+1
Сохранить Сохранено 7
×

МиГ-35 — последний осколок великой империи. К юбилею авиаконструктора Микояна


МиГ-35 — последний осколок великой империи. К юбилею авиаконструктора Микояна

Артём Микоян.

© Коллаж / Ridus.ru

Пятого августа 2025 года исполнилось 120 лет со дня рождения Артёма Ивановича Микояна. Он не был великим авиаконструктором, но стал великим организатором. Используя родственные связи (его старший брат Анастас являлся членом Политбюро ЦК КПСС, заместителем главы Правительства СССР), самых выдающихся авиаконструкторов того времени, которых отнял у «короля истребителей» Николая Поликарпова, как и проект первого своего истребителя, и, как сегодня говорят, используя «правительственный и административный ресурс», он построил огромную империю под названием «МиГ».

Начав со скромного по численности особого конструкторского отдела Государственного авиационного завода № 1 имени Авиахима, Микоян превратил его в одно из лучших в мире конструкторских бюро по созданию боевых самолётов. Здесь разработаны совершенные самолёты, внедрены принципиально новые технологии, сформирована уникальная микояновская конструкторская школа.

Это 14 семейств боевых самолётов и крылатых ракет, выпускавшихся в 100 серийных модификациях. Более 100 опытных самолётов, сотни проектов, десятки летающих лабораторий.

На самолётах МиГ установлено свыше 100 мировых рекордов, в том числе абсолютных. При этом абсолютный рекорд высоты полёта 37 650 метров при старте с земли установлен лётчиком-испытателем ОКБ Александром Федотовым ещё в 1977 году на самолёте Е-266М (МиГ-25М). Он вряд ли будет побит в обозримом будущем.

Фирмой «МиГ» установлены и другие мировые рекорды:

  • 60 тысяч построенных истребителей одной марки «МиГ»;
  • 17,5 тысяч истребителей МиГ-15;
  • 11 тысяч МиГ-21;
  • более 30 лет продолжительности серийного выпуска истребителей одной марки — МиГ-21 и МиГ-29.

Закат микояновской империи

Со смертью Микояна начался закат его империи. Ни сменивший Микояна на должности генерального конструктора Ростислав Беляков, ни другие генеральные конструкторы и директора не пользовались таким авторитетом и влиянием, как Микоян.

По ряду причин РСК «МиГ» утратила значение в качестве самостоятельного разработчика авиационной техники, фактически занимаясь в последние 15–20 лет только работами по модернизации истребителей семейств МиГ-29 и МиГ-31. При этом потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан. Развитие данного боевого авиационного комплекса не может быть реализовано с удовлетворительным соотношением параметров стоимости и эффективности.

МиГ-29.
МиГ-29. © wikipedia.org

Обострилась конкурентная борьба между «Сухим» и «МиГом». Ведомые такими тяжеловесами, как Михаил Симонов и злой гений российской авиации Михаил Погосян, миговцы уступили конкурентам на всех фронтах.

За последние десять лет на фирме вообще сменилось шесть генеральных директоров. О какой стабильности и разработке новых проектов может идти речь? Каждый новый директор приходил со своей командой, что-то успевал сделать и уходил либо выше, либо в небытие. Все они являлись выходцами из «Сухого» или «Иркута».

Апофеозом безобразия с «МиГом» стало решение ОАК о продаже 60 гектаров принадлежащей корпорации «МиГ» земли в районе метро «Динамо». На этом месте будет развёрнуто жилищное строительство и появится парковая зона.

Как заявил «Коммерсанту FM» партнёр Colliers International в России Владимир Сергунин, на данной территории можно построить около 1,5 миллионов квадратных метров недвижимости. Инвестиции в территорию могут составить примерно 80–100 миллиардов рублей.

Жильё в таком месте продаётся примерно по 200 тысяч рублей за квадратный метр. Выручка девелопера составит около 200 миллионов рублей. Сделку можно оценить в 10–15 миллиардов рублей, подчеркнул Сергунин.

МиГ-35 — хромая и никому не нужная утка

Сегодня на слуху остался лишь МиГ-35 — глубоко модернизированный многофункциональный истребитель поколения 4++, который вместе с МиГ-29М/М2 в ближайшем будущем обещает стать преемником нынешних МиГ-29 и МиГ-29СМТ на мировом рынке военной авиатехники.

Впервые название МиГ-35 прозвучало в середине прошлого десятилетия в связи с готовившимся Министерством обороны Индии тендером на закупку 126 перспективных средних многоцелевых боевых самолётов по программе MMRCA (Medium MultiRole Combat Aircraft).

Несмотря на то что в конструктивно-технологическом плане данный самолёт несколько отличался от будущих серийных МиГ-35, на нём уже нашла применение унифицированная двухместная головная часть фюзеляжа, а главное — новейший комплекс бортового оборудования, включая прототип БРЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) и комплекс оптико-электронных средств для обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей, а также для обороны от ракет противника. Однако Россия с треском провалила тендер. Победил Rafale — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией Dassault Aviation.

Однако в июне 2025 года Минобороны России и ОАК заявили о намерении возобновить серийное производство МиГ-35. Планируется применить в нём ряд технологий, изначально созданных для перспективного российского истребителя Су-57. Новые планы предполагают не только увеличение числа самолётов для ВКС, но и серьёзное технологическое обновление платформы. Одним из ключевых новшеств может стать интеграция с истребителем ракеты Р-77М, обеспечивающей дальность поражения до 200 километров. Возможно применение компактного «Изделия 810» с радиусом действия свыше 300 километров.

«Изделие 810» — ракета класса «воздух — воздух» большой дальности. Разработана как миниатюрная производная сверхдальней ракеты Р-37М.

Радар с активной фазированной решёткой «Жук-А» может быть заменён на более продвинутый аналог, созданный на базе РЛС истребителя Су-57М1. Данное решение повысит дальность обнаружения и возможности РЭБ истребителя.

Однако по ряду характеристик МиГ-35 уступает американскому F-35, российским Су-5 и Су-57.

Су-57.
Су-57. © wikipedia.org

Как ранее писал « Ридус», F-35 Lightning II («Молния II») — семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трёх вариантах:

  • наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США;
  • истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании;
  • палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США.

Чисто в теории, если F-35 и МиГ-35 сойдутся в бою на дальнем расстоянии, то с большой вероятностью победа останется за F-35. Это объясняется более высокой дальностью обнаружения целей американцем и его возможностью поражать цели далеко за пределами прямой видимости.

На нём установлена AN/AAQ-37 — электронно-оптическая система (ЭОС) с распределённой апертурой (DAS), состоящая из шести ИК-датчиков на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 километров, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме, обнаруживать иные наземные и воздушные цели, осуществлять навигацию при полёте днем или ночью.

Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолёта позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем это смогут сделать все известные самолёты, включая МиГ-35. Уничтожение противника будет происходить до обнаружения им F-35.

Оружие у американского оппонента МиГ-35 более современное и продвинутое. Это ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM.

Storm Shadow — многоцелевая высокоточная крылатая ракета большой дальности с автономным наведением. Запускается с военных самолётов и фрегатов. Дальность составляет 560 километров на малой высоте.

AGM-158 JASSM — крылатая низковысотная ракета, разработанная американским концерном Lockheed Martin. Дальность полёта ракеты в модификации AGM-158A — 370 километров, в модификации JASSM-ER — до 980 километров. Если дать добро на применение ракет ATACMS, AGM-158 JASSM и Storm Shadow, то под удар попадают крупнейшие города России: Краснодар, Ростов-на-Дону, Москва и другие, Крымский мост.

Что касается ближнего боя, то в нём победит тот, кто быстрее увидит самолёт противника. Пилотаж не поможет. Если конструкция МиГ-35 выдерживает примерно 10G, то F-35 рассчитан на 9G. Разница небольшая, но иногда лётчики предпочитают уйти в сторону вместо ближнего боя.

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 миллиметров. Количество стволов уменьшено с пяти до четырёх, что позволило примерно на 20 килограммов уменьшить массу, а объём — на 20%. Повышена точность попадания. Боекомплект пушки — 180 снарядов. Максимальная дальность стрельбы — 12 000 футов (3660 метров).

На МиГ-35 тоже есть пушка, и калибром побольше. Это стандартная для всех самолётов семейства МиГ-29 встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 миллиметров. Боекомплект составляет 150 снарядов. Единственная проблема пушки — невысокая дальность стрельбы, не превышающая 800 метров, что почти в пять раз меньше, чем у F-35A.

Безусловно, в части пушечного вооружения российский самолёт проигрывает американцу. Впрочем, это мало волнует военнослужащих, поскольку возможность сближения в воздушном бою современных истребителей до расстояния полёта пушечного снаряда (к F-35 это тоже относится) близка к нулю.

F-35 действительно превосходит МиГ-35 во всём, что касается боя на дальней дистанции. Однако возможность нанесения дальнего удара зависит от целого ряда причин, включая погодные условия и выучку экипажей. Если американцу не удалось обнаружить и уничтожить МиГ с дальнего расстояния, ему придётся биться на средней дистанции, где шансы самолётов стремительно выравниваются.

В любом случае всё будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолёты вооружения, сколько от выучки экипажей. Как показывает боевая практика, она часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.

Вместо эпилога

В начале августа 2025 года Индия отказалась от закупки американских истребителей пятого поколения F-35. Официальный отказ Индии от F-35 последовал после громкой истории с британским истребителем F-35B, который простоял на земле в Индии 39 дней из-за неизвестных неисправностей. Данный случай вызвал волну насмешек в соцсетях и СМИ Южной Азии.

F-35.
F-35. © wikipedia.org

Индии нужен более надёжный партнёр, чем США, который не будет оказывать на страну чрезмерного давления в политической и экономической областях. Таким партнёром может стать Россия с её истребителем. Но не МиГ-35, а Су-57!

Хромая утка — компания, которая предоставляет работу многим людям, занятым в национальной экономике. Однако она не может существовать без помощи государства. Именно такой компанией является сегодня РСК «МиГ». Истребитель МиГ-35 — последний осколок великой микояновской империи.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)