Вавилонская башня в Москве, или Новая космическая шарашка
- 01 октября 2025 01:50
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
В середине сентября в Москве с помпой открылся Национальный космический центр (НКЦ). Комплекс с 47-этажной башней высотой 288 метров и общей площадью 280 тысяч квадратных метров рассчитан на работу до 20 тысяч человек и призван объединить основные предприятия и организации космической отрасли. Со временем из новой штаб-квартиры будет налажено управление всей российской орбитальной группировкой. В его лабораториях планируется разрабатывать космическую технику. Поэтапный переезд в НКЦ планируется закончить до конца декабря 2025 года.
На церемонии открытия НКЦ на территории Государственного космического научно-производственного центра имени Михаила Хруничева (ГКНПЦ) присутствовал президент России Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин и глава «Роскосмоса» Дмитрий Баканов.
Из истории вопроса
Идея создания НКЦ предложена в 2018 году главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным. Задача по его созданию поставлена президентом России Путиным в послании Федеральному собранию в феврале 2019 года. Идея размещения Центра на избыточных площадях ГКНПЦ имени Хруничева предложена мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Сейчас на производственных площадках ГКНПЦ выпускаются ракеты-носители семейства «Протон» и «Ангара», разгонные блоки, орбитальные модули и спутники. Там же ведутся разработки новых космических комплексов и технологий.
Строительство НКЦ началось в конце 2019 года. Стартовая стоимость проекта составляла на то время около 25 миллиардов рублей. Еще несколько миллиардов могут потребоваться на строительство остальных объектов НКЦ. Если учесть инфляцию, к данной сумме надо прибавить ещё 2–3 миллиарда. Изначально комплекс планировалось ввести в эксплуатацию в 2022 году. Затем данный срок переносился на 2024 год, а потом на осень 2025 года.
В комплексе разместится 22 из 30 московских конструкторских бюро и отраслевых предприятий. Предусмотрена интеграция с международными партнёрами, включая представителей NASA и сотрудников нескольких частных космических компаний.
Зачем надо было строить НКЦ?
Ради благих намерений. Как заявили в «Роскосмосе», впервые в истории российской космонавтики 22 ведущих организации ракетно-космической отрасли будут объединены на одной площадке. Данное обстоятельство упростит кооперацию между предприятиями и ускорит разработку новых ракетно‑космических технологий.
На территории НКЦ будут функционировать частные технологические компании. Такое условие усилит развитие государственно‑частного партнёрства в отрасли, что заложено в национальном проекте «Космос».
Если перевести данные утверждения на русский язык, то НКЦ станет космической шарашкой, только на новый лад. Сразу вспоминается «Туполевская шарага» — неофициальное название ЦКБ-29 НКВД, опытного конструкторского бюро, созданного в конце 1938 года из числа заключённых авиаконструкторов и авиаинженеров.
Бюро создавалось в том числе для выполнения заданий правительства по созданию новой авиационной техники для нужд РККА. В его состав вошли руководители, осуждённые по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. Это главные конструкторы Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Андрей Туполев и Дмитрий Томашевич.
В годы войны в «Туполевской шараге» трудилось 17 главных авиаконструкторов, а вместе с вольнонаёмными сотрудниками — всего около 1,5 тысячи человек. Они внесли значительный вклад в оружие Победы.
В ЦКБ-29 разработаны самолёты Пе-2 и Пе-3, ДВБ-102 и легендарный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2. В «шарашке» созданы первый авиационный реактивный двигатель РД-1, универсальная артиллерийская система 152 миллиметра и полковая 75-миллиметровая пушка образца 1943 года.
Что сделают в НКЦ, никто не сможет сказать.
Распил бабла или благие намерения?
Собянин выступил на открытии и отметил, что ввод в строй НКЦ является лишь «началом реорганизации всей депрессивной московской промышленной зоны, которая в большей степени не востребована».
По поручению президента московские власти приступят в к строительству в столице РФ 1,5 миллиона квадратных метров промышленных парков, образовательных центров и колледжа, который будет готовить специалистов для космической отрасли. Совокупно данные меры должны создать комплексную экосистему развития высоких технологий и кадрового потенциала. Об этом сказал мэр Москвы.
А что же стоит за этими утверждениями на самом деле? Площадь, которую освободят в Москве 22 ведущих организации ракетно-космической отрасли, составит около 30 гектаров земли. Её планируется продать. По итогам II квартала 2025 года средняя стоимость гектара под жилую застройку в Москве составила 1786 миллионов рублей, что на 19% больше значения на конец 2024 года. То есть за проданные земли московские власти и аффилированные с ними структуры получат чуть больше 53 миллиардов рублей! Это больше 50% прибыли на ровном месте.
Сразу же приходит на ум высказывание Томаса Джозефа Даннинга, использованное Карлом Генрихом Марксом в «Капитале».
«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение. При 20% он становится оживлённым, при 50% он положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы», — процитировал Маркс Даннинга в «Капитале».
А нужны ли Москве Вавилонские башни?
По подсчётам CMWP, в Москве в 2025 году насчитывается около 56 зданий выше 150 метров. Данное обстоятельство ставит столицу России на 33-е место в мировом рейтинге по количеству небоскрёбов. Если рассматривать только города с населением более миллиона человек, Москва оказывается в середине второй сотни по количеству высотных зданий. На каждый миллион жителей российской столицы приходится 4,3 дома высотой от 150 метров.
Новые столичные небоскрёбы возникают на месте бывших пустырей, ликвидированных промзон и снесённых старых зданий. Живописные панорамные виды города в стиле «а из нашего окна Площадь Красная видна» преподносились в качестве главного преимущества небоскрёбов над зданиями умеренной этажности.
При этом для строительства любого небоскрёба задействуется относительно небольшая территория, а квадратных метров с неё можно продать на многие и многие тысячи рублей. Деньги берутся из воздуха почти в прямом смысле слова!
Однако возможных проблем для живущих в небоскребах жителей хватает. Это безопасность, отсутствие в квартирах балконов и даже форточек. Несколько месяцев назад интернет облетела новость, как жители одной столичной высотки в час пик по полчаса ждали лифт.
Вплоть до конца XX века максимальная высота домов в Москве практически всегда ограничивалась 25 этажами. Строить выше считалось небезопасно, что и доказали пожары в советских высотках на проспекте Маршала Жукова и во 2-м Сетуньском проезде. А в том же НТЦ при пожаре, если обесточатся лифты, то с 300 метров даже с парашютом не спрыгнешь! Пожар можно будет тушить только с вертолётов.
Поэтому неудивительно, что небоскрёбы уже давно не являются символами процветания не только на Западе, но даже в Африке. Их наличие в каком-либо городе абсолютно не свидетельствует об особых успехах в экономике. Самыми комфортными для проживания городами и районами признаются варианты, где совсем или почти нет по-настоящему высотных зданий. Там, где высотки всё же строятся, это зачастую происходит по банальной причине нехватки места.
Наверное, к месту вспомнить историю строительства Вавилонской башни. Согласно преданию, после Всемирного потопа спасшиеся на ковчеге Ноя люди решили построить город и башню, которая достигла бы небес, чтобы «сделать себе имя».
Бог, увидев амбиции людей, решил остановить их. Он смешал языки, чтобы люди не понимали друг друга, и рассеял их по всей земле. Люди перестали понимать друг друга, строительство остановилось, а башня осталась незавершённой. Так термин «Вавилонская башня» стал синонимом трудновыполнимого грандиозного проекта или затеи, обречённой на провал из-за амбиций инициаторов.
Сегодня перед Россией стоит задача сохранить лидерство в космосе и одновременно привлечь частные инвестиции в отрасль. Станет ли Национальный космический центр шансом для реализации данных планов в реальности, покажет только время.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: