+41
Сохранить Сохранено 7
×

Экскурсия в цыганский табор. Фоторепортаж


41 56 6469

Экскурсия в цыганский табор. Фоторепортаж

"Не балуйся, а то цыганке отдам!" - не раз слышал я, как мамы пугают так детей. Но кто такие цыгане, и почему их все так боятся? Действительно ли они гипнотизируют людей и выманивают деньги? Кто такой барон и как он живет? За ответами на эти вопросы я отправился в цыганский табор.

Однажды я выезжал из города и заметил по обочине странные картонные домики. Посмотрев дома на карту, я увидел, что это цыганский поселок. Я был очень удивлен - никогда бы не подумал, что такое бывает по-настоящему и в Челябинске. С тех пор мысль наведаться туда не покидала меня. И вот, волей случая мы уже едем.

Оба табора находятся на выездах из города, с противоположных сторон. Мы выбираем тот, в котором, как оказалось, у нашего водителя есть знакомый. По дороге все шутят, вспоминая цитаты из фильма "Большой куш", ожидая, как нам попытаются "впарить" фургон и "собаку в нагрузку"...

И вот мы на месте. Я вижу перед собой одноэтажные дома, сколоченные из фанерных досок. Домики серые и грязные, их всего около 25-30. Первой мы видим цыганку, которая гонит гусей в загон, я тороплюсь достать фотоаппарат, но не успеваю.

Наша машина останавливается и внезапно, изо всех щелей появляются дети, которые облепляют машину. Становится не по себе.

Мальчик в красной футболке только что вышел из "Приоры" и держит в руках ключи и сотовый телефон.

У цыган есть необычное умение - они неожиданно появляются из ниоткуда и так же неожиданно исчезают. К нам подходит мужчина и спрашивает, зачем мы к ним заехали. Объяснив, что мы хотим пофтогографировать быт, нам дают разрешение. Что интересно, это не особо важно, потому что, как выяснилось, разрешение каждый из них дает свое, не спрашивая остальных, а остальные могут быть и против.

Я начинаю фотографировать, а вокруг меня толпа детей. Все кричат "дядя, сфотографируй меня!" и лезут в кадр. Начинается просто какой-то ужас... Все бегут за мной, трогают за руки, пытаются снять очки. Девочка рядом садится в лужу и начинает ходить в туалет...

Наш водитель Серега был здесь несколько раз и говорит, что лучше сфотографировать их или сделать вид - все равно не отстанут. Я начинаю снимать детей, и с каждым кадром они не успокаиваются, а напротив, все громче кричат и просят фотографировать их еще. При этом они все толкаются и лезут в кадр первыми.

Поселок состоит из нескольких импровизированных улиц. Здесь живет около 30 семей.

Скоро появляется сын одного из авторитетных мужчин в таборе - Валера (в синей футболке слева) и сообщает нам, что в таборе траур и пока нам лучше не фотографировать здесь, а приезжать через неделю. Мы понимающе вешаем камеры на шею.

Но при этом он сам просит сфотографировать некоторых детей, которые не успокаиваются... Я окончательно запутываюсь и продолжаю снимать.

На улицу потихоньку стягиваются взрослые мужчины. Все сначала выглядят очень сурово и спрашивают о цели нашего визита и вроде бы запрещают снимать, но потом сами позируют и пытаются попасть в кадр.

А один цыган даже красиво сел и сам попросил его запечатлеть.

И самый активный мальчик, который вышел из "Приоры"

Я постепенно двигаюсь к машине, боясь за свои карманы, мои напарники тоже уже садятся. Немного успокоился я только тогда, когда сел на заднее сиденье за тонированными стеклами и закрыл дверь на кнопку. Теперь дети лезут в машину, не давая закрыть дверь, и кричат "дядя, дай копеечку!".

С борьбой мы закрываем дверь в машину и трогаемся. Я молюсь, чтобы машина не сломалась и мы побыстрее уехали. За нами еще бегут несколько цыганят...

Естественно, мы не удовлетворяемся таким результатом и принимаем решение отправиться во второй табор, который стоит в другом конце города. Прибыв на место, мы видим точно такие же домики. Но если в первом таборе у нас был хоть какой-то знакомый, то здесь мы вообще никого не знаем. Поэтому, приехав, мы еще несколько минут сидим в машине, предвкушая то, что сейчас начнется...

Но здесь все начинает развиваться несколько по другому сценарию. Первой нас замечает женщина, и уже за 30 секунд из одной она превращается в несколько с детьми. Дети, увидев камеру, сразу просят сфотографировать их, но не так нагло, как в первом таборе, а уже намного более цивилизованно. Женщина оттаскивает своего ребенка, не желая, чтобы он попал в кадр.

Но это ему (или ей) не особо мешает. Все уже смеются, включая маму.

В этом таборе все происходит намного спокойнее. Цыганки начинают рассказывать нам, что их поселок хотят отобрать, и все говорят фамилию Давыдов. Говорят, что к ним уже приезжали люди с камерами и что-то снимали. Общаются они спокойно и вежливо, даже на некоторое время становится интересно и приятно с ними разговаривать. Разница с первым поселком разительная.

За разрешением на съемку нас отправляют к барону, и мы начинаем искать его дом. По пути за нами отовсюду наблюдают и с интересом рассматривают. Но дети ведут себя прилично, не кричат и не бегут толпой.

Дом барона был найден не сразу, попробуй различи эти дома...

И уже около дома нас встречают несколько взрослых и крепких мужчин и начинают, что называется, задавать "неудобные вопросы". Здесь уже становится не по себе. Адекватно воспринимать реальность мозгу не дают стереотипы про цыган.

Кое-как объяснив им, зачем мы приехали, мы видим подъезжающую к дому машину. "А вот и барон из магазина приехал!".
Мне сразу представляется, что сейчас выйдет какой-то здоровый черноволосый мужик в золотых цепях и шубе на голое тело, но к нам подходит очень приятный и приветливый мужчина по имени Юра. По крайней мере, так он нам представился. Я рассказываю о наших съемках.

Он приглашает нас в дом. Мне становится жутко, со спины подходит около десятка мужчин и все настойчиво предлагают войти в дом и "выпить чаю". В конце концов мы соглашаемся и следуем внутрь. В голове крутятся самые жуткие картины.

Миновав маленькую прихожую, мы сразу попадаем в кухню. Садимся за стол и вдоль стен встают мужчины, барон садится с нами за стол. Все остальные стоят. Смотря на это все, возникает устойчивая ассоциация со сценой из фильма "Большой куш". С нами так же разговаривает один барон, но все остальные мужчины дополняют его ответы.

У плиты суетится женщина - жена барона. И уже скоро на столе появляется три стакана на блюдцах, в каждом из которых лежит слива. Мы с коллегами недоуменно переглядываемся. Но вскоре выясняется, что это традиционное приготовление чая. В эту же кружку кладется обыкновенный пакетик чая и заливается кипятком.

В верхней левой части кадра, вы можете увидеть, как вдоль стен стоят те самые цыгане.

Мы начинаем разговор с Юрием, и я объясняю, что моя цель - показать в своем репортаже цыган обыкновенными людьми. Показать, что цыгане такие же люди, как все, и что человеческое им не чуждо. Первые вопросы мы почему-то задаем о свадьбе.

- Традиционная свадьба, какая она?
- Детей мы женим в 12 лет...

Мы сначала думаем, что это шутка, но Юра улыбается и начинает объяснять.

- Когда мальчику уже 12 - его пора женить. Его отец разговаривает с отцом какой-нибудь девочки и они договариваются о женитьбе.

Мальчика, а девочку тем более, спрашивать никто не будет. За них уже все решено.

Почему детей женят так рано? Это нужно для того, чтобы мальчик, как будущий мужчина, с детства привыкал нести ответственность и понимал, что у него есть семья, которую нужно кормить и защищать. Свадьба длится три дня и мало чем отличается от нашей с вами традиционной свадьбы.

Пока идет эта беседа, на столе появляется кое-какая еда. Я уже, совершенно осмелев и забыв о том, "что меня пытаются отравить", уплетаю бутерброд. А мужчины, будто окончательно расслабившись, расходятся по делам, а один садится с нами за стол.

Как раз в день нашего приезда в таборе гостил цыган из Самары, приехавший в гости на несколько дней. Он тоже показался довольно приветливым и общительным. По дому ходит мальчик без штанов, жуя что-то, а рядом с ним "пёсик".

Я выбираю момент и задаю вопрос, который больше всего меня волнует: "Почему вы не живете в квартирах, а строите свои дома" и получив ответ, я нахожусь в шоке.

- Нельзя, чтобы женщины были над мужчиной. Это неправильно и недопустимо.

Оказывается, у цыган страшное преступление, если женщина находится на втором этаже, над головой мужчины.

"Она должна знать свое место и всегда быть ниже", - показывает нам рукой Юра.

Мы затрагиваем тему иерархии и выясняется, что это касается и еды. За одним столом с мужчинами женщины есть не могут - они едят после. Но если женщина уже старая и мудрая, то иногда её пускают за стол, выражая уважение. Более того, нижняя часть тела женщины считается изначально оскверненной. И одежда, которую носит женщина ниже пояса. Прикасаться к ней мужчина никогда не будет.

Традиционно, у женщины должна быть длинная юбка до пола. У мужчин традиционная одежда - папаха. Рассказав об этом, Юрий убегает в комнату искать в шкафу шапку. Для фотографии он одевает её.

- Она осталась мне еще от деда. Позор мужчине, когда у него нет такого головного убора, тем более, если ты барон, - рассказывает Юра. Но на сегодня традиции опускаются, ведь мы живем в современном мире, и папаха одевается уже только по праздникам.

Барон, кстати, выбирается всем табором. В его задачи входит контроль за порядком в таборе, решение споров, контроль денег и т.д. Барон - это такой локальный и 100% уважаемый "президент". Очень важно, чтобы в таборе был порядок. В первую очередь для того, чтобы другие цыгане, из других городов, никогда не могли сказать, что в нашем таборе что-то плохо.

Каждый вечер, цыгане собираются на "пятиминутку". Здесь табор обсуждает, как у кого дела, кто в чем провинился, как дела на работе и т.д. Работают, кстати, челябинские цыгане с металлом. Даже называют себя они "металлоломщики". Поэтому молодые мужчины-цыгане не фотографируются - боятся.

- А вот с русскими вы дружите? Бывает такое, что они приходят в табор? - спрашиваю я и понимаю, что задаю глупый вопрос. Сам ведь сижу, пью вкусный чай и угощаюсь нехитрой едой.
- Конечно, у нас часто гостят русские друзья, и мы общаемся с соседним поселком.
- А бывает брак между русскими и цыганами?
- Нет, ни в коем случае! Это недопустимо!

С Юрием общаться очень интересно. Он рассказывает нам про проблемы.

- Администрация города не хочет давать бумаги, подтверждающие право владения землей, поэтому мы не можем строить уже нормальные, хорошие дома. Вдруг нас выгонят? Сейчас у меня идут переговоры с Давыдовым, и я надеюсь, что скоро все у нас получится, и мы сможем законно жить на свей земле.

Оказывается, цыгане, которые сидят на улицах с грудными детьми, так же ненавистны настоящим цыганам, как и нам с вами. Зовутся они "люли". Люли - это позор цыганского рода. Кстати, они православные. Но бывают и мусульмане, они называются "харохане". К цыганкам, которые на вокзале раздевают людей, Юра относится тоже негативно. "Это ведь просто грабеж!", - говорит Юрий.

В доме становится душно и жарко от чая и мы выходим на улицу.

В прихожей кошка с котятами.

А с другой стороны - пёсик.

На улице женщины кипятят воду. Дети здесь, кстати, все грязные и чумазые. Но это выглядит даже смешно. Зато все сытые и довольные.

Пока мы ходим и фотографируем, в табор приезжает такси. Я сначала подумал, что у меня галлюцинации, а потом увидел, что это цыгане приехали домой.

Один дом здесь вообще выглядит прилично, и на нем есть даже спутниковая тарелка, которая не очень сочетается со всеобщим хаосом в поселке. К слову, в этом таборе тоже около 30 домов и 30-40 семей.

А другие дома, выглядят, например, так:

Мы разговариваем с Юрием и мимо нас идет женщина. "Повернись!" кричит она. Мы с недоумением смотрим на Юру и он улыбнувшись рассказывает:

- Если женщина идет по улице и видит стоящих мужчин, она должна сказать им отвернуться, чтобы они не смотрели на нее.
Если она этого не сделает, то вечером женщины спросят её, не стыдно ли ей, что другие мужчины смотрели на нее, а она не сказала отвернуться. Если она ответит, что не стыдно, то женщины побьют её. Нравится, да?

- Нравится, - отвечаю я и говорю, что даже завидую в чем-то таким традициям цыган.

Вернувшись в дом, я рассматриваю картины на кухне. Здесь же стоит маленький, кухонный телевизор.

А в комнате уже можно посмотреть фильм на широком экране.

В доме есть отопление, и зимой здесь жарко. Чего не скажешь, когда смотришь на эти дома снаружи.

И вот наше время подходит к концу, и нужно уезжать. Честно говоря, теперь уже и не хочется. От того страха, который был вначале, не осталось и следа. Никто нас не отравил и не закопал в таборе. И, более того, мы уехали, даже не купив фургон. И песика нам никто не "толкнул".

Оказывается, настоящие цыгане - гостеприимный, спокойный народ, уважающий свои традиции. Я искренне надеюсь, что свои проблемы с землей и администрацией города Юрий скоро решит, и наши друзья-цыгане смогут построить себе крепкие и уютные дома на своей земле.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+41

 

   

Комментарии (53)

  • free1
    free1 21 июня 2012

    А на фото столько огородов...
    Земледельцы..
    Хозяйственные..

    Ответить
    0 +
  • vidik
    vidik 21 июня 2012

    ни одного огорода не заметил...

    Ответить
    0 +
  • o______0
    o______0 22 июня 2012

    *sarcasm*

    Ответить
    0 +
  • advocate441
    advocate441 21 июня 2012

    Шикарный репортаж. Автору респект.

    Ответить
    0 +
  • vidik
    vidik 21 июня 2012

    спасибо.

    Ответить
    0 +
  • Владимир-3965
    Владимир-3965 22 июня 2012

    Где ты там огороды-то увидел?...

    Ответить
    0 +
  • Владимир-3965
    Владимир-3965 22 июня 2012

    Пардон, не "тому" написал.... Я free1 хотел....А удалить здесь вроде как никак.... :(

    Ответить
    0 +
  • free1
    free1 22 июня 2012

    И я о том же!!
    Где огороды.
    Чем живут то... лю-ляшки

    Ответить
    0 +
  • LaY_zzz
    LaY_zzz 22 июня 2012

    думается мне: не только с металлом они работают

    Ответить
    0 +
  • Владимир-3965
    Владимир-3965 22 июня 2012

    Одно слово - ЦЫГАНЕ! А репортаж не плохой и впрямь! Спасибо!

    Ответить
    0 +
  • lepr
    lepr 22 июня 2012

    А где же наркотики и BMW X6?

    Ответить
    0 +
  • утёна на йух
    утёна на йух 22 июня 2012

    в чай ему явно экстази намешали...

    Ответить
    0 +
  • GN
    GN 22 июня 2012

    Спасибо за кадр из фильма «Snatch».

    Ответить
    0 +
  • leonid-2684
    leonid-2684 22 июня 2012

    классный репортаж

    Ответить
    0 +
  • Сашин-4779
    Сашин-4779 22 июня 2012

    Цыгане тоже бывают разные. Основная масса конечно живет нечестно по человечьим понятиям (есть понятия уголовные, есть понятия человеческие). Прошли те времена когда "цыгане шумною толпою по Бессарабии гуляли...", времена вольнолюбия, непокорности и т.п. Сегодня, к сожалению, многие просто мошенники и воришки. Не приемлю их возвышивание мужчин перед женщинами, идиоты, каждого из них родила женщина мать. по этому поводу могу сказать только одно, засранцы.

    Ответить
    0 +
  • anyengen
    anyengen 22 июня 2012

    Esli cigan bydet "raznim", esli on toljko zadymaetsja na temy statj "raznim", on ischeznet s lica zemli.

    Ответить
    0 +
  • AkDes
    AkDes 22 июня 2012

    Тэ авэн бахталэ, ромалэ!

    Ответить
    0 +
  • Vegas
    Vegas 22 июня 2012

    свиньи

    Ответить
    0 +
  • freeway
    freeway 22 июня 2012

    искал этот коммент, плюсую

    Ответить
    0 +
  • Grammar Nazi
    Grammar Nazi 22 июня 2012

    Отличный репортаж!
    Вот только не понял фразу "Работают, кстати, челябинские цыгане с металлом". Куют металл? Продают металл? Воруют металл?

    Ответить
    0 +
  • Nivas
    Nivas 22 июня 2012

    "Куплю цветмет"

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 22 июня 2012

    "Сопру цветмет"

    Ответить
    0 +
  • 666helvetica666
    666helvetica666 22 июня 2012

    Ну ты даешь! Как по твоему цыгане работают?

    Ответить
    0 +
  • Grammar Nazi
    Grammar Nazi 22 июня 2012

    по-твоему

    Ответить
    0 +
  • Стилобат
    Стилобат 22 июня 2012

    Барон барону рознь. Большому кораблю - большое плавание, как известно...

    Ответить
    0 +
  • capitan obvious
    capitan obvious 22 июня 2012

    Дико

    Ответить
    0 +
  • oleg.nikonychev
    oleg.nikonychev 22 июня 2012

    Интерьеры как стильно оформлены. Надо добавить в коллекцию.

    Ответить
    0 +
  • partycat2012
    partycat2012 22 июня 2012

    Хороший репортаж

    Ответить
    0 +
  • mail.messer
    mail.messer 22 июня 2012

    Люли — это позор цыганского рода
    Наркоторговцы - гордость цыганского рода.
    Металлисты где-то посредине.

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 22 июня 2012

    Про Люли еще Горький писал, все давно началось у них с этим...

    Ответить
    0 +
  • галина  козьмина
    галина козьмина 22 июня 2012

    !!ОТЛИЧНО!! Отдельный респект автору за личную смелость - решение выехать в цыганскую деревню. Своеобразный кусочек Индии на российских просторах. Обязательно напишите, как решился земельный вопрос у барона с Давыдовым.

    Ответить
    0 +
  • Здравый
    Здравый 22 июня 2012

    Зоопарк

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 22 июня 2012

    Видимо, пока не доросли до продаж наркоты. Все еще впереди у них.

    Ответить
    0 +
  • fankertiban
    fankertiban 22 июня 2012

    I f*cking hate pikeys (c)

    Ответить
    0 +
  • Insolite88
    Insolite88 22 июня 2012

    классный репортаж! спасибо автору.
    жаль про наркотики не задали вопрос ;)

    Ответить
    0 +
  • ecosse1974
    ecosse1974 22 июня 2012

    Занятный репортаж...было бы интересно конечно услышать честный рассказ барона на тему чем живут братья цыгане)

    Ответить
    0 +
  • Gradus-3794
    Gradus-3794 22 июня 2012

    На московском проспекте в Рязани у циган особняки. Грязь в этих особняках такая же. Цыганки стоят на перекрестке продают наркотики. Думате, менты не в курсе? СМИ пишут об этом годами - всем превать и власти и оппозиции. Поэтому оппозицию вашу уважать не за что. Они борятся за места и зарплату отрабатывают, а реальных конкретных акций у них нет. Просто гуляют, дебилы

    Ответить
    0 +
  • ПОЛЬЗОВТАЕЛЬ УДАЛЕН
    ПОЛЬЗОВТАЕЛЬ УДАЛЕН 22 июня 2012

    Ты закусывай, закусывай...

    Ответить
    0 +
  • электрыцарь Латунный
    электрыцарь Латунный 22 июня 2012

    Вы когда успели в Рязань вернуться? (помните свой комментарий? "Я в иммиграции 20 лет. Свой средний бизнес."). И что Вы предлагаете оппозиции в качестве "конкретной акции"? Устроить цыганский погром 100-тысячной толпой?

    Ответить
    0 +
  • wagulya
    wagulya 22 июня 2012

    понаехали цигане а потом говорят кошельки пропадают

    Ответить
    0 +
  • RocknRolla
    RocknRolla 22 июня 2012

    Цыгане - это наши далёкие родственники.
    Ещё до нашей эры племена славян, жившие на севере современной России, мигрировали в северо-западную индию.
    А около 1000 лет назад несколько племён из северо-западной Индии стали переселяться в соседние страны, преимущественно в Персию, это и были "настоящие" цыгане, после они начали расселяться по всему миру.

    Ответить
    0 +
  • free1
    free1 22 июня 2012

    Не совсем.
    Имя этому народу лю-ля.
    Учите матчасть.

    Ответить
    0 +
  • Ich habe fertig
    Ich habe fertig 22 июня 2012

    Это чё на фото с парнями Брэд Питт сидит, второй слева?? Deja vu..

    Ответить
    0 +
  • Rita
    Rita 22 июня 2012

    ну вы текст то читайте!

    Ответить
    0 +
  • Rita
    Rita 22 июня 2012

    автор,вам гадали?

    Ответить
    0 +
  • pvlgood
    pvlgood 22 июня 2012

    В Большом куше не цыгане, а пэйви
    ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%...

    Ответить
    0 +
  • andkor71
    andkor71 22 июня 2012

    "Для фотографии он одевает её"
    "папаха одевается уже только по праздникам"

    Аффтар! Шапку (куртку, штаны, трусы, ботинки и т.д.) не одевают, а надевают!!!

    Ответить
    0 +
  • vidik
    vidik 22 июня 2012

    спасибо, учту.

    Ответить
    0 +
  • old_pioner
    old_pioner 22 июня 2012

    Везде у них разные обычаи. В Ленобласти например, да, в деревне была цыганка, вела своё хозяйство, огород, скот домашний. А молодые мужчины цыгане приезжали к ней с целью стянуть старинную икону. Остальные живут по окраинам в частном секторе. Женщины у них работают челноками со всяким барахлом, перевозят на небольшие растояния на автобусах. Мужчин они содержат. Мужчины пробавляются мелким воровством и наркотой. Я раз отстал от автобуса, сидел, денег на такси не было. Подошла цыганка, угостила водкой. Маленькая, около 30 лет. Сказала сыну 16, он на дискотеке. Позвала к себе, в доме была ещё одна, с более европейским лицом, красивая, несмотря на золотые зубы :). Я купил портвейна. Но с их слов цыгане пьют только водку. Так я научил цыганок пить портвейн. С собою была толстая газета, они её с интересом читали всю ночь. 1я цыганка звала меня жениться на ней, и мол, кроме этой пустой избы у неё квартира, забитая нормальными вещами. Так что 2 несовпадения с авторской инфой.

    Ответить
    0 +
  • old_pioner
    old_pioner 22 июня 2012

    Замуж её выдали не в 12, а в 14-15 лет. Муж где-то есть, но живут с сыном. Сына она побаивалась правда, что он придёт и будет недоволен нашей компанией. 2-я цыганка предложила стащить у соседа по дому какое-то мясо. Я отказался. В общем, 1-я цыганка проводила меня, взяв обещание снова увидеться. Ей надо самой было ехать, с вещами, но сил у неё не осталось после бессонной ночи с водкой и портвейном. Больше не видел её. Я был из другого райцентра.

    Ответить
    0 +
  • дмитрий-9934
    дмитрий-9934 22 июня 2012

    Репортаж отличный, спасибо автору).
    Единственное что постоянно говоришь о том, что Цыгане плохие, опасные люди - это не дает реальности происходящего!
    А так, еще раз спасибо(.

    Ответить
    0 +
  • Suhman.
    Suhman. 23 июня 2012

    Короче, автор, развели тебя эти цыгане.

    Ответить
    0 +
  • 2kepka
    2kepka 26 июня 2012

    От автора в шоке.
    "Если она ответит, что не стыдно, то женщины побьют её. Нравится, да?

    — Нравится, — отвечаю я и говорю, что даже завидую в чем-то таким традициям цыган."

    Ответить
    0 +