Юрист Хаминский: маркетплейсы монополизируют рынок ритейла в России
- 27 ноября 2025 15:03
- Сергей Невтушенко
В России продолжается спор между банками и онлайн-платформами по поводу ценовой политики последних. Суть разногласий состоит в том, что маркетплейсы предлагают покупателям наиболее выгодные цены при условии, что те будут использовать карты, выпущенные самими маркетплейсами. Центробанк встал на сторону финансовых организаций, предложив Минэкономразвития запретить маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты. Такую практику в ЦБ посчитали недобросовестной.
Центробанк также выступил за запрет продажи продуктов банков, являющихся дочерними организациями маркетплейсов, на самих этих платформах.
Комментируя эту ситуацию в беседе с Общественной службой новостей, юрист Александр Хаминский отметил, что в настоящее время маркетплейсы практически монополизируют рынок розничной торговли, аккумулируя весь финансовый оборот в электронной коммерции. Это влечет за собой сокращение числа офлайн-магазинов и закрытие независимых интернет-магазинов.
«Практика использования скидок онлайн-платформами в целях получения неконкурентных преимуществ ведется уже давно. Ранее они в принудительном порядке требовали от продавцов предоставлять скидки за счет собственных средств, что вынуждало продавать товары себе в убыток. Затем возникла практика субсидирования скидок самими маркетплейсами», — объяснил собеседник издания.
По его словам, в настоящее время эти платформы начали использовать собственные банковские структуры, чтобы контролировать денежные потоки на рынке. По картам банков самих маркетплейсов товары можно приобрести по более низкой цене, что, как полагают банкиры, создает неравные условия для иных участников финансового сектора.
Юрист обратил внимание, что маркетплейсы используют банковские возможности не только для привлечения покупателей к своим финансовым структурам, но и для стимулирования продавцов к открытию счетов в их банках.
«Таким образом, онлайн-платформы фактически полностью концентрируют на себе денежные потоки в интернет-торговле. Покупатель оплачивает покупку с использованием счета банка маркетплейса, а продавец получает доход на свой счет в этом же банке», — подчеркнул эксперт.
На взгляд Хаминского, текущая политика цифровых платформ «по умолчанию представляет недобросовестную конкуренцию» и должна быть прекращена.
«Концентрируя финансовые потоки в своей отрасли и демпингуя, маркетплейсы делают неконкурентной продажу подобных товаров, зачастую у тех же продавцов, через иные каналы сбыта. Это приводит к сокращению офлайн-торговли и закрытию независимых онлайн-магазинов. В итоге это ведет к монополизации рынка, негативно воздействуя на экономику в целом», — подытожил он.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: