правительства РФ Денис Мантуров вообще заявил, что РОС станет первой в мире платформой-дроном, оснащённой роботами для обслуживания!
При этом потребительские характеристики российских систем дистанционного зондирования отстают от зарубежных аналогов более чем в два раза по разрешению снимков и на порядок по частоте съёмки. Персональная спутниковая связь «трубка-трубка» в отечественных системах отсутствует напрочь.
Производственные мощности США — около 3000 аппаратов в год. В Китае данный показатель приближаются к 2000. В нашей стране — 40. Россия создаст к 2030 году около 350 аппаратов, что означает дорогу в никуда. А мировая спутниковая группировка к 2030 году может быть в составе 60–100 тысяч аппаратов. Комментарии излишни.
Вместо послесловия
Очередной Международный авиационно-космический салон МАКС планируется провести уже в очном формате с июля по август в 2026 и 2027 году в городе Жуковском Московской области. Организаторами выступает Министерство промышленности и торговли России совместно с госкорпорацией «Ростех». Соответствующее распоряжение подписано премьер-министром Мишустиным 12 июля 2025 года.
Не секрет, что планы Минпромторга и «Ростеха» будут корректироваться. Поэтому проведение МАКСа в будущем остаётся под вопросом. Ну что же, подождём…
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: