+28
Сохранить Сохранено 7
×

Русский «Медведь» Ту-95 до сих пор держит в страхе западный мир


Русский «Медведь» Ту-95 до сих пор держит в страхе западный мир

Самолет Ту-95.

Ту-95  (по кодификации НАТО — Bear, «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями и до настоящего времени единственный в мире серийный винтовой бомбардировщик. Первый полет Ту-95 совершил 70 лет назад, 12 ноября 1952 года.

Он являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. До сих пор остаётся на службе в авиации России как носитель крылатых ракет, в том числе Х-101, стратегической крылатой ракеты «воздух — земля», благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное — большей скрытности от американских спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам.

Именно этот самолёт поднял в небо самую мощную бомбу за всю историю человечества. В Сирии все выпущенные из него ракеты пришли точно в цель. Именно он является рекордсменом по количеству часов, проведенных в воздухе. Сегодня Ту-95, вооруженный стратегической крылатой ракетой «воздух — земля» Х-102 (модификация Х-101 с термоядерной боеголовкой) держит в страхе весь западный мир!

Предотвратить угрозу ядерного нападения

В конце 1940-х — начале 1950-х годов руководство СССР опасалось угрозы ядерного нападения со стороны США. В ведении Стратегического авиационного командования (Strategic Air Command) США имелся как флот дальних тяжёлых бомбардировщиков — носителей ЯО типа B-29, дислоцированных на авиабазах за пределами Америки, так и межконтинентальные турбореактивно-поршневые стратегические бомбардировщики B-36.

Бомбардировщий В-36
Бомбардировщик В-36. © enemyinmirror.com

В это же время в составе советских ВВС имелись только дальние бомбардировщики типа Ту-4 — нелицензионные копии американских В-29, которые не могли действовать с аэродромов на территории СССР по территории США из-за недостаточной для этой цели дальности полёта, а подходящими зарубежными базами СССР тогда не располагал.

Поэтому необходимо было создать бомбардировщик для нанесения бомбовых ударов, в том числе и ядерными боеприпасами, по стратегическим целям, расположенным в глубоком тылу противника. И. В. Сталин поручил создать такой самолет двум ОКБ, возглавляемым А. Н. Туполевым и В. М. Мясищевым (история создания бомбардировщика Мясищева заслуживает отдельного рассказа).

В туполевском КБ закипела интенсивная работа, и первый экземпляр Ту-95 совершил первый полёт 12 ноября 1952 года, командир корабля — лётчик-испытатель А. Д. Перелёт. До конца года было совершено 16 полетов.

Лётчик-испытатель А. Д. Перелёт
Лётчик-испытатель А. Д. Перелёт.

Трагические испытания

11 мая 1953 года во время 17-го испытательного полёта из-за разрушения шестерни редуктора третьей силовой установки на борту самолёта возник пожар, потушить который штатными средствами не удалось. По приказу командира самолёт покинули пять членов экипажа. Самолёт упал северо-восточнее города Ногинска, горящий двигатель оторвался в воздухе, винты четвёртого двигателя встали во флюгерное положение, и самолёт, завалившись в крутую спираль, почти вертикально пошёл к земле. Погибли командир корабля А. Д. Перелёт, штурман корабля С. С. Кириченко, бортинженер А. Ф. Чернов, техник по виброиспытаниям из НИИ CO A. M. Большаков. Но эта катастрофа не остановила испытания.

Самолет Ту-95
Самолет Ту-95. © tupolev.ru

Забегая вперед, можно сказать, что из построенных 274 самолетов Ту-95 и его модификаций потеряно в катастрофах 28 бомбардировщиков, погибли 194 человека личного состава. Дело в том, что катапультных кресел для членов экипажа в Ту-95 не было и сейчас нет. Экстренное покидание самолёта из передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише передней опоры шасси. При этом передняя опора принудительно выпускается, а часть пола кабины, построенная в виде транспортёрной ленты с зацепами для рук, приводится в движение от гидроаккумуляторов и теоретически позволяет покинуть падающий самолёт при больших продольных перегрузках. Покидание задней гермокабины обеспечивается через сбрасываемый входной люк задней гермокабины. Так что в случае сложной обстановки быстро самолет не покинешь.

16 февраля 1955 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем М. А. Нюхтиковым поднял второй самолёт Ту-95 в первый полёт. Испытания и доводки опытного самолёта продолжались почти целый год, до 20 января 1956 года, причём принять самолёт в серию было решено летом 1955 года, до завершения этапа заводских испытаний.

Серийный выпуск начался в 1955 году. В серии находились бомбардировщики Ту-95 и Ту-95М, дальние стратегические разведчики Ту-95МР, дальние самолёты разведки и целеуказания Ту-95РЦ, стратегические самолёты-ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ.

Построенные Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х годов, пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. До начала 90-х годов строились и совершенно новые модификации и варианты самолёта.

Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 единицам.

Единственный в мире

Самолет Ту-114
Самолет Ту-114.© «авиару.рф»

Одной из самых известных модификаций бомбардировщика Ту-95 стал его пассажирский вариант — Ту-114. Работы в ОКБ по этому самолету начались в 1955 году. Опытный образец поднял в небо летчик-испытатель А. Якимов 10 ноября 1957 года. В июле 1960 года закончились госиспытания, в марте следующего — эксплуатационные.

24 апреля 1961 года состоялся первый рейс Ту-114 с пассажирами на борту по маршруту Москва — Хабаровск. До 1965 года на куйбышевском авиазаводе был построен 31 Ту-114. Все эти самолеты успешно служили на внутренних и международных линиях до 1980 года. За этот период были перевезены более шести миллионов пассажиров. Авиалайнер выпускался в компоновке на 170 и 200 мест. А в 1962 году был подготовлен вариант для полетов на Кубу, в котором число пассажирских мест уменьшили до 120 в связи с увеличением запаса топлива. С января 1963 года начались регулярные рейсы в Гавану с одной промежуточной посадкой.

На Ту-114 были установлены 32 мировых рекорда. Кроме того, в 1958 году авиалайнер был удостоен Гран-при на Брюссельской международной выставке, а А. Н. Туполеву вручена Большая золотая медаль ФАИ. На момент своего создания и до конца 60-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолётом в мире.

Атомный самолет

Бомбардировщик М-4
Бомбардировщик М-4.© warspot.ru

Первые советские стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95 могли «накрыть» лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 году насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики — носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58.

Исправить это положение мог лишь самолет с атомным двигателем, способным обеспечить практически неограниченное время нахождения машины в воздухе. В рамках создания советского атомного бомбардировщика в конце 1957 года к осуществлению этой грандиозной идеи наряду с другими организациями было подключено ОКБ А. Н. Туполева.

На базе Ту-95 была создана летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, на которую был установлен атомный реактор небольшой мощности с целью изучения его влияния на экипаж и радиоэлектронную аппаратуру.

«[К весне 1961-го] самолет стоял на аэродроме под Москвой. И приехал А. Н. Туполев с министром П. В. Дементьевым, чтобы посмотреть на него. Туполев объяснял систему защиты человека от излучений: „Надо, чтобы ни малейшей щели не было, иначе нейтроны через нее выйдут“. „Ну и что?“ — не понял министр. И тогда Туполев объяснил по-простому: „В морозный день ты выйдешь на летное поле и ширинка у тебя будет расстегнута — все замерзнет!“ Министр рассмеялся: мол, теперь с нейтронами все понятно…» — вспоминал один из его создателей ученый-атомщик Н. Н. Пономарев-Степной.

С мая по август 1961 года на Ту-95ЛАЛ были выполнены 34 полета. Испытания Ту-95ЛАЛ показали высокую эффективность примененной атомной установки и системы радиационной защиты, но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес и необходимость дальнейшего совершенствования. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств.

Кроме того, затраты на создание самолета с атомной установкой были оценены в миллиард советских рублей, поэтому из-за высокой стоимости в финансировании работ было отказано.

Данные, полученные в ходе испытаний Ту-95ЛАЛ, позволили ОКБ А. Н. Туполева совместно со смежными организациями разработать крупномасштабную, рассчитанную на два десятилетия программу развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. Однако реализации этого проекта помешали конец холодной войны и распад Советского Союза.

Вместо эпилога

Самолет Ту-95МСМ
Самолет Ту-95МСМ. © Соцсети

Американское издание  National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты, такие как X-101, которые при дальности 5500 километров позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО. Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.

Кроме того, продолжается модернизация Ту-95. Ту-95МСМ — первый опытный стратегический ракетоносец, новая модификация самого скоростного в мире турбовинтового самолета-ракетоносца Ту-95МС.

Первый полет Ту-95МСМ совершил 22 августа 2020 года с аэродрома ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге. Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы — филиала ПАО «Туполев» — Андрея Воропаева. Полет прошел в штатном режиме на высоте 9000 метров, длился 2 часа 33 минуты, системы и оборудование работали без замечаний.

Генеральный директор ПАО «ОАК» вице-президент ОООР «СоюзМаш России» Юрий Слюсарь подчеркнул:

«Это самолет с новым комплексом вооружения, с новым бортовым комплексом электронного оборудования, с новыми доработанными двигателями, новыми винтами. Боевые возможности машины ровно в два раза выросли после этой модернизации. После вылета продолжатся испытания. Модернизация парка стратегических ракетоносцев дальше пойдёт по этому пути».

Модернизация позволит существенно увеличить точность навигации и показатели надежности, продлить срок эксплуатации авиационного комплекса, улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета.

В рамках глубокой модернизации на Ту-95МСМ установлены новые системы — управления вооружением, управления самолетом, пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, радиолокационная станция, средства объективного контроля. Результатом проведенных работ станет существенное увеличение показателей эффективности авиационного комплекса при применении по назначению. Так что еще много лет Ту-95 будет пугать западный мир!


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+28

 

   

Комментарии (0)