Праздничный тест: китайцы продолжают тратить деньги вопреки торговой войне

- 06 мая 2025 15:12
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Китайские потребители продолжили посещать торговые центры и рестораны во время первомайских выходных — одного из самых оживлённых праздничных периодов в стране, хотя настроения остаются неустойчивыми на фоне новой торговой войны с США.
Продажи в розничной торговле и общественном питании выросли медленнее, чем год назад, увеличившись на 6,3%. Об этом сообщило во вторник информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на данные Министерства торговли.
Китайская программа субсидирования закупок новых потребительских товаров могла поспособствовать двузначному росту цен на бытовую технику, автомобили и телекоммуникационное оборудование.
Пятидневный отпуск является популярным временем для путешествий. Расходы на одного туриста достигли 574 юаней (79 долларов). Это чуть выше уровня 2024 года, но всё ещё на 10% ниже показателя за аналогичный период 2019 года до пандемии коронавируса. К таким выводам пришли в агентстве Bloomberg на основе данных Министерства культуры и туризма Китая.
Нужны новые стимулы
Неоднозначные результаты говорят о трудностях, с которыми сталкивается Пекин, полагаясь на внутреннее потребление, чтобы противостоять шоку, вызванному тарифами США для китайской экономики. Домохозяйства не проявляют особых признаков отказа от бережливости, а потребительская уверенность по-прежнему остаётся низкой в результате дефляционного давления и многолетнего спада на рынке недвижимости.

«Предпочтение, которое отдаётся контролю над расходами, по-прежнему показывает, что ещё есть возможности для улучшения настроений. Не думаю, что это уменьшит необходимость стимулирования, поскольку это всего лишь одна из точек данных. Многие поездки на эти выходные могли быть забронированы до повышения тарифов», — сказала изданию главный экономист по Китаю в ING Bank NV Линн Сонг.
Состояние потребительской экономики находится в центре внимания спустя месяц после того, как Дональд Трамп ввёл пошлины на китайские товары в размере до 145%. Власти Китая рассчитывают на укрепление внутреннего спроса, чтобы предотвратить ущерб экономике от ожидаемого сокращения экспорта.
«Хотя общее число путешественников и их расходы увеличивались из года в год, темпы роста значительно замедлились, а ежедневное потребление на душу населения практически не изменилось. Очевидно, что правительству необходимо сделать больше для увеличения потребления и защиты экономического роста от тарифного шока», — отметил Дэвид Ку из Bloomberg Economics.
Но такая стратегия может столкнуться с препятствиями, особенно если рынок труда окажется под давлением из-за увольнений в отраслях, связанных с экспортом. Официальные данные уже показали, что занятость в производственном секторе сократилась в прошлом месяце наихудшими темпами с февраля 2024 года.
Рано радоваться
По мнению экономистов Goldman Sachs, уровень доходов от туризма на душу населения является одним из признаков, «указывающих на сохраняющееся дефляционное давление и продолжающееся снижение потребления».
Кинозрители сократили расходы. Кассовые сборы достигли 747 миллионов юаней, что в два раза меньше, чем в прошлом году. Такие данные собраны онлайн-платформой по продаже билетов Maoyan Entertainment. За исключением периода пандемии коронавируса, данный показатель был самым низким за все праздничные дни, связанные с Днём труда, с 2016 года.

И хотя программа Trade-in стимулировала продажи товаров вроде мобильных телефонов, спрос может снизиться, когда люди перестанут с энтузиазмом относиться к государственным субсидиям.
Тем не менее некоторые аналитики считают, что потребительские расходы пока что держатся на хорошем уровне.
«Несмотря на значительные проблемы, связанные с повышением тарифов в США, темпы роста в гостиничном секторе усилились во время празднования Дня труда по сравнению с предыдущими длительными праздниками», — сказано в отчёте экономистов Goldman.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: