Тайны острова Сахалин:«Человек-столб» как смысл жизни

- 16 февраля 2012 00:21
- Ростислав -2393
Несколько лет назад в одном из очередных сборников Виктора Пелевина был размещен его рассказ «Некромент». Название, конечно, в том еще духе, но содержание, как и все пелевинские вещи, «многоуровневое», так сказать… Вкратце: в «искусственные неровности» дорог, которые в народе называют «лежачими полицейскими», изготовляемых из специальной резины или металла, добавляли прах ушедших из жизни офицеров МВД. Причем, отбирали лучших. В итоге, их «дух» или «астральное тело» становились как бы привязанными к тем местам в Москве, где и находился их смешанный с каким-нибудь полиуретаном прах. Целью этой безумной, с точки зрения «западного варвара» практики было достижение некоей «астральной защиты» столицы.
Оказалось, есть в России, вероятно, одно-единственное место, где данная практика применялась вполне законно, обоснованно и имела аналогичное книжному сюжету целеполагание. Предвосхищая возможное недоумение (как так? … разве может быть такое «законно» в России, в стране хоть и светской, но с христианской и исламской духовностью?), сразу поясню: когда территория Южного Сахалина находилась в ведении японской администрации, а было это с 1905 по 1945 годы, подобные феномены имели там место быть. Вполне законно, обоснованно, как с позиции традиционной веры японцев – синто, так и дзен-буддизма, и имело определенные цели. А именно – приношение жертвы духам места или стихии, и, соответственно, защита этого места или объекта от чужого воздействия, откуда бы ни происходило.
Бывший музей Карафуто и «псы-львы» кома-ину
Духовные сущности, называемые японцами «ками», а айнами Сахалина и Хоккайдо «камуи», как считалось, получая такую жертву, исправно служили поставленной людьми задаче. Жертвы же почетно именовались «хито басира» — что означает «человек-опора», или «человек-столб». Так что, кроме известного ритуала принесения себя в жертву через вспарывание живота (сеппуку или харакири) и освобождения «хары», заимствованный японцами у айнов, существовал еще и ритуал «хито басира».
Практика аналогичного жертвоприношения встречается не только на Дальнем Востоке, но, вероятно, именно там она нашла широкое применение. Причем, реставрируя средневековые замки, японские археологи и реставраторы нередко находят замурованные в стены или основания фундаментов скелеты. И, похоже, иногда владельцы замков – дамё (князья) приказывали замуровывать строителей заживо. Тем самым, как считалось, замку придавалась еще и дополнительная «мистическая сила». Были, впрочем, и добровольцы, как в рассказе у Пелевина.
Каким же образом феномен «хито басира» имеет отношение к России? До 1945 г. Южный Сахалин, как уже отмечалось, входил в состав Японской империи и представлял административно губернаторство Карафуто. Граница на острове проходила по 50-й параллели.
За 40 лет японцы построили авто- и железные дороги, заводы, порты и города. Есть на острове и «Самая восточная дорога России» — как назвал её и вынес на обложку книги известный сахалинский историк А.И. Костанов, которая, увы, перестала существовать в 1990-х. Построенная, как и вся более 700-километровая жд-сеть Южного Сахалина в 1910-30 годы по инициативе администрации Карафуто, ветка Маока (современный Холмск) – Тоёхара (современный Южно-Сахалинск), заложенная в 1921-м году, соединила в те годы две меридионально проложенные жд-линии восточного и западного побережий Южного Сахалина.
Именно эта, сегодня не функционирующая дорога с так называемой «капской колеёй» — 1067 мм, принятой только в Японии и на Сахалине (в России – колея 1524 и 1520 мм), привлекает особое внимание туристов, исследователей, журналистов, и понятное, дело – приезжающих из Японии. Мало того, что ветка Холмск — Южно-Сахалинск проложена в невероятно живописных местностях – горах, ущельях, долинах, поросших уникальным по составу лесом, где одновременно произрастают представители канадской, северной, сибирской и субтропической флоры… Оказывается, эта самая насыщенная техническими сооружениями железная дорога в мире (!), по причине чего и внесена в Книгу Гиннеса.
И именно для её сооружений – туннелей, мостов применялся бетон, в который замешивали прах строителей, окончивших свой жизненной путь на «стройке века».
Осенью 1945-го Южный Сахалин вернулся в состав СССР, а дорога Маока- Тоёхара сменила название, хозяев, и продолжала работать до печально известных экономических реформ 1990-х… Местные ушлые предприниматели, да и нищающий народ потихоньку разобрали дорогу… Остались мосты, — опоры, где взывает к справедливости пепел погибших строителей, продолжающих служить опорой для потерявших смысл мостов и других сооружений.
Теперь для желающих добраться до острова от Владивостока и далее — Ванино, паромная переправа через Татарский пролив, конечно же, всегда к услугам. Но только по прибытию из Ванино в Холмск придется нанимать автотранспорт, чтобы попасть вглубь острова. Поэтому авиаперелет сразу до Южно-Сахалинска и проще, и быстрее. Только вот индустриальную экзотику из иллюминатора не увидеть…
«Чертов мост», в бетонных опорах которого замешан прах «хито басира». Линия Холмск-Южно-Сахалинск.
Впрочем, в самом «Южном» есть тоже уникальный архитектурный объект – бывший Музей Карафуто, теперь здание Сахалинского областного краеведческого музея. Это единственное сооружение в России и СНГ, построенное в стиле «тэйкан» — «императорская корона». А вот насчет «хито басира» в его фундаменте история умалчивает… Зато для защиты священного пространства музея там стоят две фигуры «кома ину»… Кто такие? Посетите Сахалин, узнаете, и уверяю вас, не пожалеете.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: