+32
Сохранить Сохранено 7
×

Как «Роскосмос» бросил вызов Илону Маску


Как «Роскосмос» бросил вызов Илону Маску

Космос.

В конце октября ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту очередную партию из 53 мини-спутников для пополнения орбитальной группировки глобальной сети интернет-покрытия системы Starlink, сообщила компания-разработчик SpaceX.

Запуск был осуществлен с авиабазы Космических сил США Ванденберг в штате Калифорния. Он стал 66-м по счету выводом на орбиту группы интернет-спутников с мая 2019 года в рамках проекта Starlink. В общей сложности SpaceX запустила уже 3558 спутников.

Спутник Starlink
Спутник Starlink.© radio316.org

Часть из них вышла из строя или сошла с орбиты. Примерно 3,2 тысячи аппаратов остаются на орбите в рабочем состоянии.

А что же Россия?

Россия в лице руководителя «Роскосмоса» Юрия Борисова уже «бросила дерзкий вызов» Илону Маску и его компании Starlink. Недавно он заявил, что страна должна выйти на темп создания одного спутника в день. А это значит, что наша страна должна увеличить темпы производства спутников в 550 раз.

Конечно, генерал от космоса наверняка спутал 550 раз и 55%, но даже в этом случае «замах» выглядит более чем грандиозно, вопрос лишь в том, насколько осуществимы эти наполеоновские планы.

Вот что по этому поводу говорит Борисов: «Массовое производство (спутников. — Прим. авт.) — это другая логистика, начиная от складских помещений и обеспечения всем необходимым и заканчивая организацией производства. К сожалению, мы отстали, и это надо признать».

Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов. © kremlin.ru

Сегодня для выпуска одного космического аппарата требуется приблизительно 18 месяцев, поэтому мгновенно нарастить темпы их производства вряд ли получится. По подсчётам специалистов, для реализации этой программы потребуется значительный рост инвестиций, а переход к таким темпам возможен лишь в очень далёкой перспективе — в лучшем случае к 2045–2050 году.

Увеличение темпов производства космических аппаратов сочетается и с рядом проблем, в частности с отсутствием крупных заказчиков: их нет, кроме Министерства обороны. А в связи с событиями на Украине вряд ли оно закажет сотни военных спутников, которые в таком количестве ему просто не нужны. 

По мнению блогера и популяризатора космонавтики Виталия Егорова, для производства одного спутника в день потребуется коренная ломка всех прежних принципов космической промышленности. При этом проекты, которые могли бы оправдать такой конвейер, в российских условиях вряд ли будут коммерчески успешны или получат необходимое бюджетное финансирование.

Впрочем, глава «Роскосмоса» проблемы в этом не видит.

«Мы обсудили с АФК „Система“, в какой форме это может быть, но думаю, что, скорее всего, пойдем на создание совместного предприятия. Мы рассчитываем, что АФК „Система“ и ее дочерние предприятия смогут обеспечить „Роскосмосу“ выполнение таких больших задач, как выход на серийное производство космических аппаратов. Мы считаем, что возрождение русского космоса будет связано с привлечением частного инвестора», — отметил Борисов.

Однако отечественные эксперты утверждают, что «помочь с деньгами» в состоянии только «Газпром». Другой вопрос — захочет ли он это сделать, особенно в нынешней ситуации. 

Кроме того, спутники имеют различное назначение, на них устанавливаются разные приборы, их запускают на разные орбиты, поэтому собирать одинаковые космические аппараты никак не получится. И все они сегодня собираются вручную, даже в США. Просто такая специфика сборки, и ничего тут не поделаешь.

Более того, для  организации массовой сборки нужна надежная кооперация поставщиков, которые не подведут ни на одном этапе и ни в одном из компонентов на протяжении всего выпуска серии. А с этим в РФ всегда была проблема. К тому же кооперация должна быть не только межотраслевой, но и международной, поскольку российская индустрия не способна произвести на 100% ни один отечественный спутник. Сегодня в условиях санкций, наложенных на Россию, организовать такую кооперацию невозможно.

Есть ли реальное решение этой проблемы?

Серийное производство спутников не было проблемой для СССР. Еще в 1970–1980-е годы Советский Союз совершал по 100 с лишним ракетных пусков в год, что сравнимо с масштабами всей современной мировой космонавтики. И до трети таких запусков составляли аппараты, предназначенные для разведки, серий «Янтарь» и «Зенит».

Причина такой высокой частоты выпуска была проста: спутники имели очень короткий срок активной работы, так как в них банально… заканчивалась фотопленка. Спутники связи тоже запускались часто по причине их быстрого выхода из строя и необходимости регулярной замены.

Сегодняшняя космическая отрасль России тоже имеет практику серийного производства космических аппаратов. Наибольший опыт в этом есть у красноярского «ИСС Решетнева», которое за 20 лет произвело несколько десятков навигационных спутников «ГЛОНАСС-М», низкоорбитальные спутники связи «Гонец» и геостационарные спутники связи на универсальных платформах серии «Экспресс».

ГЛОНАСС-М
«ГЛОНАСС-М». © wikipedia.org

 Компания «Спутникс» является разработчиком и производителем малых космических аппаратов массой от 1 до 200 килограмм. Это аппараты класса CubeSat (наноспутники) и класса «микроспутники». Спутники используются для различных целей: научные КА, спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), аппараты интернета вещей (IoT).

Малые аппараты класса «микро» создаются на базе микроспутниковых платформ собственной разработки («ТаблетСат» и перспективной «Паллады»). Полезными нагрузками платформы могут быть оптико-электронная аппаратура ДЗЗ сверхвысокого разрешения, радарная аппаратура для всепогодного мониторинга, коммуникационная аппаратура, а также приборы для мониторинга парниковых газов.

Россия может взять пример с Запада. В частности, проблему организации конвейерного производства спутников решили минимум две компании в мире. Это SpaceX (для создания низкоорбитальной системы связи Starlink) и Airbus (для системы OneWeb). Оценочный объем инвестиций в эти проекты — от 5 до 30 миллиардов долларов и 5,6 миллиарда соответственно. Любопытно отметить, что для 600 спутников OneWeb плазменные двигатели производились на калининградском «ОКБ „Факел“» до 2022 года, поэтому опыт серийного производства космических компонентов есть и в России.

А сколько же спутников надо?

Со времени запуска первого советского спутника 4 октября 1957 года в космос были выведены более 9000 аппаратов, но только около 2000 из них функционируют в настоящее время. Остальные сгорели в атмосфере или сломались и стали космическим мусором на орбите. А Илон Маск уже скоро собирается выпустить на орбиту земли 12 000 спутников по 260 килограмм каждый. И это только начало, потом он планирует расширить сеть до 42 000 штук.

Американский миллиардер Илон Маск
Американский миллиардер Илон Маск. © flickr.com

Но, конечно, это вероятное шапкозакидательство не обходится без критики. Астрономическое сообщество выступило с опасением, что такое количество спутников будет очень сильно влиять на информацию, получаемую телескопами на земле.

И действительно, в 2019 году после запуска первой партии спутников 19 из них в течение пяти минут мешали работе телескопа DECam (Dark Energy Survey), предназначенного для поисков следов темной энергии. В результате инженеры компании выкрутились — придумали, что надо спутники покрывать специальным темным покрытием, которое сделает их как бы невидимыми для телескопов.

И пока нет никакой информации о том, например, насколько сильно будет влиять на спутниковый сигнал окружение, например кроны деревьев, горы, облака. Но, по идее, чем больше будет спутников, тем меньше будут мешать эти помехи.

«Сфера» — прорыв в будущее?

«Сфера» — проект российской глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС).

В начале разработки программы планировалось, что к 2030 году группировка, созданная в рамках программы «Сфера», должна насчитывать 638 космических аппаратов, в том числе 334 спутника связи, 55 спутников навигации и 249 аппаратов дистанционной съемки Земли. Развитие «Сферы» также позволило бы организовать в России массовое движение беспилотников как в воздушном пространстве, так и на земле.

«Сфера» — это заявка на полную независимость нашей страны в вопросе обеспечения бизнеса и государственных органов власти всеми космическими сервисами: связными, сервисами наблюдения, управления инфраструктуры. Безусловно, это создает колоссальный коммерческий результат, утверждал бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Спутник в открытом космосе
Спутник в открытом космосе. © unsplash.com

Финансирование проекта «Роскосмоса» «Сфера» по первоначальным прикидкам обойдется в 180 миллиардов рублей. В течение 2022–2024 годов на реализацию будет выделено семь миллиардов рублей ежегодно. Этот 21 миллиард уже заложен на ближайшие годы из суммарного объема финансирования. После 2024 года финансирование «Сферы» потребует около десяти миллиардов рублей ежегодно.

Однако в эту сумму не входит стоимость изготовления ракет, на которых будут размещаться спутники. Согласно сайту госзакупок, необходимо 132 миллиарда рублей на запуски ракет «Союз», 72,72 миллиарда рублей на лёгкую «Ангару» и 120 миллиардов рублей на тяжелые ракеты «Ангара», то есть суммарно 324,72 миллиарда рублей. 8 июня 2022 года пресс-служба «Роскосмоса» сообщила, что госкорпорация поддерживает привлечение частных космических компаний (в частности, компании «Спутникс») к созданию многоспутниковой орбитальной группировки «Сфера».

Тем не менее реализация этой программы постоянно пробуксовывала. И только 22 октября этого года первый спутник «Сферы» — «Скиф-Д» — запустили. Однако если вчитаться в описание системы, то окажется, что «Скифов» требуется всего 12 штук, а денег на «Сферу» выделяют всего 40 миллиардов рублей на ближайшие три года.

Кроме того, проект «Сфера» может обеспечить спутниковый интернет только на территории России, которая занимает немногим более 3% поверхности Земли. Нельзя не отметить и того, что сегодня Россия самостоятельно и вовремя не сможет построить такое количество спутников, поскольку у нас нет отработанной технологии производства микросхем, применяемых на них.

Забавно, но лучшие отечественные процессоры марок «Байкал» и «Эльбрус» производятся на Тайване. К тому же ни одно предприятие мира пока не производило хотя бы десять больших спутников в год, а проект «Сфера» потребует создания нескольких сотен аппаратов, в связи с чем весьма вероятно, что проект окажется не столько прорывом в будущее, сколько очередной возможностью «освоения» бюджетных средств теми, кто получит к ним доступ. 


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (1)

  • Игорь
    Игорь 09 ноября 2022

    Скептис автора впринципе уместен. Знать конечно , что мы можем , а что нет , знает наверно только бог , президент и глава роскосмоса 😁. Я уверен в одном ... если будет надо , всё будет ... но не сейчас . При несменяемости курса и наличия стремления , лет через 10 изменится всё до неузнаваемости . И мы вновь будем гордится нашими космическими достижениями , как наши родители .😉

    Ответить
    0 +