+4
Сохранить Сохранено 7
×

В Копейске открылся единственный в России музей швейных наперстков


В Копейске открылся единственный в России музей швейных наперстков


В некогда славном шахтёрском городе Копейске создан музей напёрстков. На кой он там, - подумалось мне, когда я узнала об этом. Но любопытство взяло верх. Я не ждала ничего особенно от этой поездки, но... Это было потрясающе.

Обаятельный хозяин создатель музея представился генеральным директором группы предприятий «Копейская швейная фабрика». С порога, как говорится, он «убивал» добротой, и иллюзией вседозволенности. Владимир Малиновский - личность известная в городе. И пазл потихоньку начал складываться: фабрика, напёрстки, нитки-иголки, бизнес-проект. Но в чём же суть?

Видневшаяся в дверном проёме небольшая комната с витринами не впечатляла. Зачем взрослому человеку с тремя высшими образованиями, состоявшемуся предпринимателю и отцу четверых детей играть… в напёрстки?

Капитан Кук и принцесса Диана

- Я произвожу странное впечатление? – Владимир Станиславович предугадал мой вопрос. - Если б я был такой один, точно бы решил, что сумасшедший. Но нас оказалось много. Когда всё только начиналось, штук 30 напёрстков лежали здесь на столе, в свободном доступе. Люди, приходившие ко мне, интересовались, брали их в руки, рассматривали, читали надписи. И не отобрать потом уже было, со скрипом и неохотой напёрстки возвращались на место. В этом и заключается их волшебство, пойдёмте, покажу.

Хозяин распахивает витрину, чтобы фотографу VIP74 было проще подобраться к экспонатам, и показывает мне два колпачка: серебряный и фарфоровый.

- Вот этот станет эмблемой музея. Серебряный напёрсток, посвящённый кругосветке легендарного капитана Кука 1873 года. Второй – из серии монаршей династии Великобритании. Их там штук 20-30. Разбогатею - куплю ещё, - мечтает вслух Владимир Станиславович. – Есть напёрсток с изображением принцессы Дианы, Чарльза, королевы Елизаветы. Английская тематика меня привлекает… А вообще хочу создать свою русскую коллекцию. Первым станет напёрсток с портретом Высоцкого, может быть, будут и лица современных наших знаменитостей и обязательно из царской династии Романовых. Всё, что видите, я собирал пять лет. Начиналось всё, как у всех. Первым в коллекции появился обычный медный напёрсток из дома моей тёщи, рабочий, настоящий. Так родилась идея. И понеслось...

Идея, цель и средства

- Мой отец 26 лет работал директором швейной фабрики. Я был здесь частым гостем и видел всю кухню изнутри. Два года назад он заболел и больше не может руководить предприятием. Мне пришлось перехватить эстафету семейного дела, если можно так выразиться. Посмотрел, прикинул что к чему. По сути, я – профессиональный переговорщик, 15 лет проработал в банковской системе. Моя задача – убедить. Склонить на свою сторону любой ценой. Неважно, кто её заплатит. Бросать швейный бизнес не собираюсь, жалко. Но и позволить существовать ему в жалком состоянии – тоже не вариант. А он в России в таком виде и есть. Я хочу его развивать, модернизировать, видоизменять. И хочу, чтобы он работал, приносил доход, удовольствие, пользу. Поэтому и появилась идея создания на базе швейной фабрики музея, чтобы привлечь внимание. Но вот дилемма: музея чего? Швейных машин, утюгов, иголок… Машинки тяжёлые, с ними лишний раз не погастролируешь, на выставку не съездишь, их нужно обслуживать. Утюги – слишком избито. Иголки – чересчур мелко. Её саму-то на витрине едва видно, а клейма производителей, маркировку, ушки и вовсе через лупу рассматривать надо. Поэтому и они – мимо. А вот напёрстки – это тема. Маленькие, но не слишком, лёгкие, красивые, а некоторые из них настоящие произведения искусства. Сейчас их 224.

- Сколько стоит ваша коллекция и кому принадлежит?

- Честно говоря, не считал. Я часто путешествую и покупаю напёрстки везде, где бываю. Одни стоят по 10-30 евро, другие – 65. Покупал их постепенно, за какие-то торговался. Юридически коллекция моя, а фактически – это достояние нашей фабрики, города. Наши напёрстки для всех. Приходите и любуйтесь.

Да, ими можно только любоваться, но волшебное слово «корреспондент» творит чудеса. Поэтому коррам всеобщее достояние можно брать в руки. И наслаждаться им уже на уровне ощущений. Чувствуя тепло других рук, которые сделали эти напёрстки, рук мастеров.

Дело мастера боится

Большинство напёрстков делаются вручную. И товар это штучный, хотя и поставлен на поток. Рисунки, насечки и даже формы «болванок» - неповторимо всё. Даже у тех, что делаются для туристов прямо на улицах Израиля, Кипра, Египта, Кубы.

- Технологий изготовления масса. У нас есть выбитые, отлитые, собранные из двух деталей - полоски металла и колпачка - сшитые из кожи и ткани. Инкрустированные рубинами, ракушками, выполненные в технике филиграни, эмали. Материалы тоже самые разные – фарфор, серебро, латунь, дерево, плотная ткань на чехле, - рассказывает Владимир Станиславович. – Напёрсток ещё и утилитарен, и имеет сакральный смысл. Это – оберег. Он создан, чтобы защищать руки рукодельниц от иголки мастерами-ювелирами.

Перебрав за полчаса сорок миниатюрных шедевров, невольно ловишь себя на мысли, что отдавать их обратно действительно не хочется. Факт!


Планы и амбиции

- А что потом, Владимир Станиславович, через год, через три?

- Будем расширяться. Планов уйма! Московский клуб любителей напёрстков выслал нам посылку. Не знаю, что внутри, сколько они пожертвовали нам штук, потому что не получили ещё. Но это же – новые экспонаты, их нужно где-то выставлять. В обозримом будущем мы хотим построить двухэтажный напёрсток-музей. Из стекла и металла с винтовой лестницей внутри. Да, прямо перед фабрикой у дороги, а рядом кафе, чтобы наши посетители получали сразу два удовольствия: культурное и гастрономическое. За фабрикой есть технологический переулок, который мы хотим назвать «Переулком напёрстков».

- Вы хотите создать достопримечательность на ровном месте?

- Именно так! Чтобы заходили не проездом, а ехали специально к нам. Побывать на втором этаже стеклянного напёрстка. А ещё у меня есть нескромное, но реальное желание – попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Наш напёрсток станет самым большим в мире, сложной архитектурной конструкцией. Пока самый большой напёрсток есть в Канаде: 4 на 4 метра. Немецкий музей в такой дыре расположен... И туда едут. Специально. Почему же у нас не выйдет?!

Философия успеха по-малиновскому

- Я хочу создать позитивный ассоциативный ряд, связанный с городом, фабрикой, музеем. Если один ребёнок из тысячи, посетивших наш музей, через 15 лет придёт ко мне на работу, это – успех. Это тот «выхлоп», на который я рассчитываю. Это моя ставка. И сейчас их самое время повышать. Чем больше ты рискуешь, тем больше можешь приобрести или потерять в зависимости от ситуации. Но если я не буду заботиться о своём завтра сегодня, его у меня попросту не будет.

Новейшая история и магия чисел

- 18 мая во Всемирный день музеев мы и открыли свой. Магия чисел, понимаете, о чём я? А я верю. Мне больше нравится верить, чем отрицать. Наш стал четвёртым в мире и единственным в России музеем напёрстков для шитья. Подобные музеи есть в немецком городе Креглингене, в голландском Венендале и в Вене, Австрия, - рассказывает Владимир Малиновский. – Поездка в Креглинген, признаться, лишила меня покоя. С тех пор я бредил собственным музеем. В немецком более 3,5 тысяч напёрстков всех времён и народов. И история возникновения необыкновенная. Ювелир Хельмут Грайф купил фирму по производству напёрстков неподалёку от Штутгарта. Вложил в это предприятие все свои деньги. Буквально на следующий день завод сгорел дотла. И вот он, казалось бы, печальный конец истории. Но у Хельмута осталось много материала о напёрстках, и он издал книгу. Часть тиража продавал сам в магазине, а теперь в нём и расположен музей, которым управляет его сын. С 1982-го музей посетили более 500 тысяч человек.

За 14 дней копейский музей посетили более 500 человек. До немецкой посещаемости ещё далеко, но наш и моложе будет. Пока за вход сюда денег не берут. Но прикинуть стоимость коллекции всё равно хочется. В среднем: 224 штуки по, скажем, 30 евро - 6720 евро. А с учётом сегодняшнего курса - около 272 тысяч рублей. Вроде, немного. Но это, не просто деньги. Это деньги в виде уникальных экспонатов. А они – бесценны. А через 20 лет ещё поднимутся в цене. Но дело ведь не только в деньгах, понимаете?

СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)