Тарифы США меняют подход Европы к китайским инвестициям
- 12 августа 2025 13:56
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Город Синиш на побережье Атлантического океана наиболее известен как место рождения Васко да Гамы — португальского мореплавателя, проложившего первый морской торговый путь из Европы в Азию. Спустя столетия Синиш стал примером изменения отношений Европы с Пекином по мере адаптации к миру, где доминирует соперничество США и Китая.
Если раньше китайские компании сосредоточивались на покупке европейской инфраструктуры в виде портов и электросетей, то теперь строят собственные заводы с помощью местных государственных субсидий. Производитель литиевых аккумуляторов CALB в Синише стал последней китайской компанией, разместившей производство в Португалии. В мае компания заложила фундамент завода стоимостью 2,2 миллиарда долларов, где планируется создать 1800 рабочих мест.
Как сообщает Bloomberg, общая сумма расходов составляет лишь малую часть от пикового значения 2016–2018 годов, когда среди покупок присутствовал контрольный пакет акций греческого порта Пирей. Однако сегодняшний обзор Европы показывает, что инвестиции переместились вверх по цепочке создания стоимости, с акцентом на электромобили и аккумуляторы для их питания. Заметно изменились направления инвестиций и круг потенциальных клиентов.
Правительства по всей Европе стремятся привлечь подобные заводы, особенно с учётом трудностей, связанных с торговыми пошлинами президента США Дональда Трампа. Однако многие страны Европейского союза по-прежнему серьёзно сомневаются в целесообразности разворота от США к Китаю.
Направление движения станет яснее на саммите ЕС и Китая, посвящённом 50-летию отношений, который запланирован на четверг в Пекине. Встреча приобретает ещё большее значение после того, как на днях Трамп объявил о торговых соглашениях с Японией и Филиппинами, в то время как соглашение с ЕС остаётся недостижимым.
Лёгкая оттепель
Китайский экспорт в Европу вырос почти на 7% за первые шесть месяцев 2025 года, что подчёркивает важность данного рынка для Пекина. Однако признаки напряжённости трудно игнорировать.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подчёркивает необходимость «снижения рисков» критической зависимости от Китая и других стран, в то время как последний раунд санкций блока против России затронул компании и банки Китая. Данное обстоятельство побудило Пекин в понедельник предупредить о серьёзном ущербе для отношений и пообещать ответные меры. Тем временем саммит сокращён до одного дня.
Несмотря на взаимное доверие, некоторые лидеры ЕС раскололи сплочённые ряды.
Премьер-министр Испании Педро Санчес Перес-Кастехон во время визита к Си Цзиньпину в Пекин в апреле всецело поддержал идею углубления связей между ЕС и Китаем.
Венгерский премьер-министр Виктор Михай Орбан с восторгом отзывался о Китае, посетив Си в июле прошлого года, как раз когда Венгрия заняла пост председателя ЕС.
Президент Франции Эммануэль Жан-Мишель Фредерик Макрон, который любит хвастаться тёплыми связями с Трампом, в мае в телефонном разговоре с Си заявил, что «китайские инвестиции приветствуются во Франции», добавив при этом оговорку, что конкуренция между их компаниями должна быть честной.
Акценты сместились
США не скрывают раздражения флиртом Европы с Пекином. Министр финансов Скотт Кеннет Гомер Бессент предостерёг ЕС от разворота в сторону Китая. Глава ведомства заявил, что такой шаг означал бы «перерезать себе горло».
Годами китайские деньги финансировали всё: от немецкой промышленности до итальянского футбола. Но сейчас их стало меньше. Некоторые инвестиции оказались неудачными. Пекин изменил тактику, ужесточив контроль над расходованием средств.
Согласно исследованию, опубликованному 21 мая Rhodium Group и берлинским Институтом китайских исследований «Меркатор», китайские инвестиции в Европу восстановились в 2024 году после семи лет непрерывного спада. Тем не менее их объём составил 10 миллиардов евро (11,7 миллиарда долларов США), тогда как на пике в 2016 году китайские компании инвестировали в европейские компании в пять раз больше. Об этом говорится в отчёте.
«Китайское правительство пыталось регулировать инвестиции и стремиться к стратегическим вложениям, а не к нерациональным и непродуктивным вариантам вроде футбольных клубов», — отметил старший аналитик Rhodium и один из авторов отчёта Грегор Себастьян.
Исследование показало, что географический профиль сместился от крупных экономик Великобритании, Франции и Германии в сторону более дружественных стран.
В докладе особо отмечена Венгрия, где автопроизводитель BYD и производитель аккумуляторов CATL строят заводы. Именно инвестиции в новые электромобили в настоящее время являются основным каналом китайских прямых иностранных вложений в ЕС и Великобританию, хотя в прошлом году они стали «более политизированными». Данная тенденция отмечена в отчёте.
Подвинуть США
Открытые двери в некоторых частях Европы отражают новую геополитическую реальность, сложившуюся после того, как Трамп затеял торговую войну. Хотя пока рано говорить о каких-либо окончательных изменениях, китайские компании могут удвоить усилия по укреплению позиций на европейском рынке после того, как для них фактически закрылся доступ на американский рынок.
Пошлины могут переломить ситуацию, считает Александр Мюллер — старший партнёр консалтинговой компании Roland Berger, специализирующейся на реструктуризации компаний.
«Знаем по рынку, что китайские компании активно стремятся реализовать стратегию локализации в Европе», — сказал Мюллер для Bloomberg.
За несколько лет китайские автопроизводители превратились из аутсайдеров на собственном рынке в лидеров и теперь поставляют более дешёвые и стильные электромобили по всему миру. В то же время они строят или планируют строить заводы по всему миру, как японские и корейские компании десятилетия назад, чтобы стать ближе к клиентам и избежать пошлин, подобных введённым ЕС.
«Сложность выхода на рынок США, масштабы единого рынка, более высокий уровень квалифицированных специалистов и более высокая прибыль делают Европу идеальным местом для инвестиций для китайских автомобильных и аккумуляторных компаний», — сказал Цуй Хунцзянь, бывший китайский дипломат, преподающий в Пекинском университете иностранных языков. Тем не менее он назвал атмосферу в китайско-европейских отношениях перед саммитом «деликатной».
Уроки истории
Оглядываясь назад, можно отметить, что в 2010-х годах Китай активизировал поглощение европейских компаний. Например, в Португалии China Three Gorges приобрела 21% коммунальной компании EDP SA. Покупка в 2015 году французской компанией Fosun International, зарегистрированной на Гонконгской фондовой бирже, французского туроператора Club Med, работающего по системе «всё включено», рассматривается французскими властями как успех, позволяющий туроператору выйти на международный уровень.
Однако к 2016 году покупка COSCO Shipping контрольного пакета акций порта Пирей вызвала тревогу в Европе в связи со стремлением Пекина взять под контроль стратегическую инфраструктуру в рамках флагманской инициативы Си «Один пояс, один путь». Ещё одним потрясением в том же году стала покупка китайской компанией Midea Group немецкого производителя роботов Kuka AG, за которой последовало поглощение ChemChina швейцарского агрохимического гиганта Syngenta за 43 миллиарда долларов, что вызвало обеспокоенность по поводу проникновения Китая в сферы технологий и продовольственной безопасности.
Реакцией на уровне ЕС и некоторых его членов стало ужесточение проверки инвестиций в стратегических областях. Данное обстоятельство привело к блокированию китайских приобретений. Отношения ухудшились во время пандемии коронавируса и достигли критической точки в 2021 году, когда Брюссель и Пекин обменялись санкциями в связи с обвинениями в нарушении прав человека в Синьцзяне.
Китайские инвестиции в Европу резко сократились из-за роста взаимного недовольства и из-за того, что некоторые сделки пошли не по плану. Владельцы столкнулись с выбором: вывести средства или вложить ещё больше. Компании щедро вкладывали средства в такие отрасли, как производство автомобильных двигателей. Но затем они столкнулись с многолетними убытками, поскольку традиционные производители пострадали от перехода на электромобили и роста производственных издержек.
Итальянский производитель автоэлектроники Meta System SpA вынужденно провёл полномасштабную реструктуризацию в суде, полагаясь на своих клиентов, чтобы удержаться на плаву, после того как китайский мажоритарный акционер Deren Electronics в прошлом году не смог собрать пакет мер по спасению. Deren подаёт в суд на китайские дочерние компании Meta System, требуя вернуть другие средства, вложенные в бизнес.
А потом случился футбол. Бывший китайский владелец миланского «Интера», конгломерат Suning Holding Group, пострадал, когда американский фонд Oaktree Capital Management захватил итальянский клуб после того, как Suning объявила дефолт по кредиту, обеспеченному контрольным пакетом акций.
«Общая судьба»
Зачастую желающим разорвать связи китайским компаниям нелегко найти выход. По словам партнёра немецкой юридической фирмы Goerg Флориана Вольфа, многие акционеры стремятся избежать банкротства компаний и ущерба отношениям с важными европейскими клиентами. «Они хотят уйти с рынка, но при этом сохранить репутацию», — пояснил эксперт, консультировавший многие восточноазиатские компании по вопросам инвестиций в Европу.
Но в политическом и экономическом плане существует общая заинтересованность в снижении протекционизма на фоне повышения Трампом торговых барьеров. Тридцатого апреля текущего года Китай снял санкции с законодателей ЕС. В том же месяце министр торговли Китая Ван Вэньтао на встрече с комиссаром ЕС по торговле Марошем Шефчовичем призвал блок укреплять отношения с Пекином и «привнести больше стабильности и уверенности» в мир.
Страны Центральной Европы вообще не нуждаются в особых доказательствах достоинств Китая. Volvo Cars, принадлежащая китайской Geely Holding, строит завод по производству электромобилей стоимостью 1,2 миллиарда евро в Кошице (Словакия), а Gotion High-Tech совместно со словацкой компанией InoBat создаёт предприятие по производству аккумуляторов для электромобилей.
Соседняя Венгрия стала плацдармом для китайских инвестиций в Европу. Оттуда китайские производители аккумуляторов во главе с CATL поставляют продукцию западным автопроизводителям, включая Mercedes, Audi и BMW, чьи заводы расположены в данной стране. А компания BYD завершает строительство первого европейского завода недалеко от южного города Сегед и планирует разместить в Венгрии европейскую штаб-квартиру. Об этом заявили в мае председатель правления и основатель компании Ван Чуаньфу и Орбан.
На юге, в стремящейся вступить в ЕС Сербии, президент Александр Вучич говорит о построении «общей судьбы» с Китаем. Три крупнейших экспортёра Сербии — китайские: сербский сталелитейный завод приобретён компанией HBIS Group из провинции Хэбэй, а Zijin Mining приобрела медно-золотодобывающий комплекс RTB и создала отдельное предприятие для управления новым рудником в том же богатом полезными ископаемыми регионе. Во время пандемии COVID-19 Сербия получала вакцины из Пекина и развернула рекламные щиты с надписью: «Спасибо, брат Си».
По словам европейского чиновника, такие сделки и связанное с ними увеличение объёма китайских кредитов вызывают тревогу в ЕС. Одной из основных проблем является растущее влияние Китая на критически важные секторы экономики Сербии, которое может быть использовано в политических целях на пути к вступлению Сербии в ЕС.
Выгоды и риски
Существует риск навлечь недовольство Пекина. Активные дипломатические и деловые связи чешского правительства с Тайванем вызвали гнев Китая, и приток китайского капитала замедлился до минимума после нескольких заметных выходов, включая продажу CITIC Group футбольного клуба SK Slavia Praha и доли в Czech Airlines.
Другой пример — Shanghai Putailai, китайская компания по производству аккумуляторных материалов, известная как PTL, которая в 2023 году объявила о планах инвестировать около 1,4 миллиарда долларов в строительство крупнейшего в Европе завода по производству литийионных анодов примерно в 400 километрах к северу от Стокгольма.
В конце 2024 года в соответствии с недавно принятым в Швеции Законом о прямых иностранных инвестициях введены условия, которые включали требование к PTL сократить долю собственности и обеспечить, чтобы ключевые руководящие должности занимали граждане Швеции. PTL отменила проект и заявила, что такие условия коммерчески невыгодны.
Польша столкнулась с проблемами безопасности, поскольку терминал на Балтийском море, контролируемый Hutchison Port Holdings (подразделением компании, базирующейся в Гонконге), расположен слишком близко к базе снабжения НАТО.
Китайские суда связываются с обрывами кабеля в Балтийском море в октябре 2023 года и ноябре прошлого года. Финская разведка предупредила о «постоянном и активном» китайском шпионаже.
И всё же инвестиции трудно игнорировать. Компания Shanghai Shanshan Lithium Battery Materials Technology заявила, что планирует построить завод по производству аккумуляторных материалов стоимостью 1,3 миллиарда евро в Ваасе на западном побережье Финляндии.
Внимание на Германию
Для Европы ключевое значение будет иметь формирующаяся политика нового правительства Германии во главе с канцлером Йоахимом-Фридрихом Мартином Йозефом Мерцем в отношении Китая.
Поскольку Берлин является третьей по величине экономикой мира после США и Китая и крупнейшим европейским торговым партнёром Пекина, экономические отношения Берлина с Китаем достигли «переломного момента». Об этом пишут Макс Зенглейн и Микко Хуотари из Merics в отчёте Hinrich Foundation.
Одним из первых испытаний станет решение о выдаче разрешения на реализацию проекта ветряной электростанции в Северном море с использованием китайских турбин, предложенного немецкой компанией Luxcara, на фоне опасений по поводу энергетической безопасности.
«Традиционная модель глобализации, построенная на либеральной экономической интеграции и географическом нейтралитете, подвергается испытанию и подрыву как Китаем, так и США. Германия находится на переднем крае её последствий», — отметили Зенглейн и Хуотари.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: