В России может быть запрещена эксплуатация китайских грузовиков
- 11 февраля 2025 00:29
- Виталий Горностаев
История с несоответствием значительного числа находящихся в России китайских грузовиков стандартам безопасности, за развитием которой «Ридус» внимательно наблюдает на протяжении последних двух лет, приняла весьма неожиданный оборот, чреватый неопределёнными последствиями для владельцев данных машин.
Вечером в понедельник Росстандарт заявил о запрете импорта и продажи в РФ китайских грузовиков Shacman SX3258, попавших под проверку на соответствие техническому регламенту.
Как отмечает ведомство, по результатам внеплановой выездной проверки официального представительства Shacman применена защитительная оговорка техрегламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», в соответствии с которой приостановлено действие одобрения типа транспортных средств (ОТТС, включая его распространения), выданного в отношении грузовых автомобилей Shacman SX3258.
«Контрольно-надзорное мероприятие проведено по согласованию с органами прокуратуры. Причиной принятия Росстандартом данного решения является выявленное в рамках проведённых контрольных (надзорных) мероприятий несоответствие транспортных средств Shacman типа SX3258 целому ряду обязательных требований, предъявляемых к колёсным транспортным средствам, а именно в части шумовых ограничений, задних противоподкатных и боковых защитных устройств и других», — отмечено в сообщении Росстандарта.
Представителю завода-изготовителя выдан ряд предписаний: организовать и согласовать с Росстандартом отзывную кампанию по устранению конструктивных нарушений грузовиков, как уже проданных, так и ещё нет.
«Должна быть приостановлена любого рода реализация грузовиков Shacman типа SX3258. За нарушение данного требования будет применяться административная ответственность», — уточнено в заявлении Росстандарта.
Добровольная приостановка продаж
За день до принятия решения российским контрольным ведомством представляющее в России китайский автомобильный бренд Shacman ООО «Шакман Моторс» заявило на своём сайте, что компания добровольно приостанавливает российские продажи своих машин одного из наиболее распространённых типов.
Как отмечено в заявлении компании, в связи с проверкой поступившей информации о «возможном несоответствии выпущенных в обращение транспортных средств Shacman типа SX3258 категории N3G требованиям технического регламента Таможенного союза „О безопасности колёсных транспортных средств“ (ТР ТС 018/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, ООО „Шакман Моторс“ приняло решение о временной приостановке реализации транспортных средств типа SX3258 категории N3G модификаций: SX32586R384, SX3258DR384, SX32586T384, SX3258DT384, SX32586T384C, SX3258DT384C, SX32586V384, SX3258DV384, SX32586T464T, SX3258DT464T, SX32586W384C, SX32586R385, SX3258DR385, SX32586W385C, SX32586V385, SX3258DV385, SX3258DT385, SX32586T385».
Прокурорская проверка
Данный радикальный ход последовал за предыдущим заявлением компании, в котором она утверждала о несоответствии действительности информации о предстоящем отзыве одобрений типа транспортного средства (ОТТС) и запрете продаж автомобилей марки Shacman в России.
Несколькими днями ранее стало известно, что Генпрокуратура РФ инициировала внеплановое контрольное надзорное мероприятие в отношении ООО «Шакман Моторс». Поводом послужили «слабая конструкция заднего противоподкатного и бокового защитного устройства, сильный шум, слабое торможение и тихий неразборчивый звук при работе ГЛОНАСС» у грузовика Shacman SX32586. Несоответствия требованиям выявлены в ходе контрольных испытаний, проведённых на испытательном полигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», о чём «Ридус» сообщал в конце минувшего года.
Главный вопрос прокуроров вызвал тот факт, что, несмотря на обнаруженные недостатки, данная модель грузовика имеет действующее ОТТС.
«Выпускаемые в обращение транспортные средства Shacman типа SX32586 имеют подтверждённый конструктивный недостаток и могут причинить вред здоровью и жизни граждан», — сказано в сообщении Генпрокуратуры РФ.
В заявлении ведомства указывается, что выявленные нарушения шумовых ограничений влияют на самочувствие и здоровье водителя, способствуют его усталости, что может послужить причиной ДТП. Несоответствие нормам противоподкатной и боковой защиты несёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью водителей и пассажиров легковых транспортных средств в случае ДТП с таким грузовиком.
При этом в настоящее время в отношении Shacman проходит внеплановая проверка, инициированная Центральным межрегиональным территориальным управлением Росстандарта (ЦМТУ Росстандарта) на основании Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 10 февраля 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Если говорить сухим юридическим языком, поводом для проверки является всё то же «наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении ущерба охраняемым законом ценностям».
Терпение лопнуло
За два дня до принятия решения о приостановке продаж SX32586 в России ООО «Шакман Моторс» утверждало, что распространяющаяся в интернете информация о возможном отзыве ОТТС и запрете продаж автомобилей Shacman не соответствует действительности.
«Так как перед каждым оформлением ОТТС проверка проводится техническим секретариатом, то вся техническая документация и доказательственные материалы были проверены четыре раза, что подтверждает проведение сертификации в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза „О безопасности колёсных транспортных средств“ (ТР ТС 018/2011)», — отмечено в сообщении компании.
Данный довод звучит не совсем убедительно. Четырежды проведённая проверка технической документации при оформлении ОТТС говорит лишь о том, что она соответствует автомобилям, фактически выпускаемым на тот момент. При этом ничто не мешало производителям после проведения сертификации снизить требования к своей продукции, например, ради удешевления.
Судя по тому, что в понедельник продажа и эксплуатация грузовиков SX32586 полностью запрещены, терпение российских контрольно-надзорных органов окончательно лопнуло. Слушать доводы китайской компании в России более не намерены.
Тысячное китайское предупреждение
Не секрет, что предупреждения о необходимости приведения машин в соответствие со стандартами, включая стандарты безопасности, звучат в адрес китайских автопроизводителей достаточно давно. Однако до последнего времени все эти «тысячные китайские предупреждения» оставались лишь словами.
Проблемы, вызванные уходом с российского рынка ведущих производителей коммерческого транспорта, а также установившиеся тесные партнёрские межгосударственные отношения между РФ и КНР долгое время способствовали тому, что контролирующие органы закрывали глаза на происходящее.
Сегодня, судя по всему, чаша терпения российской стороны оказалась окончательно переполненной. Всё-таки речь идёт об угрозе жизни и здоровью российских граждан! Именно это соображение заставило Росстандарт и Генпрокуратуру РФ заговорить о возможности применения к китайским автопроизводителям самых жёстких мер.
«Оценка соответствия, сертификация, стандартизация — требования Росстандарта. Они могут установить, что данный автомобиль является небезопасным, обратиться в Госавтоинспекцию и совместно решить, что делать с этими автомобилями. У Росстандарта есть широчайший набор механизмов принуждения любых игроков к выполнению требований отзывной кампании, начиная со штрафов и похода в суд, заканчивая обращением в Госавтоинспекцию с тем, чтобы те приостановили регистрацию данных транспортных средств. Они могут требовать отзыва с рынка и отзыва из обращения данных транспортных средств. У нас есть перечень неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств. Так что здесь вопрос того, как будет работать Росстандарт», — пояснил «Ридусу» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Чем всё это грозит?
Судя по тому, что «Шакман» превентивно остановил продажи, пытаясь не допустить принудительного запрета, китайские товарищи поняли, что дальше игнорировать требования безопасности не получится и очередное «тысячное китайское предупреждение» может оказаться последним. Подключение «тяжёлой артиллерии» в виде Генпрокуратуры и запрет SX32586 означает, что в любой момент не одна модель, а весь парк проблемных автомобилей может быть поставлен на прикол. И это уже не шутки.
«„Шакман” в данном случае поступает превентивно: тормозит продажи, не дожидаясь жёстких решений. Но здесь в целом встаёт вопрос, как китайский автопром соблюдает ОТТС и комплектацию автомобилей, которая прошла сертификацию. Насколько то, что сейчас реально эксплуатируется на дорогах, соответствует тому, что изначально сертифицировалось», — подметил Шапарин.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза, китайские бренды очень чётко показывают, что добровольно ничего делать не собираются, и в их задачи это явно не входит. Тем не менее в ситуации, когда в движение пришли «тектонические плиты», апелляции к российско-китайской дружбе и политическому союзничеству уже вряд ли помогут.
Судя по всему, на этот раз своей непосредственностью и верой в дружбу китайские производители грузовиков действительно разбудили зверя. Очевидно, что тактика «Шакмана» добровольно приостановить продажи и переждать, не отзывая уже проданные машины, колесящие по всей стране, не привела к успеху. Теперь совершенно непонятно, сможет ли производитель внести в конструкцию тысяч автомобилей требуемые изменения без ущерба для собственного бизнеса.
Без сомнений, вчерашнее решение по SX32586 станет назиданием всем остальным производителям китайских грузовиков, желающим работать на российском рынке. Есть основания полагать, что в Поднебесной задумаются над тем, что к России необходимо относиться, не как к колониальному рынку, где можно сбыть всё что угодно, а как к равноправному партнёру, с которым надо считаться и договариваться. Голые заверения о дружбе, прикрывающие не самый честный бизнес, явно больше не работают.
Кто в данной ситуации реально может оказаться в весьма непростом положении, так это российские эксплуатанты попавших под подозрение китайских грузовиков. Особенно частные владельцы 1–2 машин, которые подлежат отзыву для устранения недостатков. Перспектива массовой отзывной кампании и запрета на эксплуатацию отдельных марок сегодня реальна как никогда. Это тревожный звонок уже для российского бизнеса, использующего пресловутые китайские грузовики.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: