Поле битвы — Великобритания: как автопром Китая покоряет Европу
- 11 ноября 2025 09:01
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Когда Tesla хотела привлечь внимание британских покупателей, компания разместила свои автомобили и яркую вывеску в дилерском центре на знаменитой кольцевой развязке Хогарт на западе Лондона. Ежедневный охват полумиллиона водителей помог американскому автопроизводителю стать ведущим продавцом электромобилей в Великобритании. Однако теперь проезжающие мимо данного автосалона водители видят нечто иное: два китайских бренда Omoda и Jaecoo, принадлежащих государственной компании Chery.
Китайские автомобили пользуются успехом по всей Европе. В сентябре они впервые обошли корейских конкурентов в Западной Европе по объёму продаж. Такой успех во многом зависит от Великобритании. По данным автомобильного аналитика из Берлина Маттиаса Шмидта, из полумиллиона проданных в Западной Европе с января по сентябрь китайских автомобилей 30% куплено британцами.
«Их успех просто поражает», — сказал The Guardian Стив Янг, управляющий директор дилерского центра Hogarth, принадлежащего турецкой группе Çetaş Otomotiv.
Автопроизводители Китая при активной поддержке национального и регионального правительств использовали переход на электромобили как возможность занять лидирующие позиции на мировом автомобильном рынке. При этом Великобритания, в отличие от ЕС и США с повышенными торговыми барьерами, остаётся решительно открытой. Данное обстоятельство делает страну ключевым полем битвы.
Другие приоритеты
Рост продаж китайских автомобилей в Великобритании в основном является заслугой компании BYD. Ожидается, что в 2025 году она обгонит Tesla и станет крупнейшим в мире производителем электромобилей. Великобритания стала самым большим рынком для BYD за пределами Китая после десятикратного роста продаж в сентябре по сравнению с 2024 годом.
Но к вечеринке присоединились и другие участники. Государственная компания Chery стала самым продаваемым китайским производителем в Великобритании в октябре. Её бренды Jaecoo, Omoda и Chery вышли на британский рынок с электромобилями и гибридами. MG носит имя уважаемого британского бренда, но ежемесячные продажи её продукции, производимой государственной компанией SAIC, обогнали продажи Vauxhall — чисто британской марки, хотя и производимой в основном в Германии.
В США китайские электромобили и гибриды облагаются стопроцентными пошлинами. При этом в ЕС пошлины на электромобили варьируются от 17 до 38% в зависимости от производителя. Но они не распространяются на гибриды, что создаёт для китайских автопроизводителей извращённый стимул продавать автомобили с повышенным уровнем выбросов. Италия и Испания стали целями для китайских продавцов.
Однако Великобритания (крупный импортёр автомобилей) воздержалась от введения новых пошлин. Её правительство заинтересовано в импорте электрических моделей, чтобы достичь целевых показателей по сокращению выбросов углекислого газа.
Стимул для конкуренции
Генеральный директор лоббистской группы «Общество производителей и продавцов автомобилей» Майк Хоуз утверждает, что Великобритании нужны динамичный внутренний рынок и мощная производственная база — и всё это на основе «свободной и справедливой торговли».
«Покупатели автомобилей в Великобритании могут выбирать из более чем 50 мировых брендов. Рынок всегда открыт для новых участников», — пояснил Хоуз.
По мнению эксперта, китайские бренды «подстёгивают конкуренцию» и заставляют других игроков рынка проявлять гибкость, ускоряя разработку моделей и снижая издержки.
Дипломатические соображения могли сыграть свою роль, хотя недавняя напряжённость из-за предполагаемого шпионажа со стороны Китая подчёркивает изменчивую позицию Великобритании по отношению ко второй по величине экономике мира.
По мнению Ту Ле, бывшего работника автомобильной промышленности в Детройте и Шанхае, который основал консалтинговую компанию Sino Auto Insights, главный фактор отказа Великобритании от повышенных пошлин заключается в отсутствии нуждающегося в защите местного автопроизводителя.
Шмидт отмечает, что британские потребители более открыты и к предыдущим волнам иностранных брендов. В 1980-х годах премьер-министр Маргарет Хильда Тэтчер соблазнила японских автопроизводителей Nissan, Honda и Toyota делать продукцию в Великобритании, продавая данную идею как ворота в Европу. Следующей волной стали корейские автомобили, на этот раз импортные.
«История повторяется», — говорит Шмидт. Великобритания стала первым портом захода китайских брендов в Европу, хотя пока там нет производственных мощностей.
Осознанная стратегия
Раньше западные руководители воспринимали низкокачественные китайские автомобили как повод для шуток. Теперь им стало не до смеха. В 2023 году Китай обогнал Японию и стал крупнейшим мировым экспортёром.
Обратной стороной мировой экспансии стал избыток мощностей на китайских автомобильных заводах. По данным шанхайского исследовательского института Gasgoo Automotive Research Institute, опубликованным Bloomberg, отрасль теоретически могла бы выпускать 55,5 миллионов автомобилей в год, но фактически использовала чуть меньше половины потенциала. Это привело к жестокой ценовой войне на китайском рынке, в которую пришлось вмешаться властям.
Теоретически это делает экспорт ещё более выгодным. Однако руководитель глобальной практики автомобильной и промышленной отрасли консалтинговой компании AlixPartners Эндрю Бергбаум отмечает, что китайские компании, которым удалось выйти на европейский рынок, часто продают автомобили по гораздо более высоким ценам, чем дома. Это вряд ли свидетельствует об отчаянном стремлении избавиться от продукции. Внешняя экспансия для них — бизнес-стратегия, а не попытка загрузить мощности.
«Если посмотреть на бренды, которые действительно экспортируют, то это обычно сильные бренды. Их очень привлекает возможность продаваться по более высокой цене», — отметил Бергбаум.
Наступление Китая на рынок происходит в то время, когда Европа сталкивается с проблемой избытка производственных мощностей. По оценкам AlixPartners, у европейских автопроизводителей может оказаться на восемь заводов больше, чем нужно. В ближайшие годы они могут уступить до двух миллионов продаж китайским брендам.
Избыток площадей в сочетании с тарифным стимулом для строительства в Европе может привести к тому, что китайские автопроизводители начнут перехватывать площадки у старых конкурентов. Подобное уже произошло в Барселоне, где японская компания Nissan закрыла свой завод, а затем её сменила Chery.
Голосует потребитель
Европейские политики и автозаводы настойчиво утверждают, что китайские автопроизводители получали огромные субсидии, позволявшие им продавать автомобили дешевле (хотя западные автопроизводители тоже не испытывали недостатка в поддержке со стороны своих правительств). Но главная причина роста продаж в Китае проста: потребители их любят.
Таня Синклер, генеральный директор Electric Vehicles UK, финансируемой промышленностью группы, которая стремится увеличить продажи аккумуляторов, уверена, что «британские водители получают выгоду».
«Возможно, мы видим некоторые новые имена. Но привлекательность очевидна: высокие стандарты, конкурентоспособные цены и инновации, поднимающие планку для всех. Автомобили британского производства всегда будут востребованы, если станут частью нашего будущего электромобилей. Но конкуренция и выбор — вот что поддерживает рынок», — пояснила Синклер.
В некоторых китайских марках доступны разнообразные опции — от встроенных приложений для караоке до более продвинутых технологий вроде системы помощи водителю. Многие из таких функций производители предлагают по гораздо более низким ценам, чем европейские премиальные бренды.
«Всё сводится к ценности. Эти машины хороши. Если создам более качественные продукты, приносящие больше пользы моему покупателю, я выиграю», — заключил Ле.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: