+24
Сохранить Сохранено 7
×

Уже никто никуда не летит: будут ли у России в будущем свои гражданские самолеты?


Уже никто никуда не летит: будут ли у России в будущем свои гражданские самолеты?

Когда-то советская гражданская авиация занимала 40% мирового рынка воздушных перевозок и в СССР не было ни одного иностранного самолета (за исключением ближнемагистральных бортов из дружественной Чехословакии). К сегодняшнему дню большинство авиазаводов деградировали, технологии устарели, отечественная школа авиастроения во многом утрачена, а рынок поделен иностранными авиапроизводителями.

По данным портала Aviation Experts, с 2015 по 2021 год российские авиакомпании купили более 700 иностранных летательных аппаратов и только 50 отечественных. При этом 93% иностранных самолетов обеспечивали почти все пассажироперевозки в стране. Более 300 из них в 2021 году составляли самолеты компании Airbus (33,47% рынка, крупнейшие эксплуатанты — «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии») и почти столько же  — Boeing (31,5% рынка, крупнейшие парки у «Аэрофлота», «ЮТэйр» и «Победы»).

За счет лайнеров Boeing и Airbus до сих пор в России формируется порядка 90% гражданского авиапарка. Отечественных бортов в 2020 году в стране эксплуатировалось всего 269 штук, большинство из них приходится на «Суперджеты» SSJ-100, доминирующие в сегменте от 100 кресел и ниже. Среднемагистральных и дальнемагистральных воздушных судов Россия фактически не производит.

Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года

Учитывая такое положение, правительство РФ определило в середине 2022 года перспективы развития авиатранспортной отрасли на ближайшие семь лет. В условиях внешних ограничений стратегической задачей в этом секторе будет ускоренный переход на отечественную технику.

Общий объём финансирования гражданской авиаотрасли в ближайшие семь лет составит более 770 миллиардов рублей. При этом свыше 150 миллиардов из них, необходимые для обеспечения авиаперевозок, поступят в отрасль уже до конца 2022 года.

Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более тысячи отечественных самолётов. Среди них — более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов: «Ладога» (ТВРС-44), Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).

ЛМС-901 «Байкал».© Ольга Соколова / Ridus.ru

Также планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолётов. Акцент будет сделан на производство машин «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях, поскольку они наиболее востребованы на рынке.

Отдельный блок программы посвящён выпуску авиационных двигателей для всей линейки гражданских воздушных судов. Объединённая двигателестроительная корпорация уже ведёт разработку, модернизацию и наращивание их производства в необходимом объёме. До 2030 года предусмотрен выпуск почти пяти тысяч двигателей для самолётов и вертолётов.

Страдания «Суперджета»

SSJ-100 — первый гражданский самолет, разработанный в РФ. Он относится к семейству региональных судов. Дальность полета базовой версии — 4,4 тысячи километров, вместимость — 98 пассажиров. Его эксплуатация началась в 2011 году. «Суперджет» на 80% состоял из импортных деталей и, по сути, не являлся российским самолетом. На 1 января 2023 года парк SSJ-100 в российских авиакомпаниях составил 162 самолёта.

Что же касается зарубежных поставок лайнера, то в 2019 году от «Суперджетов» отказался единственный европейский эксплуатант — ирландская компания CityJet. Компания «ИрАэро» в текущем году вернула два SSJ-100 лизингодателю. Менее десяти самолетов пока летают в Мексике у лоукостера InterJet, в ВВС Таиланда и в госструктурах Казахстана. Столь незначительные масштабы эксплуатации связаны с проблемами техобслуживания и возникающего отсюда низкого налета — пять часов в сутки.

Исходя из сложившейся ситуации, в России разработан проект отечественного лайнера SSJ-New (RRJ-95NEW-100), модификации российского регионального самолета Superjet-100 с максимальным импортозамещением всех компонентов и систем, Как заявил гендиректор «Ростеха» С. Чемезов, такой лайнер появится в 2024 году. Это прежде всего связано с наличием полностью российской силовой установки ПД-8.

«Планируется завершить его сертификацию в 2023 году, и в 2024-м мы также начнем его серийно производить и устанавливать на „Сухой Суперджет“. То есть у нас к 2024 году „Сухой Суперджет“ будет полностью российский», — пояснил Сергей Чемезов, напомнив, что этот двигатель может устанавливаться и на самолет-амфибию Бе-200.

Однако наполеоновские планы ОАК не оправдываются. По ряду причин, среди которых ковид, специальная военная операция на Украине, санкции ЕС и США, в 2022 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре было выпущено всего десять самолётов Superjet-100. Это почти в два раза меньше, чем планировалось в начале года. Также это самый низкий объём выпуска данного типа ВС с 2012 года. Поэтому желание ОАК выпустить даже два SSJ-New в 2023 году осуществимо, а строительство 20 таких самолетов в 2024 году находится под большим вопросом.

Надежда российской авиации — МС-21

МС-21
МС-21. © Ольга Соколова / Ridus

В свое время бывший вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов сообщил, что начиная с 2029 года планируется поставлять заказчикам по 72 пассажирских самолёта МС-21 в год. Парк региональной авиации «предстоит создать фактически заново», отметил Борисов.

«Доля самолётов отечественного производства в парке российских авиакомпаний к 2030 году должна вырасти до 81%», — заявил вице-премьер.

МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Программа семейства ближне- и среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева.

Разработка российского бортового радиоэлектронного оборудования должна быть завершена к концу 2023 года. До того используется оборудование компаний Thales, Honeywell и Rockwell Collins.

В начале мая 2020 года стало известно, что Минпромторг РФ заказал импортозамещение комплектующих МС-21 с выполнением НИОКР к концу 2022 года и завершением работ в целом до 2024 года. Планируется замена 80 агрегатов и элементов систем МС-21, в том числе вспомогательной силовой установки, механизма перестановки стабилизатора, топливной системы, гидравлических рукавов, шин, спасательных аварийных трапов и плотов, кресел пилотов, элементов интерьера пассажирской кабины.

В ноябре 2020 года завершена постройка первого опытного самолёта МС-21-310. 15 декабря 2020 года состоялся первый полёт самолёта МС-21-310, оснащённого новыми российскими двигателями ПД-14.

Авиадвигатель ПД-14
Авиадвигатель ПД-14. © Ольга Соколова / Ridus

Первые шесть самолётов МС-21 с двигателями ПД-14 планируется поставить авиакомпаниям в 2024 году, сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

К сожалению, озвученные планы тоже плохо реализуемы. Невозможно за два года заменить 80 агрегатов и элементов систем МС-21, построить, испытать, сертифицировать их и так далее.

Кроме того, МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и новейшие самолёты Boeing-737 MAX и Airbus A320neo. Даже наши эксперты считают, что выход на внешний рынок для производителей МС-21 является крайне сложной задачей. Это обусловлено тем, что внешний рынок законтрактован Boeing и Airbus на 75% до 2025 года.

Да, наш самолет дешевле. Каталожная цена МС-21 — более 96 миллионов долларов США. A320neo потянет на 110,6 миллиона, а В-737 MAX 8 — уже 121,6 миллиона. Однако для МС-21 необходимо подготовить сервисную сеть за рубежом. Кроме того, могут быть проблемы с сертификацией самолёта за границей. Также установка двигателя ПД-14 может привести к росту стоимости эксплуатации для покупателей.

Ту-214 — самолет прошлого века

Ту-204 (русский: Туполев Ту-204) — двухмоторный среднемагистральный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, способный перевозить 210 пассажиров, разработанный КБ Туполева и производимый «Авиастар-СП» и Казанским авиационным производственным объединением. 

Ту-214 представляет собой вариант Ту-204 с большим весом, оснащен дополнительными топливными баками. В Казани построены 34 самолёта Ту-214, а общее количество машин семейства Ту-204 / Ту-214, построенных в СССР и России с 1989 года, вместе с опытными образцами составило 90 единиц.

Впервые представленный в 1989 году, он должен был быть в целом эквивалентен Boeing-757, с несколько меньшей дальностью полета и полезной нагрузкой, а также иметь конкурентоспособные характеристики и топливную экономичность в своем классе. Он был разработан для «Аэрофлота» в качестве замены среднемагистрального самолета Ту-154. 

Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года предусматривает производство 70 самолётов Ту-214. Первый заказчик — «Аэрофлот» — ожидает поставку трёх лайнеров в текущем году. В 2024-м необходимо выпустить семь самолётов, и с 2025 года авиационный завод в Казани должен ежегодно строить по десять туполевских машин.

С 2025 года Казанский авиазавод должен выйти на темп выпуска десяти Ту-214 в год. По мере увеличения производства МС-21 выпуск Ту-214 будет снижаться, но этот самолёт может пополнить парк машин для грузовых перевозок. Первый Ту-214 для коммерческих полетов должен появиться в 2023 году.

Однако к Ту-214 есть жёсткое требование — это переход или модернизация лайнера в версию с двумя членами экипажа. Помимо проблемы трёх членов экипажа в кабине лётчиков у Ту-214 есть ещё один минус — силовая установка 2хПС-90А. Это двигатель предыдущего поколения, по расходу топлива примерно на 10% он уступает иностранным аналогам.

Кроме того, двигатель ПС-90А уступает импортным аналогам по межремонтному ресурсу. Хотя повышенный расход топлива компенсируется разницей в стоимости обслуживания и запчастей, при этом ПС-90А надёжен, доработан и продолжает совершенствоваться.

Цикл постройки Ту-214 составляет около 24 месяцев. На Казанском авиазаводе есть два стапеля для строительства этого самолёта, но для выполнения поставленных задач нужен ещё как минимум один.

Ил-114-300 — нести тяжело, а бросить жалко

Ил-114-300.
Ил-114-300. © Ольга Соколова / Ridus.ru

Ил-114 — советский и российский турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1980-х годах в КБ Ильюшина. Самолёт предназначался для замены самолётов семейства Ан-24, а на некоторых региональных направлениях — турбореактивных Ту-134 и Як-40. До 2012 года серийное производство велось на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова, бывшем заводе № 84. Первый полёт состоялся 29 марта 1990 года. Было произведено 20 машин, из которых в эксплуатации две, погибли три, остальные на хранении.

Ил-114 был спроектирован с учётом особенностей эксплуатации в арктических и антарктических районах, где он со временем заменил бы Ил-14 и Ил-18, способен перевозить не менее 60 пассажиров, имеет коммерческую нагрузку 5400 килограмм, практическую дальность — 1000 километров, крейсерскую скорость 500 километров в час, высоту полёта 6000–7200 метров. 

В 2019 году производство Ил-114 возобновлено на ПАО ВАСО совместно с корпорацией МиГ. Первый полёт возобновлённого полностью российского самолёта Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года.

Ил-114-300 — глубокая модернизация Ил-114. Для унификации с самолетом Ил-112 на нем устанавливаются два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ-1 (мощность 3100 лошадиных сил) с новыми малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ112-114 и новое авиационное оборудование.

С августа 2021 года, когда разбился опытный самолёт Ил-112В, пассажирский Ил-114-300 в небо не поднимался. Это связано с тем, что обе машины используют двигатели серии ТВ7-117, только на Ил-112В — ТВ7-117СТ, а на Ил-114-300 — гражданская версия ТВ7-117СТ-01. Именно из-за пожара разбился Ил-112В. При этом деньги на доработку самолёта и двигателя правительство РФ выделяет, самолёт включён в Комплексную программу развития авиаотрасли — до 2030 года должны быть построены 70 Ил-114-300, а первые два планируется передать заказчику (Единая дальневосточная авиакомпания) в 2024 году.

616 миллионов рублей будут направлены на доработку Ил-114-300. ОДК выделено дополнительное финансирование в объёме 175,8 миллиона рублей на доработку двигателя ТВ7-117СТ. До 31 декабря 2024 года ОАК должна предоставить отчёт о лётно-конструкторских испытаниях двигателя в составе самолёта Ил-114-300, акт о доработке двигателей и воздушных винтов, а также оформить извещение об изменении типовой конструкции двигателя. Однако в связи с тем, что полётов Ил-114-300 до сих пор не выполнялось, сертификации этого самолёта весной 2023 года не будет.

Что касается двигателя ТВ7-117СТ-01, то до сих пор вызывает вопросы надежность его эксплуатации. Если его за восемь лет не довели до ума, то сделать это за два года даже волшебнику не удастся!

Неожиданное послесловие

Владимир Путин на совещании с членами правительства РФ 11 января этого года раскритиковал деятельность по оформлению заказов на воздушные суда на предприятиях. В процессе критики глава государства обращался к вице-премьеру — министру промышленности и торговли Денису Мантурову.

Денис Мантуров (за рулем электрокара) на авиасалоне МАКС
Денис Мантуров (за рулем электрокара) на авиасалоне МАКС. © Ольга Соколова / Ridus

На совещании Мантуров доложил президенту, сколько воздушных и морских судов планируется построить до 2030 года.

В 2023–2025 годах «Аэрофлот» получит 63 отечественных самолета, в том числе 34 импортозамещенных «Суперджета», 18 МС-21 и 11 Ту-214. Кроме того, более 170 миллиардов рублей планируется направить в 2023 году на программу поддержки лизинга воздушных судов для «Аэрофлота». Также до 2027 года российские верфи планируют построить 260 гражданских судов.

Владимир Путин отметил, что эту цель необходимо отработать вместе с Минобороны.

— Чтобы было четко понятно и ясно, сколько закажет военное ведомство, сколько будет воздушных судов. На некоторых предприятиях заказов до сих пор нет, — сообщил президент.

В ответ Мантуров заявил, что заказы, касающиеся и гражданской авиации, и военных воздушных судов, были получены предприятиями.

— Долго. Слишком долго. Предприятия должны понимать свои перспективы, заказы, они должны нанимать рабочую силу, производственные мощности держать или расширять, понимаете? Им нужно понять, сколько военных судов, сколько гражданских будет заказано. Нет заказа даже на 2023 год, — отметил глава государства. 

Вице-премьер сообщил, что заказы получены и «все мощности сверстаны и по текущему, и по следующему году». В свою очередь, президент уточнил, что паспортов, о которых говорит Мантуров, еще нет, и попросил ускорить работу в этом направлении.

— Ну нет, на предприятиях нет контрактов на 2023-й год, понимаете, что там говорить?  Паспортов, вы сами сказали, нет. Ну когда они будут, и контрактов нет пока, — уточнил Путин.

— У нас есть контракты и по Министерству обороны, и по гражданской линии, — заявил Мантуров.

Услышав слова министра, глава государства перешел на повышенный тон и предложил прекратить перепалку.

— Я же вам говорю, давайте закончим совещание, чем пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали, чего вы дурака-то валяете. Контракты когда будут? Мне директора предприятий говорят, что нет контрактов, а у вас все сверстано. Когда будут паспорта? Когда контракты будут? Вот надо ответить на какие вопросы, — подытожил президент.

В результате Путин поручил Мантурову в течение месяца завершить работу по оформлению заказов по воздушным судам на предприятиях, и не позже.

В этой информации есть одно рациональное зерно: президент России держит руку на пульсе обновления авиапарка России, и надеюсь, что этот контроль никому не помешает выполнить задачи, поставленные Комплексной программой развития авиаотрасли страны до 2030 года.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+24

 

   

Комментарии (0)