Сможет ли Трамп перезапустить ядерную сделку с Ираном
- 11 марта 2025 17:17
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Судьба Ирана может кардинально измениться в течение второго президентского срока Дональда Трампа — как к лучшему, так и к худшему для Тегерана.
Трамп уже несколько раз выражал желание заключить сделку с Ираном. Буквально на прошлой неделе он направил письмо верховному лидеру страны аятолле Али Хаменеи с просьбой «провести переговоры» по ядерной программе ближневосточной страны. Это резко контрастирует с тем, что было семь лет назад, в 2018 году, когда Трамп вывел США из первоначальной ядерной сделки 2015 года, вызвав резкий спад в американо-иранских отношениях.
«Я хотел бы заключить сделку с Ираном по неядерному оружию. Предпочёл бы это, чем бомбить его к чёртовой матери», — сказал Трамп в интервью New York Post в начале февраля.
Но одновременно президент США возобновил кампанию «максимального давления» на Иран сразу после возвращения в Белый дом. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи тем временем наотрез отказался ставить крест на ядерной программе Тегерана и дал отпор пропагандистской деятельности Трампа. В субботу иранский лидер осудил попытки неназванных «запугивающих правительств» заключить сделку и пообещал, что его правительство не будет вести переговоры под давлением.
Иран попал в сложное положение из-за собственных экономических проблем, резкой потери региональных союзников вроде Башара Асада из Сирии и ослабления подконтрольных сил вроде «Хезболлы» в Ливане. Но хотя его мощь в этих областях значительно уменьшилась по сравнению с первым президентским сроком Трампа, иранские рычаги влияния в огромном объёме производимых ядерных материалов сейчас намного больше.
Мирный атом или потенциальное оружие?
Иран обогащает и накапливает запасы урана на самом высоком за всю историю уровне, что побудило Международное агентство по атомной энергии (ядерный надзорный орган ООН) выступить с многочисленными предупреждениями.
«Иран остаётся единственным государством, не обладающим ядерным оружием, которое обогащает уран до такого уровня, что вызывает серьёзную обеспокоенность по поводу потенциальной разработки оружия», — говорится в пресс-релизе ООН от 3 марта.
«Иран продолжает обогащать уран в рамках усилий по наращиванию влияния. Чем больше у него есть, тем больше он может разгрузить. Это может стать компромиссом для любой подобной сделки, которая будет заключена в будущем», — сказал CNBC Санам Вакил, директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Chatham House.
Тегеран настаивает, что его программа предназначена исключительно для гражданских энергетических целей. Но, по данным МАГАТЭ, ядерное обогащение в Иране достигло 60% чистоты, что значительно превышает предел обогащения, установленный в ядерной сделке 2015 года, и является небольшим техническим шагом до оружейного уровня чистоты в 90%.
«Обогащающая уран на 60% страна — очень серьёзная вещь. Только производящие бомбы государства достигают такого уровня», — заявил глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси в 2021 году.
В соответствии с ядерной сделкой 2015 года, официально называемой Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД), Иран обязался уменьшить запас обогащённого урана на 97%, до 300 килограммов, и в течение 15 лет не обогащать его выше уровня 3,67%. По данным Energy Intelligence, сейчас у Ирана почти в 22 раза больше запасов. Трамп не исключает, что США или Израиль могут нанести военные удары по Ирану, чтобы помешать ему создать бомбу.
Взаимное недоверие
При этом в Иране преобладает стремление к заключению сделки, которая сняла бы санкции. Об этом говорит экономист и управляющий партнёр базирующейся в Вене консалтинговой компании Eurasian Nexus Partners Биджан Хаджехпур. Но с обеих сторон существует глубокое недоверие.
По словам эксперта, публичное столкновение Трампа с президентом Украины Владимиром Зеленским в ходе встречи в Овальном кабинете Белого дома напомнило иранцам, что им трудно быть уверенными в возможной будущей сделке с администрацией Трампа. С другой стороны, потенциальная отмена или ослабление санкций необходимы для развития иранской экономики.
Сейчас у США и Трампа есть подавляющее преимущество и значительно больше рычагов воздействия на Иран, чем в 2017 году. Так считает старший научный сотрудник Фонда защиты демократий Бехнам Бен Талеблу.
«Израиль ослабил позиции некоторых региональных партнёров Исламской Республики, а структурные проблемы и продолжающиеся американские санкции сдерживают развитие иранской экономики. И хотя идея увеличения ядерных возможностей Ирана в качестве рычага воздействия не ускользнула от меня, их ядерная карта — это единственная карта, которую они могут разыграть на данный момент», — пояснил эксперт.
Тегеран тянет время?
Что касается возражений верховного лидера Ирана против переговоров под давлением, Бехнам заявил, что Исламская Республика всегда говорит «нет», пока не скажет «да». Он уверен, что страна продолжает обогащать уран и увеличивает запасы высокообогащённого урана, потому что хочет получить ядерное оружие, а не ради рычагов влияния на переговорах.
«Тегеран хочет заманить Трампа в ловушку переговоров не для решения ядерной проблемы, а чтобы ослабить максимальное давление и создать препятствия для потенциального израильского или американского удара», — резюмировал специалист.
По мнению Вакиля из Chatham House, вместо того чтобы заключать сделку или полностью отказаться от соглашения, правительство Ирана может выбрать третий вариант, чтобы просто разобраться и выиграть время. Это делается как для «создания дополнительных рычагов воздействия в то время, когда регион и Запад считают Иран слабым», так и для лучшего понимания приоритетов Трампа и условий переговоров.
Вакиль добавил, что Иран собирается начать переговоры с Европой в качестве механизма отсрочки введения ответных санкций и сохранения возможности для переговоров, в то время как Вашингтон разрабатывает собственную стратегию и приоритеты.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: