+0
Сохранить Сохранено 7
×

Роботакси по-московски: появятся ли в 2026 году такси без водителя


Роботакси по-московски: появятся ли в 2026 году такси без водителя

Такси в Москве.

© АГН «Москва»

2026 год объявлен сроком входа беспилотного такси в Москве. Его в середине ноября 2025 года назвал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. При этом глава Правительства РФ сразу оговорился, что в салоне всё равно останется водитель-испытатель. В его задачи будет входить контроль автоматики и безопасность пассажиров.

Минтранс России подтвердил данные временные рамки. В 2026 году россияне снова смогут вызывать легковые беспилотники в Москве — после паузы, когда сервис сознательно загнали обратно на полигоны и закрытые территории вроде Иннополиса и «Сириуса», чтобы докрутить алгоритмы.

Правда, есть нюанс. Речь идёт о пилотном режиме. Это будут не тысячи машин по всему городу, а ограниченный по масштабу эксперимент в боевых условиях, но под плотным надзором регуляторов и с человеком в салоне.

От такси «только для сотрудников» к сотне машин в городе

Ключевым игроком в московских роботакси является «Яндекс». Его дорожная карта на сегодня выглядит следующим образом. До конца 2025 года компания запускает внутренний эксперимент, в рамках которого в приложении «Яндекс Go» сотрудники смогут заказывать роботакси, которые управляются системой на базе нейросетевой архитектуры трансформеров. Используется такая же идея, как в современных больших языковых моделях. Сеть не просто реагирует на текущую ситуацию, но предсказывает последующие события — в нашем случае траекторию движения других участников движения.

Яндекс такси.
Яндекс-такси. © АГН «Москва»

Дальше — самое главное для нас, рядовых пользователей. Если Департамент транспорта Москвы согласует проект, в 2026 году «Яндекс» планирует выпустить на улицы около сотни таких машин уже для обычных пассажиров. Но пока это не станет отдельным фантастическим сервисом будущего. Роботакси будут назначаться случайным образом в рамках обычного заказа. Если пассажир не захочет ехать на беспилотнике, он сможет отказаться и дождаться классического автомобиля с шашечками. Стоимость поездки обещают оставить на уровне машины с водителем.

Пока всё это ограничивается несколькими районами города и заранее отобранными маршрутами. Будут отрабатываться реальные, но относительно предсказуемые сценарии — например, соединение жилых массивов с метро или крупными ТПУ, где в любой момент можно подстраховать систему.

Одновременно «Яндекс» обозначил следующий шаг. При условии принятия федерального закона о беспилотном транспорте компания рассчитывает к 2027 году убрать водителя-испытателя не только из грузовиков, но и из такси.

Оценки масштаба от агрегатора: в 2026 году парк автономных такси «Яндекса» должен превысить 150 машин.

SberAutoTech и остальные: почему пока всё равно говорят «Яндекс»

Сбербанк через дочернюю компанию SberAutoTech несколько лет тестирует беспилотные автомобили в Москве. Ещё в 2020–2022 годах машины данного бренда начали выезжать на дороги общего пользования с водителем. Запущена перевозка сотрудников на ограниченных маршрутах — сначала на территории СберУниверситета, затем в отдельных районах столицы России.

Но если «Яндекс» аккуратно двигает технологию именно в сторону массового городского сервиса такси, то SberAutoTech пока остаётся в нише корпоративных сценариев и исследований. Для пассажира это означает простую вещь: с высокой долей вероятности в 2026 году «беспилотное такси в Москве» будет синонимом именно «Яндекс Go», а не абстрактного сервиса от десятка операторов.

При этом Минтранс и Правительство России при разговорах о роботакси обычно подчёркивают «коммерческие компании» во множественном числе. Формально двери открыты и для других игроков, если у них хватит ресурсов довести решение до уровня городского эксперимента.

Экспериментальный правовой режим: как закон догоняет технологию

Беспилотное такси в Москве — это не только камеры, лидары и нейросети, но и довольно сложная юридическая конструкция. В 2022 году Правительство РФ утвердило первую программу экспериментального правового режима (ЭПР) по эксплуатации «высокоавтоматизированных транспортных средств».

Данный документ позволил «Яндексу» тестировать роботакси в Москве, Иннополисе и на федеральной территории «Сириус». В столице страны автомобили могли ездить только с водителем-испытателем в салоне, но в иных местах — и без него, с удалённым оператором.

Первой зоной для городского запуска в Москве стал район Ясенево, где роботакси работали как обычное такси, вызываемое через «Яндекс Go» по тем же тарифам. Это был важный эксперимент. Власти впервые дали технологии возможность выехать за пределы полигона, но в чётко очерченных границах.

Параллельно развивается ещё один ЭПР — для беспилотных грузовиков. В ноябре 2025 года Правительство РФ продлило его до 2028 года и разрешило с 2026 года движение части грузовиков без людей в кабине по федеральным трассам М-11, М-12 и ЦКАД. За два года такие машины должны намотать не менее 100 тысяч километров. При этом вводятся жёсткие требования к софту и отчётности по инцидентам.

Почему грузовики важны для такси? Потому что это условные разведчики для будущего общего закона о беспилотных автомобилях. Минтранс РФ прямо говорит, что к началу 2026 года внесёт в Правительство России проект федерального закона, который установит единые правила для всех типов автономных машин: от грузовиков до роботакси, включая вопросы ответственности за ДТП.

Пока закон не принят, весь беспилотный транспорт будет пребывать в режиме аккуратных, точечно согласованных экспериментов.

Как может выглядеть поездка на роботакси по Москве в 2026 году

Если собрать воедино заявления Правительства, Минтранса РФ и игроков рынка, то типичный сценарий на 2026 год выглядит следующим образом. Вы вызываете такси через знакомое приложение. В какой-то момент приходит уведомление, что на заказ назначен автономный автомобиль. В карточке машины видно, что в ней по-прежнему есть водитель-испытатель. По идее, он не должен постоянно держать руки на руле. Если вам некомфортно, вы отказываетесь от такого варианта и ждёте обычную машину.

Такси. © АГН «Москва»

Снаружи такие машины почти наверняка будут заметны: лидары и радары на крыше, специфическая раскраска, крупные предупреждающие наклейки о том, что перед вами тестовый беспилотный автомобиль. Это требование регуляторов, а не маркетологов. Другие участники дорожного движения должны понимать, что перед ними находится машина, поведение которой может отличаться от привычного.

Зачем вообще городу роботакси: аргументы

Для города и федеральных властей роботакси — это не только красивый технологический имидж.

Во-первых, это способ уменьшить зависимость таксомоторного рынка от человеческого фактора. Уже сейчас компании жалуются на дефицит водителей, а чиновники параллельно ужесточают требования к автомобилям для такси. «Яндекс» прямо увязывает развитие беспилотников с тем, что в будущем это поможет стабилизировать цены на поездки, когда рост спроса перестанет упираться в количество людей за рулём.

Во-вторых, безопасность. Правительство РФ отчиталось, что в грузовом эксперименте за миллионы километров беспилотных рейсов серьёзных ДТП по вине автономных грузовиков не замечено. Это один из ключевых аргументов в пользу расширения ЭПР и допущения машин без водителя в кабине. Для Москвы же это важный сигнал. Если технология показала себя на сложных трассах, при аккуратном внедрении в городском такси риски можно держать под контролем.

Риски от беспилотников: недоверие, рабочие места и крайние случаи

У этой истории есть и обратная сторона. Часть горожан банально боится садиться в машину без водителя даже с «человеком на всякий случай» рядом с рулём. Именно поэтому первые роботакси будут назначаться случайно и с возможностью отказа. Власти и сервису нужно мягко наращивать опыт взаимодействия людей с новой технологией, а не насаждать её силой.

Второй чувствительный момент связан с занятостью. Формально в 2026 году никто не собирается увольнять водителей: в салоне по-прежнему обязан сидеть испытатель. Да и масштаб проекта — сотни машин, а не десятки тысяч. Но в горизонте до 2027–2030 годов рынок должен будет найти ответ на вопрос, что делать с людьми, чья работа постепенно автоматизируется.

Третий риск — правовой. Пока не принят общий федеральный закон, каждая серьёзная авария с участием роботакси автоматически превращается в кейс «на всю страну». Поэтому регуляторы перестраховываются, а компании двигаются небольшими шагами: добавляют новые районы, чуть повышают уровень автономности, расширяют допуски ЭПР, но не делают резких рывков.

В разговоре с «Ридусом» генеральный директор «А-Я эксперт», компании-разработчика искусственного интеллекта, преподаватель Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Роман Душкин согласился, что одна из преград массовому развитию беспилотников сегодня заключается в нормативных барьерах. В то же время с беспилотниками, будь то «Яндекс», SberAutoTech или другие компании, всё в целом уже работает. Машины реально ездят, в том числе по обычным дорогам, а не только по полигонам. Есть пилотные зоны вроде Иннополиса, где такие автомобили катаются каждый день и наматывают километры.

Устроено это примерно так. В машине стоят камеры, «глаза», разные датчики и сканеры, которые считывают всё вокруг и внутри автомобиля. При этом в багажнике находится компьютер — тот самый «мозг», получающий данные от датчиков, принимающий решения и через исполнительные механизмы жмущий на газ и тормоз, крутящий руль. То есть машина живёт по той же логике, что и человек: увидела — подумала — сделала.

Главная сложность заключается не в том, чтобы научить машину поворачивать или тормозить, а в том, что она работает в непредсказуемой среде. Вокруг неё — люди, которые могут внезапно выскочить, подрезать или нарушить правила. Техника тоже не идеальна. Даже если «мозг» послал команду тормозить, то реальный тормоз может сработать не так, как ожидалось. Из-за этого к надёжности и безопасности предъявляются очень жёсткие требования. Чтобы компенсировать риски, к «мозгам» подключаются сверхточные карты, сканирование пространства десятки раз в секунду и системы обмена сигналами между машиной и окружением.

По сути, мигающий поворотник — это уже простой пример обмена сигналами «машина — машина». Один водитель показывает другим, что собирается повернуть. Поэтому странно, когда кто-то говорит, что взаимодействие между автомобилями не нужно. Оно и так уже существует, просто в примитивной форме.

«Сегодня основное торможение — не технологии, а законы и человеческое поведение. По правилам беспилотники у нас могут ездить только в специально выделенных зонах вроде Иннополиса. На полноценные дороги их пока не выпускают. Причина в том, что люди при контактах с беспилотным автомобилем начинают проверять его «на прочность» — подрезать и провоцировать. Водители забывают, что находятся в средстве повышенной опасности и рискуют не только своей жизнью, но и чужой. Задача водителя — спокойно доехать из точки А в точку Б, а не устраивать испытания роботам. При этом все остальные страшилки вроде пробок, агрессивного стиля вождения вокруг, сложных развязок или дворов без разметки для таких машин уже решаемы. Точные карты и круговой обзор несколько десятков раз в секунду позволяют ориентироваться в любой городской каше. Так что когда законодатели наконец решат, что технологии готовы к массовому внедрению, распространить их по стране можно будет очень быстро», — пояснил Душкин.

Чего реально стоит ожидать от 2026 года

Если отвлечься от заголовков и посмотреть на факты, то 2026 год в Москве с большой долей вероятности станет годом ограниченного, но ощутимого возвращения и роста роботакси.

С одной стороны, есть твёрдые политические обещания. Премьер-министр открыто называет 2026-й годом запуска первых беспилотных такси, пусть и с водителем-испытателем.

С другой стороны, имеется конкретный план крупнейшего игрока рынка: сотня яндексовских машин с новой нейросетевой архитектурой, работающих по тем же тарифам и маршрутам, что и обычные такси, но в ограниченных районах.

Такси. © АГН «Москва»

Вывод: в 2026 году по московским дорогам действительно должны ездить роботакси, доступные обычным пассажирам. Но это будет не полностью беспилотный город, а машина с человеком в салоне и очень внимательными наблюдателями по обе стороны от лобового стекла. Вопрос, когда из этих пилотов вырастет полноценный массовый сервис, уже выходит за рамки 2026 года и упирается в то, насколько быстро страна будет готова менять не только технологии, но и законы с привычками.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)