«Теневой флот» России столкнулся с новой проблемой

- 03 февраля 2025 18:09
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В январе США, Великобритания и ЕС серьезно ужесточили санкции против «теневого флота», связанного с перевозкой российской нефти. По оценкам, он насчитывает 1300 судов. Минфин США ввел ограничения в отношении 183 из них, ЕС и Великобритания обложили санкциями более 140 таких кораблей.
Традиционно для обхода санкций используется ряд различных тактических приемов, включая отключение автоматических систем идентификации (АИС), предоставление ложных данных о местоположении и осуществление переброски с судна на судно прямо в море. Однако сейчас возникла новая проблема — растет число реестров, исключающих суда, на которые распространяются санкции. Только на Барбадосе и в Панаме было зарегистрировано более 100 российских судов, на которые распространяются санкции.
«Эти суда теряют свое законное право работать в этих юрисдикциях, что снижает вероятность их доступа к международным портам или страховым услугам», — пояснил в интервью Business Insider аналитик Центра исследований энергетики и чистого воздуха Пятрас Катинас.
Чтобы войти в порт, судам, как правило, требуется действующий флаг, выданный морским управлением страны, страховое покрытие и подтверждение классификационного общества, которое проверяет стандарты безопасности. По словам генерального директора компании Windward Ами Дэниела, из-за того, что все больше реестров прерывают связи, российские теневые танкеры вынуждены часто менять флаги — практика, известная как «переход от флага к флагу».
Россия уже давно использует эту тактику, чтобы обойти установленный G7 потолок цен на нефть в 60 долларов за баррель, который действует с декабря 2022 года. Среди излюбленных флагов, которые используют суда теневого флота, — Панама, Либерия, Маршалловы Острова и Мальта. «Это игра в прятки», — сказал Дэниел. По его словам, корабли теневого флота будут «ходить под любым случайным флагом».

Согласно базе данных Equasis Marine, некоторые из российских судов, ранее зарегистрированных на Барбадосе, уже сменили флаги на Танзанию и Сан-Томе и Принсипи, чтобы избежать санкций. Тем не менее, последние санкции оказались «очень эффективными» в вытеснении таких кораблей из коммерческих операций, утверждает старший экономист Киевской школы экономики Бенджамин Хильгеншток.
«Покупатели нефти, банки, участвующие в сделках, и портовые власти опасаются, что сами пострадают от санкций, если будут взаимодействовать с танкерами, включенными в список, или их грузом», — сказал он BI.
Доходы от нефти и газа составили около 30% федерального бюджета России в 2024 году, написал на прошлой неделе в журнале «Энергетическая политика» заместитель премьер-министра России Александр Новак.
По данным Reuters, новые санкции привели к резкому росту транспортных расходов, что побудило Китай и Индию — двух крупнейших импортеров российской нефти — приостановить ее закупки. Хотя эти страны «продолжают импортировать значительные объемы российской нефти, они также реагируют на дополнительные санкции США», сказал научный сотрудник Центра финансов и безопасности Королевского института объединенных служб Гонсало Саиз Эраускин.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: