Жизнь и смерть украинского пулемётчика: история, рассказанная его смартфоном

- 15 апреля 2025 09:25
- Кирилл Копыток, Почетный внештатник «Ридуса»
Вадим Сусло
Вадим Иванович Сусло родился в селе Сасиновке Пирятинского района Полтавской области Украины. Потом он вырос, переехал в Полтаву и устроился работать в магазин строительных инструментов и техники «Кувалда».
Его жена Светлана — домохозяйка и продавец кухонной утвари. Сына зовут Роман. Работает в том же магазине, что и папа. Дочь Виктория учится в художественной школе. Одна из её работ выставлялась в Брюсселе на выставке «Сто рисунков детей несломленной Украины», организованной при поддержке посольства Украины в Евросоюзе.

В свободное от работы время Вадим Иванович любил пиво, шашлыки, различные онлайн-игры, свою собаку Польду породы йоркширский терьер и лайкать публикации про убивающих тупую русню украинских суперсолдат.
Мобилизация
Двадцать четвёртого ноября 2024 года Вадим Иванович Сусло мобилизован и направлен на прохождение врачебной комиссии. Жена и дети ждали его у порога военкомата. Несмотря на наличие нескольких хронических заболеваний, мужчина признан годным к несению службы.
Сразу после мобилизации Вадим Сусло написал об этом другу Сергею, воюющему в рядах «Третьей штурмовой бригады»* (ранее — запрещённый в России нацистский батальон «Азов»*). Сергей из нацбата жалел Вадима и предлагал ему обдумать СЗЧ (то есть бегство из военной части). Тот ответил, что уже адаптировался, после чего назвал подразделение Сергея «Третьей Жмуровой»
Из военкомата Сусло отправился в учебную часть в посёлке Гончаровское Черниговской области. Данная учебка известна на Украине как «Гондурас». Военкомат пообещал отправить Вадима служить в части тылового обеспечения, расположенные в Полтаве. Обманули.
Учебка
Половина контингента в учебной части «Гондурас» — уголовники, регулярно употребляющие наркотики. Двое новобранцев сбежали уже на пересылке. Вадим попытался купить у медиков свидетельство, что он не годен к службе по состоянию здоровья. «Больничка» запросила за эту услугу «сто кочанов капусты». Видимо, речь шла о крупной сумме денег, которую семья Сусло собрать не смогла.
Вадим боялся, что отправится воевать на Курский участок фронта. Солдаты и офицеры Украинской армии утверждали, что лучше попасть в дисбат или тюрьму, чем отправиться туда. Тем временем жена всё ещё пыталась выкупить мужа. Вадим хотел перевестись в тыл за взятку, но не получилось.
Супруга Вадима уверяла его, что решит вопрос с переводом. При этом она опасалась, что военные возьмут взятку, но ничего не сделают и обманут. Кинут. Вадим жаловался на плохую кормёжку в учебной части. Говорил, что телефон надо прятать как следует. Если командиры его найдут, сильно накажут.
Один из сослуживцев Вадима бежал из учебной части. Он убит при попытке перехода границы Украины с Белоруссией. Офицеры ездили опознавать тело. Другой боец потерял автомат. Третий свалился с приступом эпилепсии.
Жена просила Вадима написать отказ в случае отправки на Курское направление и ни в коем случае не подписывать армейский контракт. Он согласился с ней.
Будущие солдаты продолжали бежать из учебки «Гондурас». Десять бойцов употребили наркотики и попались патрулю. Один из призывников сломал ключицу. За операцию нужно было заплатить 20 000 гривен, поскольку украинское государство не захотело бесплатно лечить солдата.
Инструктор ударил призывника прикладом по голове. Ещё один солдат сбежал из учебки с оружием. Его искала полиция с собаками.
Среди призывников много заболевших. Мест в палаточном госпитале не хватало. За два дня больных оказалось больше, чем больничных коек.
В учебную часть приехал новый капитан. Сказал, что больных на территории учебки нет. Все здоровы и должны нести службу.
Жена писала Вадиму, что в Полтаве мобилизовано 200 человек за сутки. Он отвечал, что призывники очень дурно отзываются о ТЦК. Сообщил, что в учебку приехало пополнение. Двое из числа новоприбывших сбежали в первый же день.
Над учебкой летали «Шахиды», по ним стреляли. Ещё один призывник убежал из палаточного госпиталя учебной части.
Вадим вместе с ротой тренировался в ночных стрельбах. Говорит, что стреляли неизвестно куда, не видя мишеней.
Двоих сбежавших из учебки вернули. Они вместе с остальными призывниками отправились играть в пейнтбол. Это часть их боевой подготовки. Отрабатывали таким образом зачистку окопов от противника.
Сусло спрашивал жену, нет ли желающих забрать его на тыловую службу. Ещё двое призывников бежали из части.
Вадим рассказал жене, что их должны отправить в Сумы вместо Курска. Супруга ответила, что ТЦК «упаковал» работников соседнего склада, то есть мобилизовал их на фронт. Призывник Сусло жаловался на проблемы с дефекацией из-за нервов.
Обучение военному делу (КМБ, курс молодого бойца) у призывника Сусло и его товарищей длилось четыре дня. Его роту Министерство обороны Украины «растаскивает в качестве затычек» на самые горячие участки фронта.
Призывники нервничали, многие оказались на грани срыва. Но бодрились и строили из себя «рексов, готовых крошить кацапов».
Приехали «покупатели» — представители воюющих украинских бригад. Врали призывникам, что у них всё тихо и спокойно. Те не верили и всеми силами старались избежать отправки на фронт. Их вылавливали. Друга Вадима, тамаду с пороком сердца, отправили в десант.
Жена Вадима по просьбе мужа сделала ему жетон пулемётчика, купила каску и бронежилет. Штатная экипировка слишком плоха, чтобы носить её. Красивую нашивку он заказал самостоятельно. На фото видно, что новобранец не смог правильно закрепить на шлеме активные наушники.

Вадим получил крупнокалиберный пулемёт. По сути, это самопальная переделка из предназначенного для установки на технике ДШКМ. Но никто не показал, как из него стрелять.
Переезд на фронт
Затем последовала длинная переписка, по ходу которой мобилизованный Вадим Иванович Сусло переехал из учебки в Сумы, а оттуда — на территорию Курской области, в посёлок Малая Локня. Это произошло в январе 2025 года.
Он честно писал жене, что шансы выжить уменьшаются с каждым приближающим его к линии фронта километром.
«Почему так? ЗА ЩО?» — спрашивала Вадима супруга.
Но были и хорошие новости. У Романа Сусло, сына мобилизованного, вот-вот должен был случиться первый секс.
Следует отметить, что к указанной выше дате Украинская армия на Курском направлении фактически находилась почти в полном окружении. Командиры знали, что отправляют мобилизованных бойцов в огневой мешок на верную смерть.
Ценой жизней свеженаловленных ТЦК украинцев руководство пыталось купить время для вывода из Курского котла наёмников и широко разрекламированных в медиа «элитных» подразделений. Однако почти все они уничтожены в ходе поспешного бегства с российской земли.
Вадим поведал жене, что находится на передовой. Ротации нет. При этом он охарактеризовал ситуацию как «попали яйца в двери». При заезде на позиции ВС РФ сожгли две машины и БТР.
В переписке с матерью Сусло признаётся, что его товарищи по учебке не смогли дойти до позиций живыми. Вадим поговорил с командиром. Перспективы у него так себе. Позывной начальника — Мориарти. Воюет с 2014 года, ещё с АТО. Ему 50 лет. Пережил многих подчинённых.
Командир привёз на фронт жену. Вадим сделать этого не смог. Пил вместе с сослуживцами горилку. Вадим жаловался, что руководство отправляет их заходить на позицию через взорванный россиянами мост. Техника не пройдёт, подкреплений не будет, с отходом тоже могут возникнуть сложности. Командир не пошёл с бойцами на позицию, отсиживаясь в относительной безопасности. Почему? «Натовская подготовка».
Военные действия
Вадим и ещё два мобилизованных бойца отправлены оборудовать новую позицию на передовой. Они взяли патроны, но пошли без гранат, потому что командир лёг спать и никто не знал, где их взять. Заход на позицию не удался. Трое мобилизованных с крупнокалиберным пулемётом оказались на открытой местности и потерялись. Вадим хотел разбить лицо командиру.
Вадим плакался жене, что его подразделение находилось под постоянным обстрелом ВС РФ. Кассеты, «Грады». Каждые четыре секунды выход или прилёт. Шансы выжить уменьшались. Закончились все, кто держал позиции перед подразделением Вадима. Отпуск не светил.
Однажды Вадим попросил у командира рюкзак. Тот полез рыться в вещах убитых солдат. Мобилизованный жалуется жене, что «всем плевать на всех». Много пропавших без вести, которых никто не ищет. «После нас будут другие». Командир пил, его подчинённые тоже.
Жена спрашивала Вадима, как его дела. «Гробовых не получишь», — ответил он супруге. Как оказалось впоследствии, угадал. Говорил, что пугается звуков обстрелов.
На следующий день сообщил, что не хотел расстраивать супругу плохими новостями. Но сделал это под воздействием налитого командиром и товарищами алкоголя.

Затем следует длинная пауза в переписках. В это время появляются записи в личном дневнике Вадима Ивановича Сусло.
Дневник
Оригинал написан на украинском языке, далее приводится перевод.
Пожалуй, всё-таки нужно записать. Уже теряюсь в датах, сегодня 16 февраля, но об этом позже. Первое, что меня волнует, это ночь на 15 февраля, когда нас было четверо.
Начну с описания нашего ангара, ориентируясь на часы, где 12 — это наша лесополоса. На девятый час брешь в стене, которую считаю самым опасным местом для прохода врагом: 150 метров до кладбища, ещё 650 метров до болота. Между Никольским и Викторовкой 1100 метров. Может ли незаметно группа из трёх человек пройти такое расстояние? Точки продвижения две — из бреши и из окна. На седьмом есть ещё одно окно, но туда не залезть. Плюс ту комнату можно контролировать вместе с брешью.
В десять утра поступает команда «Боевая готовность». На точку 354 двигается три танка. Взял рацию, слушал команды другим позициям, параллельно всматривался в бинокль для зрительного контакта. Забегал смежник предупредить всех до боя, но это было непринципиально вообще, поскольку все были на адреналине.
Три ленты и короб с патронами БЗТ, другой короб впрок. Игрок в основном молча, как Рэмбо, ходил за мной туда-сюда, куда-то целясь из автомата. Три танка, а ты с автоматом! Ходил постоянно на гору для наблюдения, поскольку рассчитывал, что за танками может идти более лёгкая броня с пехотой. Очень помогло, что накануне был сильный мороз и ветер. Дронов не было. Впервые смог столь чётко увидеть всю местность с рельефом, даже посадку сверху.
Держал ориентир на 354 и расстояние 1,7 километра. Пропустил танки и работал из пулемёта по возможной более лёгкой технике. Нервно курил внизу и ходил наблюдать на второй этаж. Докладывал об этом вокзалу. Потом он сказал по рации, что танки поехали в сторону. Напарник всё это время ходил туда-сюда, а потом просто сидел на скатах. Нашёл замерзшую воду, сделал нам бутерброды. Я не спецура, но всё же взял себя в руки и делал то, что должен был делать. Ждал команду об огне. Как бы страшно ни было, я сделал бы это снова без колебаний. Много или мало, но я должен сделать это.
Все чмырили деда, что он беспозвоночный и безынициативный. Но он раскрылся на позиции, Игрок показал себя совсем с другой стороны. Увидел его в стрессовой ситуации, а это не пять дней сидеть в яме под обстрелами. Хочу ошибаться, но он мне ничем помочь не мог. Это была его бесхребетность. У меня всё. Надеюсь, доживу до 18 февраля. Люблю, целую, Кабачок.
Конец
Второго марта 2025 года шагомер на телефоне Вадима перестал показывать шаги.
Спустя месяц, 2 апреля 2025 года, мы нашли его тело в Малой Локне. Вместе с купленными женой каской и жетоном.

Третьего апреля президент Украины Владимир Зеленский вручил высшие государственные награды нескольким приближённым военачальникам. Они получили ордена за «успешно спланированную, подготовленную и проведённую Курскую операцию».

Украинское командование считает Вадима Ивановича Сусло без вести пропавшим. Как он и предсказывал, гробовых выплат его супруга не получила.

Мы сообщили Светлане Сусло о смерти её мужа.
______________
* Решением Верховного суда РФ от 2 августа 2022 года украинский националистический полк «Азов» признан террористической организацией. Его деятельность в России запрещена.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: