«Убийственная» привлекательность: пять причин, по которым вступают в ИГИЛ

- 19 февраля 2015 02:27
- Алексей Васильев
Помимо того, что в Исламское государство идут по большей части необразованные люди и невежи в религиозном плане, привлекательность этой террористической организации можно объяснить пятью другими «трендами» — именно это понимание может служить ключевым аспектом борьбы с любого рода радикальными движениями.
Арабская модель образования — это нечто ужасное: вместо развития у людей аналитического мышления и прививания им понятий о ценностях современного общества, упор в школах делается на зубрежку и внушение идей о слепом повиновении власти.
Уроки по истории и религиозное образование поспособствовали усвоению учениками модели «мы-против-них», сделав тем самых этих молодых людей очень подверженными внешнему влиянию. Подобная система помогла изменить культурный ландшафт большинства арабских стран, спровоцировав при этом распространение различных идеологий насилия.
Вторая причина — экономическая. Отсутствие возможностей и отсутствие помощи от государства традиционно заставляют граждан искать другие пути выживания. После либерализации экономической среды многих арабских государств внутри них произошел подрыв систем социального обеспечения — гарантия возможности работать на государство исчезла, при этом альтернатив не появилось.
Государства арабских стран не способствуют инвестициям в продуктивные секторы экономики и сами не стремятся их развивать, поэтому трудовые места не появляются. Это подтверждается и тем, что сегодня большая часть незанятого населения арабских стран приходится на людей с высшим образованием.
Соответственно, развивается теневая экономика. Так, 33% торговой деятельности Марокко, так же как и 40% ВВП Египта, приходятся на теневую экономику.
Недавнее исследование показывает, что к 2020 году, дабы удовлетворить потребность незанятого населения, на ранке должно будет появиться не менее 105 млн рабочих мест.
Эта реальность и заставила многих арабов искать себе убежище в исламистских группировках, которые, помимо средств существования, могли снабдить их и смыслом существования. Государства в свою очередь очень часто призывали на помощь ультраконсервативные движения — такие движения были готовы помогать государству, не являясь при этом угрозой самому режиму. Сейчас многие из этих движений занимаются рекрутингом новобранцев от имени Исламского государства.
В-третьих, сама природа режимов в арабских странах породила в умах людей идею о постоянной несправедливости, которая выражается прежде всего в неправильном отношении государства к собственным гражданам.
Согласно недавно проведенному опросу, около 55% арабов не доверяют ни собственным властям, ни политических элитам. Более 91% считают, что уровень коррупции в их собственных странах находится на высоком уровне, и только 21% чувствуют равенство людей перед законом.
Четыре. Ответ властей арабских стран на Арабскую весну лишь ухудшил ситуацию: порой излишне агрессивное подавление митингов и путчей усилило социальную рознь и вражду, поспособствовало дальнейшей социальной поляризации и напряжению в религиозных кругах.
Насилие против граждан в Сирии, например, включало в себя использование баррельных бомб и химического оружия, а также гонения на оппозицию и подозрительное исчезновение общественных активистов.
Сегодня Саудовская Аравия и Иран одинаково используют религиозную риторику в пропаганде, настраивая шиитов против суннитов и наоборот.
Посредственное военное вмешательство Ирана в дела Арабского мира является не часто наблюдаемой эскалацией 1400-летнего конфликта между суннитами и шиитами. Для миллионов суннитов происходящее — словно фраза «вот шииты и пришли за вами».
Последний фактор — недоверие арабов к христианской культуре и европейцам. Исламское государство, так же, как международное сообщество и страны Запада, распространяет двойные стандарты и преуспевает в пропаганде. Продолжающаяся оккупация территорий Палестины и безнаказанность Израиля, несмотря на его очевидную агрессию по отношению к арабам, являются больной темой для более чем 77% арабов, которые считают проблему Палестины не просто палестинской, а проблемой всего Арабского мира.
Военное и прочее вмешательство западных стран в Ирак, Ливию, Йемен не способствовало поддержке гражданского восстания в Сирии, не смогло создать нормальную государственную структуру в Ливии и не начало демократизацию Египта.
Все эти факты воспринимаются многими как проявление лицемерия Запада. Поэтому Исламский халифат, с его очевидно силой в регионе, остается для людей Арабского мира приемлемой альтернативой борьбы за права не только арабов, но и всех мусульман.
Решение проблемы ИГИЛ не ограничится осуждением Исламского государства исламскими богословами и религиозными лидерами. Проведение мелких военных операций не поможет тоже.
В решении проблемы особую роль должны сыграть именно арабские государства. Борьба против подобной угрозы должны идти на нескольких фронтах, а в основе ее должна лежать попытка изменения мировосприятия молодых людей, попытка продемонстрировать им то, что существуют реальные альтернативы улучшения жизни — такие альтернативы, которые на самом деле могут привести к положительному результату.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: