Желание Трампа удешевить доллар может навредить экономике США
- 14 июля 2025 21:00
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Президент США Дональд Трамп заявил, что Федеральная резервная система должна установить базовую процентную ставку на уровне 1%, чтобы снизить расходы правительства по заимствованиям, позволив администрации финансировать высокий и растущий дефицит, ожидаемый в результате его законопроекта о расходах и сокращении налогов. Но Трампу следует быть осторожнее в своих желаниях, считает обозреватель Reuters Говард Шнайдер.
Он поясняет, что столь низкая ставка рефинансирования ФРС обычно не является признаком того, что США — самая «горячая» страна в мире для инвестиций, как заявил Трамп. Обычно это кризисная реакция на серьёзные экономические проблемы.
Сейчас экономика США их не испытывает. Но в условиях рекордно низкой безработицы, продолжающегося экономического роста и инфляции выше таргета ФРС в 2%, сверхнизкие процентные ставки могут легко обернуться против него, если инвесторы на рынке казначейских облигаций объемом 36 триллионов долларов сочтут этот шаг признаком того, что регулятор поддался политическому давлению и снизил ставки по ошибочным причинам.
Конгресс поручил ФРС поддерживать стабильные цены и полную занятость, а не удешевлять расходы на покрытие дефицита, и снижение ставок в нынешних условиях вполне может привести к возобновлению инфляции.
«Если ФРС завтра решит, что мы снижаем процентные ставки до 1%, вряд ли это окажет традиционное влияние на долгосрочные процентные ставки. Рынок облигаций опасается, что инфляция вновь усилится, и, по сути, мы потеряем независимость ФРС и ослабим инфляционные ожидания», — сказал главный экономист EY-Parthenon Грегори Дако. Хотя есть «возможности для смягчения» текущего диапазона в 4,25%-4,50%, это совсем не похоже на масштабы сокращений, которые предполагает Трамп, добавил он.
Дако отметил, что уровень безработицы составляет всего 4,1%, экономика растёт примерно на 2%, а инфляция составляет около 2,5%, поэтому ничто не указывает на необходимость немедленного и существенного снижения ставки.
1% — это нормально?
Ставка ФРС в 1% не была редкостью в последнюю четверть века, но это не признак хороших времен, поскольку совпадает с уровнем безработицы в 6% и выше.
Бывший президент Джордж Буш-младший правил страной в период, когда ставка составляла 1%. Это произошло вскоре после вторжения США в Ирак в 2003 году и в конце серии снижений ставок ФРС после краха доткомов и терактов 11 сентября 2001 года в США. Бывший президент Барак Обама унаследовал близкую к нулю процентную ставку ФРС, вступив в должность в январе 2009 года. Он также унаследовал мировой финансовый кризис.
Сам Трамп получил от ФРС ставку, близкую к нулевой, в последние месяцы своего первого срока в Белом доме, когда пандемия COVID-19 остановила экономику.
Однако, несмотря на свое огромное влияние, ФРС располагает ограниченными инструментами воздействия на экономику в обычное время.
Руководители центральных банков США, как правило, встречаются восемь раз в год, чтобы установить так называемую ставку по федеральным фондам.
Только банки берут займы овернайт по такой ставке, но она служит ориентиром для других видов кредитования, влияя на всё, от корпоративного долга до ипотечных кредитов, потребительских кредитных карт и доходности казначейских облигаций. Возможно, не менее важно то, что она формирует ожидания относительно динамики ставок.
Хотя эти ставки тесно коррелируют с ключевой ставкой ФРС, они не устанавливаются центральным банком напрямую. Разница между ними всегда существует, в том числе и в отношении того, что так волновало Трампа: процентной ставки по казначейским облигациям США.
Предложение, спрос и риск
Глобальная торговля на множестве рынков в конечном итоге определяет эти другие ставки. Например, спрос иностранного пенсионного фонда на казначейские облигации или ипотечные ценные бумаги влияет на то, сколько американцы платят за ипотеку или правительство США за финансирование своей деятельности.
Объем государственного долга США определяется расходами и уровнями налогов, устанавливаемыми президентом и Конгрессом. Федеральное правительство обычно ежегодно тратит больше, чем получает в виде налогов и других доходов, а Казначейство покрывает этот годовой дефицит за счет заемных средств, выпуская ценные бумаги со сроком погашения от 30 дней до 30 лет.
При прочих равных условиях, увеличение дефицита и накопленного долга приводит к повышению процентных ставок. Ожидается, что дефицит и долг увеличатся после принятия Конгрессом в начале этого месяца «большого и красивого» налогового законопроекта Трампа.
Что касается спроса, США занимают привилегированное положение, которое позволяет снизить стоимость государственных заимствований, поскольку страна по-прежнему считается относительно безрисковой инвестицией с большим предложением, глубокими и хорошо функционирующими рынками, а также историей сильных институтов и правовых норм. Текущая доходность выше 4% особенно привлекательна для крупных пенсионных фондов или пенсионеров, желающих получать доход, будучи уверенными в безопасности своих инвестиций.
Но, как и любой заёмщик, правительство США должно платить премию за риск, который берёт на себя инвестор. Размещение денег в 10-летних казначейских облигациях означает, что другие возможности упущены. Процентные ставки, инфляция и экономический рост могут измениться за этот период, и инвесторы хотят получить компенсацию за эти риски.
Если взять в качестве отправной точки процентную ставку ФРС, все эти факторы суммируются в форме «срочной премии».
Нематериальные активы, такие как доверие к институтам страны, также имеют значение. Когда в апреле Трамп усилил угрозы уволить главу ФРС Джерома Пауэлла, доходность выросла, и президент отступил — признак того, что мировые рынки имеют важное значение в вопросе независимости центральных банков.
Не всё подвластно Трампу
Недавно Трамп отправил Пауэллу рукописную записку со списком ставок центральных банков и отметил карандашом, где, по его мнению, должна находиться процентная ставка ФРС — ближе к нижней границе.
Политики Центрального банка США заявляют, что снижать ставки рискованно, пока не станет ясно, что новые тарифы Трампа (многие из которых уже введены, а другие только планируются) не приведут к росту инфляции.
Руководители центральных банков часто ссылаются на политические формулы или правила, которые связывают целевой показатель инфляции с поступающими и прогнозируемыми экономическими данными, чтобы указать подходящую процентную ставку.
Никто не предполагает, что ставка ФРС будет такой низкой, как хотелось бы Трампу.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: