Все лучшее — «турецким друзьям»: почему Бе-200 не тушат пожары в России?
- 14 июля 2023 01:16
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Турция может приобрести у России самолеты-амфибии, заявил на днях президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. Он отметил, что обсудит этот вопрос с российским коллегой Владимиром Путиным, чей визит в Турецкую Республику запланирован на август этого года.
Эрдоган отметил, что страна вложила сотни миллионов лир в борьбу с пожарами, закупив специальные самолеты и вертолеты. По его словам, если Анкара получит еще две или три легендарные противопожарные российские амфибии Бе-200, то эффективность имеющихся средств будет намного выше.
Россия тоже горит
Между тем ситуация с лесными пожарами усложняется и в РФ. Их площадь в Иркутской области за последнее время выросла в полтора раза. Горит лес в Башкирии. Масштабные пожары охватили Красноярский край.
Площади лесных пожаров в России в 2023 году втрое превышают прошлогодние показатели, заявил глава МЧС РФ Александр Куренков.
Неудивительно, что Владимир Путин еще 10 мая 2023 года созвал совещание по этой проблеме. Он заявил, что значительный материальный ущерб от природных пожаров в 2023 году «уже очевиден». По предварительным оценкам, пожары уже уничтожили около 700 жилых строений, не считая дачных домов.
Вне зависимости от происхождения пожары прямо угрожают жизни и здоровью людей, наносят зачастую невосполнимый вред природе, негативно влияют на экономику и социальную сферу. Владимир Путин называл лес «экологическим щитом» для страны и планеты.
Именно он играет ключевую роль в поглощении глобальных выбросов парниковых газов, а значит, масштабные пожары подрывают наши усилия по сохранению климата, заявил глава государства.
И, несмотря на это, Россия продает уникальные Бе-200 за рубеж. Неужели в РФ нечего тушить? И почему же этот самолет-амфибия так популярен за границей?
Немного истории
Многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200 был создан на базе уникального гидросамолета А-40 «Альбатрос». А-40 проектировался во времена холодной войны как средство уничтожения подводных лодок противника. На его борту размещались три противолодочных торпеды или шесть противолодочных (противокорабельных) ракет. Максимальная масса боевой нагрузки составляла 6500 килограмм.
Заложенные в нём на этапе проектирования решения позволили получить многоцелевую машину, способную осуществлять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров. После распада Советского Союза его производство остановилось. Но разработки не пропали даром. На его основе и был спроектирован Бе-200.
Первый полет прототипа Бе-200ЧС состоялся 24 сентября 1998 года. Самолет способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. В течение одного полета Бе-200 может многократно забирать на глиссировании до 12 тонн воды и сбрасывать ее на горящую поверхность. В 2007-м было получено дополнение к сертификату типа, позволяющее использовать Бе-200ЧС для перевозки 43 пассажиров на маршрутах средней протяженности при базировании как на аэродромах, так и на воде. А в 2010 году самолет получил европейский сертификат типа (EASA).
Бе-200 демонстрировался во Франции, Германии, Италии, Греции, Малайзии, Китае, принимал участие в тушении лесных пожаров в России, Италии, Индонезии и Португалии. Его пилотировали французские, американские, итальянские пилоты, и все высоко оценили его технические характеристики и возможности.
Поможет ли нам заграница?
Однако в России эти уникальные самолеты почти не участвуют в тушении пожаров. Почему, спросите вы? Да потому, что генералы от МЧС решили подзаработать немного долларов или евро. В свое время один Бе-200 был предоставлен в лизинг Департаменту гражданской защиты Италии, второй тушил пожары во Франции.
В 2008-м самолет-амфибия Бе-200ЧС был поставлен первому зарубежному заказчику — МЧС Азербайджана. Цена самолета не была озвучена, однако самолет-амфибия выпуска 2022 года стоит 2640 миллионов рублей, а его более простой вариант Бе-200Т без функции пожаротушения — 2005 миллионов рублей.
В мае этого года ВВС Алжира заявили, что четыре самолёта-амфибии Бе-200 будут поставлены в Алжир для борьбы с лесными пожарами, а местные лётчики уже приступили к тренировкам на них в России. Обслуживать машины будут технические специалисты, также обучавшиеся в России.
Выкатка первого самолёта-амфибии Бе-200ЧС (Be-200ES), предназначенного для Министерства национальной обороны Алжира, состоялась на ТАНТК им. Бериева в конце декабря 2022 года. Машина стала 19-м изготовленным самолётом семейства Бе-200. Версия ES оборудована полностью стеклянной кабиной на английском языке и тропическим исполнением оборудования.
В Алжире обращают внимание на универсальность Бе-200, его планируют использовать как для морских поисково-спасательных операций, так и для перевозки личного состава или грузов.
Необходимость в закупке противопожарных самолетов возникла у Алжира после тяжелых лесных пожаров, которые произошли там летом прошлого года. Алжирские власти сообщили, что в результате пожаров погибли 65 человек, в том числе 28 военнослужащих, занимавшихся их тушением. Таким образом, поставка Бе-200 в Алжир стала первой поставкой в страну дальнего зарубежья. Ранее сообщалось о возможности контрактов с компаниями из США и КНР, но она не была реализована.
Эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов сказал, что контракт с Алжиром можно будет считать крупным успехом, ведь до сих пор удалось экспортировать лишь одну машину. Кроме того, по его информации, возможно заключение опциона с Алжиром еще на четыре машины.
Тушил Бе-200 и пожары в Турции. в том числе и в этом году. В 2021 году Бе-200, тушивший пожар в лесном массиве после удара молнии, потерпел крушение в турецкой провинции Кахраманмараш при заходе на посадку. На борту находились пять российских военных и трое турецких граждан, все они погибли.
«Русский зверь» не прижился в Греции
Отдельной строкой в этой статье надо выделить Грецию. В июле 2021 года после экстренного обращения правительства Греции к президенту РФ Владимиру Путину в Афины прибыл самолёт Ан-124, который доставил два вертолёта Ми-8 для борьбы с бушующими в стране пожарами. Ранее с этой же целью в Афинах приземлились два самолёта Ил-76. К этому времени в стране уже находился самолёт-амфибия Бе-200 МЧС России.
«Российский зверь», как греки называли Бе-200, в буквальном смысле спас греческий город Аттику от неминуемого уничтожения огнем, ведь это единственный пожарный самолёт, который летает в экстремальных погодных условиях с температурой больше 45 °C, сообщало летом 2021 года издание ieidiseis.gr.
«Бериев» не дал пожару из Варимбомби в пригороде Афин переместиться на столичные районы Кифисия, Филотеи и Психикон. При этом издание задаётся ехидным вопросом: а куда исчезли все канадские пожарные самолёты Canadair? И поясняет, что этот тип самолёта не может летать при температуре, превышающей 38 °C, и поэтому они не участвовали в тушении пожаров в Варимбомби, когда температура была 42–44 градуса.
Однако, несмотря на выдающиеся характеристики русских самолетов, 28 февраля 2022 года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) запретило российским авиаперевозчикам или воздушным судам, независимо от их государственной регистрации, совершать полёты над территорией ЕС, над ней или с неё.
Теперь «Русский зверь», противопожарные вертолеты Ми-8 или Ил-76 в Грецию могут прилететь только в случае крайней необходимости, а не по первому звонку российскому президенту. Потому что Россия не меньше некоторых европейских стран страдает от лесных пожаров, и такие самолёты, как Бе-200 или летающий танкер Ил-76, всегда востребованы внутри нашей страны. Но летают не так активно, как бы хотелось. Почему?
Не все то золото, что блестит
У любознательного читателя может возникнуть вопрос: почему такие богатые страны, как Англия, Франция или США, не развивают строительство амфибий и на их основе — пожарных самолетов? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности и очень тщательно скрывается строителями гидросамолетов. И в этом есть резон.
Во-первых, в основном пожарная авиация может быть использована только днем и в хорошую погоду. Ее работа при верховых пожарах опасна, сброс воды с больших высот малоэффективен, а места базирования пожарной авиации порой расположены далеко от мест пожара. Опыт применения самолетов на тушении показал, что кромку пожара не видно из-за задымления, а полет над пожаром на низкой высоте невозможен из-за восходящих потоков. Вода приостанавливает горение на два — четыре часа, затем пожар возобновляется.
Использование морской воды самолетами-амфибиями приводит к сильному засолению грунта и почвы. И если через несколько лет после пожара, потушенного обычной речной или озерной водой, на его месте вырастет новый лес, то на солончаках не взойдет даже трава.
Кроме того, использование только одного Бе-200 неэффективно для тушения сильных пожаров. Необходимо несколько таких самолетов, которые бы устроили своеобразную карусель. Над горящей территорией летали бы друг за другом сразу пять или шесть таких самолетов и сбрасывали бы воду. Тогда эффективность тушения пожаров увеличилась бы в разы. Но где взять столько самолетов сразу, если пожары полыхают в разных концах земли? Был ли выход из этого положения? Несомненно, был.
Европейская противопожарная авиагруппировка
Россия в свое время предложила создать специализированную эскадрилью самолетов-амфибий Бе-200, которая сможет тушить пожары в любой точке планеты.
Создание специализированной эскадрильи станет важным международным гуманитарным проектом. При этом нашим приоритетом остается наращивание возможностей авиационного пожаротушения МЧС России, утверждал гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Наличие европейского сертификата позволяло говорить об участии Бе-200 в создании объединенной Европейской противопожарной авиагруппировки. И эта программа могла быть построена вокруг Бе-200. Однако серьезным препятствием на пути к реализации этой идеи является отсутствие у Бе-200 международного сертификата (есть только европейский), и это обстоятельство сдерживает не только его продажи, но и его применение в будущей международной авиационной противопожарной группировке.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: