+29
Сохранить Сохранено 7
×

Советское — значит лучшее: Словакия передаст Украине десять истребителей МиГ-29


Советское — значит лучшее: Словакия передаст Украине десять истребителей МиГ-29

МиГ-29.

Правительство Словакии окончательно согласилось передать Украине 10 из 11 имеющихся в наличии истребителей МиГ-29 советского производства. Одиннадцатый МиГ-29 будет передан в национальный музей страны. В этом случае Словакия станет первой страной блока НАТО, официально передавшей ВСУ боевую авиацию. Вместо МиГ-29 страна приобретет 14 истребителей F-16 Block 70/72 американского производства. Контракт с США уже подписан.

МиГ-29 — самолёт завоевания превосходства в воздухе

МиГ-29. © Соцсети

Работы по созданию лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР развернули в конце 1960-х годов. Непосредственным поводом для их начала стала информация о ведущейся в США разработке истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle и Northrop P-530 Cobra (предшественника YF-17).

Главной задачей нового истребителя определили завоевание превосходства в воздухе над районом боевых действий сухопутных войск, второстепенной — нанесение ударов по наземным целям неуправляемым оружием днём в простых метеоусловиях.

МиГ-29 относится к самолётам четвертого поколения. Этот самолёт нарушил традиционный путь развития авиации — гонку за скорость и высоту. Приоритет получила манёвренность, прежде всего в вертикальной плоскости за счёт высокой тяговооружённости. МиГ-29 стал основным перспективным лёгким фронтовым истребителем (ЛФИ) ВВС СССР.

Первый полёт на МиГ-29 совершил летчик-испытатель А. В. Федотов 6 октября 1977 года. Было построено более 1700 таких истребителей. Стоимость единицы составляла 22 миллиона долларов в 2013 году.

За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 с 1986 года активно поставлялся на экспорт во множество стран, включая Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию, а также в Индию, Ирак, Сирию, Югославию и другие государства. Экспортные самолёты, в зависимости от сроков и страны поставки, могли иметь различные комплектации оборудования и вооружения. А при модернизации они вообще приобретали новые качества.

Модернизация по западным стандартам

Что касается Словакии, то в 2004 году Братислава подписала контракт с РСК «МиГ» на модернизацию своих МиГов. Словацкие МиГи явились первыми боевыми самолетами, модернизированными совместно российскими и западными фирмами на территории страны — участника НАТО. Работы по модернизации и продлению летного ресурса проводились на авиаремонтном заводе Letecke Opravone Trencin (LOT) в Тренчине.

По данным РСК «МиГ», на обновленных самолетах были установлены бортовой компьютер МВК-03 российского производства, цветной многофункциональный жидкокристаллический индикатор МФИ-54, система видеорегистрации российского производства, радиотехническая система ближней навигации и посадки (VOR/ILS/MKR) AN/ARN-147(V), приемопередатчик TACAN AN/ARN-153(V), радиостанция VHF/UHF AN/ARC-210, приемник спутниковой навигации MAGR компании Rockwell Collins, комбинированный запросчик-ответчик системы государственного опознавания APX-113(V) (ответчик APX-117(V) для МиГ-29УБ) компании BAE Systems, светосигнальные маяки компании Goodrich Aerospace Lightning Systems, соответствующие требованиям ИКАО, аварийный радиомаяк компании H. R. Smith Group, позволяющий точно определять место приземления самолета.

В начале марта этого года американское сетевое издание Politico сообщило, что в США рассматривается вопрос о возможности вооружения истребителей МиГ-29 и Су-27 ВВС Украины современными управляемыми ракетами AIM-120 AMRAAM класса «воздух — воздух» средней и большой дальности с активным радиолокационным самонаведением. Но этот процесс интеграции сопряжен с определенными трудностями, поскольку ракеты должны быть не только физически подвешены на самолет, но и сопряжены с его бортовой РЛС.

Тем не менее интеграция систем и приборов западного производства обеспечивает полную совместимость с навигационными системами НАТО. Это говорит о том, что поставляемые Украине словацкие МиГ-29 являются современными самолетами по западным стандартам.

МиГ-29 против Су-27, Су-34, Су-35 и… Су-57

Су-27
Су-27.© Соцсети

Не секрет, что словацкие МиГи встретятся в небе Украины с российскими истребителями, и победа будет не за ними. В свое время проводились учебные бои между советскими МиГ-29 и Су-27. Они показали полное превосходство суховского истребителя. В частности, отмечалось, что при прочих равных условиях при маневрировании на виражах Су-27 заходит в хвост МиГу через полтора-два круга, так как, несмотря на большую массу, обладает заметно лучшей маневренностью.

Преимущество Су-27 по допустимому времени пуска ракет типа Р-27 с Су-27 и МиГ-29 при обоюдной атаке на встречных курсах сводилось всего к 1-2-секундой разнице вместо предполагаемой 7-10-секундной. И это обстоятельство оказалось решающим в реальных боях, например в Эритрее.

Что же касается истребителей Су-34, Су-35, несмотря на то, что они являются глубокой модернизацией Су-27, то они на голову превосходят по своим характеристикам МиГ-29.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++ и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Взаимозаменяемость многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и стоимость фронтового бомбардировщика. В ВКС России находится 105 единиц Су-34 и не менее семи единиц Су-34М по состоянию на 2023 год.

Для огневого поражения РЛС систем ПВО противника Су-34 может использовать ракеты Х-58, X-15П, Х-31П на дальностях до 120–160 километров и Х-31ПД на дальностях 180–250 километров, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л с лазерными ГСН.

Применяемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы, неуправляемые ракеты) прицельный комплекс самолёта обеспечивает точность, сопоставимую с применением дорогостоящего высокоточного оружия.

Такая эффективность применения обычных средств поражения отмечена экспертами НАТО на основе опыта применения Су-34 в Сирии. При этом эксперты НАТО отмечают сравнительно низкую стоимость бомбардировок по сравнению с использованием управляемых бомб. Стоимость бомб типа BGL составляет около 100 000 долларов за единицу, их российский аналог КАБ-500С стоит около трех миллионов рублей, что в среднем втрое дороже обычной бомбы. Скопившиеся в РФ большие запасы обычных бомб, оставшиеся в наследство от СССР, позволяют снизить стоимость высокоточного боевого применения Су-34.

Су-35
Су-35.© Соцсети

Су-35 (по кодификации НАТО — Flanker-Е+, «Фланкер-Э+») — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого в 2008 году. Су-35 является одним из основных истребителей ВВС России, а также своего рода переходным звеном между истребителями Су-27 и Су-57. Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С. Произведено 124 единицы на август 2021 года. Стоимость единицы около двух миллиардов рублей.

На Су-35 стоит 30-миллиметровая авиационная пушка ГШ-30-1, боезапас — 150 снарядов: ракеты средней дальности — до двенадцати Р-77-1, до двух Р-27ЭТ; малой дальности — шесть Р-73 (РВВ-МД); большой дальности — четыре Р-37M (РВВ-БД); противокорабельные ракеты — шесть Х-31, Х-35У или две Х-59М; высокоточные боеприпасы — шесть Х-29Т или Х-38Мхх, пять Х-59МК, восемь КАБ-500КР (ОД), три КАБ-1500КР (ЛГ); неуправляемые боеприпасы — шесть С-25 (НАР), шесть С-8.

Су-57 (проектный индекс Т-50, по кодификации НАТО — Felon, «Преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА».

Самолёт разработан для замены тяжёлого истребителя Су-27 в российских ВКС. Произведено до 15 единиц, включая прототипы. Стоимость программы разработки — 60 миллиардов рублей (1,65 миллиарда долларов). Стоимость единицы — 2,236 миллиарда рублей (30 миллионов долларов)

Истребитель оснащён 30-миллиметровой авиапушкой 9-А1-4071К, впервые испытанной в 2014 году. Пушка разработана специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-миллиметровой авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х годов для истребителей МиГ-29, Су-27 и их модификаций. Также Су-57 получит все новейшие образцы управляемых ракет класса «воздух — воздух» и «воздух — земля» российского производства.

Все эти истребители активно применяются на Украине. Однако в любом случае в реальном бою все будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолеты вооружения, сколько от выучки экипажей, которая, как показывает боевая практика, часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+29

 

   

Комментарии (0)