+1
Сохранить Сохранено 7
×

Жертва «Суперджета»: Aurus — старый самолет под новым названием


Жертва «Суперджета»: Aurus — старый самолет под новым названием

Aurus Business Jet (ABJ).

© Соцсети

Во время СССР страна была покрыта густой сетью пассажирских авиаперевозок. На региональных маршрутах, в частности, использовались современные для того времени самолеты Ан-24, Ту-134, Як-40 и многие другие. Однако после перестройки и развала Советского Союза вместо сотен региональных маршрутов остались десятки. Также стали устаревать и списываться с эксплуатации региональные самолеты. И это было плохо для развития экономики России.

Ведь развитая авиатранспортная сеть — важный признак экономически благополучной, цивилизованной страны, а разрушение этой сети — признак упадка и одичания. Для огромной России, значительная часть территории которой труднодоступна для наземных видов транспорта, пассажирская авиация тем более важна. Важны и местные линии, связывающие областные и краевые центры с глубинкой, и маршруты, соединяющие регионы друг с другом напрямую, минуя Москву и другие немногочисленные российские крупные авиаузлы.

Об этом говорил еще в мае 2016 года президент России Владимир Путин.

«Мы знаем, как сложно складывается доставка пассажиров на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в близлежащие, соседние регионы через Москву либо через Санкт-Петербург. Это абсолютно неприемлемо. И для людей создает сложности, и для экономики в целом… В этом смысле собственный региональный самолет, особенно с возможностями посадки и взлета с грунтовых полос, имеет для нас большое значение. В свое время таких самолетов было у нас немало, использовались широко, но они все устарели… Можно, конечно, приобретать эту технику по импорту, как мы делали до сих пор, но для такой страны, как наша, конечно, нужна собственная машина».

Поэтому неудивительно, что сегодня обострились проблемы обновления аэропортов МВЛ и, что гораздо важнее, замены авиапарка России новыми и (или) модернизированными самолетами.

Как «Газпром» стал дублером ОАК

Интерьер  бизнес-джета Aurus Business Jet (ABJ)
Интерьер бизнесджета Aurus Business Jet (ABJ.) © Кадр из видео

Одним из проектов возрождения региональной авиации России должен стать «новый» российский самолет под торговой маркой Aurus. Строить его будет не ОАК, а созданная весной 2023 года «Газпром Тех» — дочерняя структура «Газпрома». В настоящее время «Газпром Тех» набирает соответствующие кадры в области производства авиатехники, включая руководителей, проектировщиков и специалистов по радиоэлектронному оборудованию на воздушных судах. При этом во главе программы будет поставлен коллектив, ранее занимавшийся российско-китайским лайнером CR929.

В основу Aurus лягут наработки по региональному самолету Ту-324. Чем же привлек этот лайнер газпромовскую структуру?

Ту-324 — жертва «Суперджета»

© Соцсети

Ту-324 (Ту-414) — проект регионального ближнемагистрального пассажирского самолёта, участвовавший в тендере Росавиакосмоса в 2003 году и проигравший проекту RRJ (в дальнейшем SSJ-100) по «причине лучших экспортных перспектив (иностранные комплектующие вместо российских — выше надежность и уровень безопасности) и наличия внебюджетного финансирования проектных работ (2,37 миллиарда рублей из 3,83 миллиарда до 2015 года).

Ту-324 был первым российским самолётом, система управления которого, будучи полностью отечественной, позволяла управлять полётом экипажу из двух человек. Он имел «стеклянную» кабину, удовлетворял строгим требования ИКАО по шуму и эмиссии выхлопных газов. Ту-324 стал первым отечественным самолётом, спроектированным более 20 лет назад в «цифре».

© Соцсети

Ту-324 проектировался как замена Ту-134 и Як-40 в трех отличающихся размерами модификациях — VIP на 19 человек и дальностью до 7000 километров, пассажирской на 52 человека и дальностью до 2500 километров, а также удлиненной пассажирской на 72 человека и дальностью около 3500 километров. Предварительная стоимость одного самолета составляла на то время 19–23 миллиона долларов.

Если сравнивать «Суперджет» и Ту-324, то первый нельзя эксплуатировать в условиях Крайнего Севера, далеко не все ВПП региональных авиалиний способны принять такие самолеты. От них отказалось даже МО России. Для многих других стран, где качество аэродромов не самого высокого класса и ВПП через каждые два часа пылесосят, Ту-324 оказался бы весьма востребованным.

Реальный проект или очередной «прожект»?

В марте 2023 года в Санкт-Петербурге было создано ООО «Газпром Тех», принадлежащее двум стопроцентным «дочкам» «Газпрома» — ООО «Газпром Капитал» и ООО «Газпром Газонефтепродукт Холдинг». В сентябре «Газпром Тех» стал владельцем ООО «Аурус-Аэро», которое в июле 2022 года учредили инвестиционно-венчурный фонд Татарстана (доля — 950 тысяч рублей) и стопроцентная «дочка» ОАК — ООО «ОАК-Ресурс» (50 тысяч). Как основной вид деятельности указано производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов.

Уставный капитал «Газпром Тех» не поражает размерами — всего десять тысяч рублей, однако, по утверждению ее основателей, она позиционируется как компания, созданная «для консолидации высокотехнологичных активов в сфере судостроения, авиационной и автомобильной промышленности, а также радиоэлектроники, космической и прочей деятельности». Указано, что она планирует «реализовать долгосрочную программу развития, предусматривающую создание, внедрение и улучшение инновационных производственных проектов и технологий».

Сможет ли компания с таким уставным капиталом что-то вообще построить, трудно сказать, однако еще в 2022 году, после начала СВО и прекращения поставок импортной авиатехники в РФ, глава (раис) Республики Татарстан Рустам Минниханов (который к этому времени стал еще и председателем совета директоров «Туполева») предложил наладить выпуск не только Ту-214, но и Ту-324 (а еще Ту-204СМ и Ту-334). И не исключено, что эта идея будет реализована в ближайшее время.

ТУ-214 © соцсети
ТУ-214. © Соцсети

Конечно, если этого не случится, то стоило бы вспомнить и Ту-334 — российский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в ОКБ Туполева примерно в то же время, что и Ту-324, и тоже ставший жертвой «Суперджета». Однако, в отличие от предшественника, Ту-334 был уже сертифицирован и уже летал.

Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года под руководством летчика-испытателя А. Н. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Было изготовлено два лётных образца Ту-334.

Кроме того, в случае Ту-324 сразу же исключаются проблемы с устанавливаемыми на нем двигателями АИ-22, разработчиком которых было украинское ГП «Прогресс», а изготовителем нескольких опытных экземпляров — также украинское «Мотор Сич». В условиях СВО поставка таких двигателей весьма проблематична, а разработка в России займет много времени.

 Ту-334
Ту-334. © flaps.su

Да, на Ту-334 установлены авиационные газотурбинные двигатели Д-436, разработанные ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко (Украина). Однако, в отличие от АИ-22, российские ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“» и УМПО имеют комплект документации по двигателям Д-436, позволяющий им производить, испытывать и поставлять двигатели этого семейства.

Жажда — ничто, имидж — все

В рамках этой статьи ничего не было сказано о том, зачем самолет Ту-324 нужен «Газпрому». «Газпром» — российская энергетическая компания, более 50% акций которой находится у государства. Стратегической целью общества является укрепление статуса лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.

Как считают в «Газпроме», «репутация современной компании, помимо всего прочего, зависит от приверженности высоким этическим принципам». Важная составляющая деятельности «Газпрома» и повышения его имиджа — общественные и благотворительные мероприятия для наименее защищенных групп населения, поддержка проектов в области развития культуры, образования, медицины, спорта и других социально ориентированных программ. Поэтому неудивительно, что до конца февраля 2022 года среди спонсоров УЕФА был и российский «Газпром». Компания была рекламодателем союза с 2012 года и, как сообщает Reuters, платила по 40 миллионов евро в год.

И ничего, что Россия была лишена обязанностей по проведению финала Лиги чемпионов в 2022 году, что это мероприятие перенесено из Санкт-Петербурга в Париж, в то время как их национальные команды были отстранены от участия в соревнованиях ФИФА и УЕФА, а московский «Спартак» был исключен из Лиги Европы.

Неудивительно и то, что в июне 2023 года «Газпром» заключил контракт на 78 миллионов евро с турецким футбольным клубом «Бешикташ». Логотип компании будет размещен на форме спортсменов. Кроме того, клубный стадион получит новое название.

Правда, этот контракт никак не повлиял на объемы поставок и стоимость поставляемого газа, но если верить древней мудрости о том, что «жажда — ничто, а имидж — все», то проект возрождения Ту-324 органически вписывается в стратегическую цель «Газпрома» — повышение его имиджа. Ну что же, будущее покажет…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)