+-1
Сохранить Сохранено 7
×

Прощайте, вертушки: бои над Украиной могут стать лебединой песней боевых вертолетов


Прощайте, вертушки: бои над Украиной могут стать лебединой песней боевых вертолетов

Вертолет К-52.

© wiki.lesta.ru

Армия США приняла решение закрыть многомиллиардную программу создания лёгкого разведывательно-ударного вертолёта нового поколения с претенциозным названием «Вертолет будущего» (Future Attack Reconnaissance Aircraft, FARA) после анализа боев на Украине. Об этом заявило американское издание Defense News.

Военное ведомство уже потратило на программу не менее двух миллиардов долларов и запросило еще пять на будущее. Однако она будет свернута, поскольку применение вертолетов в военных действиях на Украине оказалось неэффективным в результате массового применения средств ПВО и различного рода ПЗРК.

«Беспилотные летательные аппараты с мощными сенсорами и вооружением — это более универсальные и недорогие средства, применяемые в современной войне», — заявил начальник штаба армии США генерал Рэнди Джордж.

Вертолеты и жизнь экипажа слишком ценны, чтобы ими рисковать. Поэтому, по данным издания, американская армия планирует потратить больше средств на БПЛА, в частности на программу Air Launched Effects.

Замена ветерану времен вьетнамской войны

Bell OH-58 Kiowa Warrior. © flickr.com

Проект FARA запустили шесть лет назад, в 2018-м. Его цель — создание малозаметного, скоростного, хорошо вооруженного вертолета, способного маневрировать на высоких скоростях и проникать на вражескую территорию на малой высоте для доставки техники и ее последующей эвакуации. Он должен был заменить вертолет Bell OH-58 Kiowa Warrior времен вьетнамской войны. Его сняли с вооружения в 2016-м, и с тех пор задачи винтокрылого разведчика выполняет более тяжелый и дорогой в эксплуатации AH-64E Apache, действующий в паре с БПЛА Shadow.

AH-64E
AH-64E. © dvidshub.net

Новый перспективный вертолёт должен превосходить Bell OH-58 Kiowa по вооружению и большинству характеристик, включая увеличение крейсерской скорости до 333 километров в час и максимальной до 380 километров в час, чтобы повысить выживаемость против современных средств ПВО российского и китайского производства.

Длина фюзеляжа и диаметр несущего винта не должны превышать 12,4 метра, что давало бы возможность применения в условиях городской застройки, укрытия за небольшими препятствиями. В состав вооружения должны были входить современная скорострельная 20-миллиметровая авиационная пушка и стандартное ракетное вооружение.

AH-64E
AH-64E.© flickr.com

По программе FARA в апреле 2019-го контракты на эскизное проектирование и возможную постройку прототипов перспективного вертолёта получили компании Boeing, Bell, Sikorsky (дочерняя Lockheed Martin), Karem Aircraft и AVX Aircraft (в партнерстве с L3Harris Technologies). Однако в финал проекта вышли Raider X от компании Sikorsky и 360 Invictus от концерна Bell.

Raider X: соосный и толкающий винты

 S-97 Raider
S-97 Raider. © pinterest.com

Этот вертолет является фактически уменьшенным однодвигательным вариантом экспериментального скоростного вертолета S-97 Raider с разработанной Sikorsky новой несущей системой с соосными несущими винтами противоположного вращения и толкающим винтом, приводимым от редуктора несущих винтов. Эта схема отрабатывалась Sikorsky на экспериментальном вертолете Х2, испытывавшемся в 2008–2011 годах и достигшем максимальной скорости 460 километров в час.

Применяемая конструкция винтов должна была обеспечивать более удобную высадку десанта, а толкающий винт и активные рули — улучшенное управление, маневренность, быстрый разгон и торможение в горизонтальном полете. Предусмотрено также активное подавление вибрации, что сделает вертолет более комфортным и менее шумным. Имея взлетную массу не менее шести тонн, он должен достигать практического потолка в три километра. Вертолет оснащен убирающимися шасси, что значительно улучшает его аэродинамику.

360 Invictus: классический вариант

Гражданский транспортник Bell 525 Relentless
Гражданский транспортник Bell 525 Relentless.© flickr.com

За основу этого вертолета был взят гражданский транспортник Bell 525 Relentless, разогнавшийся на испытаниях до 306 километров в час.

Машина получилась в проекте компактной. Двигатель создала General Electric в рамках Turbine engine program — GE T901. Также вертолет будет иметь вспомогательную силовую установку. Несущая система создается на основе системы нового вертолета Bell 525, хотя несущий винт диаметром 40 футов должен иметь только четыре лопасти вместо пяти. Рулевой винт, как и на Comanche, выполнен по схеме «фенестрон». Имеются два весьма крупных несущих крыла. Вертолет оснащен электродистанционной системой управления, экипаж — два человека.

Вооружение будет включать турельную 20-миллиметровую трехствольную пушку и, предположительно, четыре ракеты Hellfirе в отсеках вооружения на выдвижных пусковых установках и еще восемь ракет на внешней подвеске под крылом. Ракеты скрыты в фюзеляже, что улучшает аэродинамику и снижает радиолокационную заметность вертолета.

Российский ответ: Ка-58 «Черный призрак»

Ка-58. © Соцсети

Конечно, российские инженеры тоже не дремали и разрабатывали новые проекты разведывательно-ударных вертолетов, в частности Ка-58, получивший название «Черный призрак».

Как отмечают разработчики вертолета в ОКБ «Камова», одной из революционных особенностей «Черного призрака» является оснащение системой невидимости — стелс. Применение покрытия для малозаметности влияет и на внешний облик разработки. На корпусе вертолета фактически отсутствуют поверхности, расположенные под углом 90 градусов к оси фюзеляжа. Форма тетраэдра у отдельных элементов снижает уровень радиоэлектронного излучения.

На вертолете планируется установить V-образное хвостовое оперение. Между ним будет расположена решетка для выхлопа газов двигателя, что существенно снизит заметность винтокрылой машины в инфракрасном излучении.

Согласно проекту, «Черный призрак» может быть оснащен комплексом противотанковых ракет из восьми единиц, неуправляемыми ракетами в количестве 40 штук и мощнейшей бортовой пушкой крупного калибра.

Учитывая наличие бронированного корпуса, способного выдерживать выстрелы снарядами калибра 12,7 миллиметра и осколочными калибром 23 миллиметра, поразить Ка-58 будет крайне сложно.

Ка-58
Ка-58. © Соцсети

Вертолет будет защищен и от ударов вражеской ПВО. Ведь он способен выпускать тепловые ловушки, ложные цели и прочее. «Черный призрак», оправдывая свое название, может незаметно подбираться к врагу, наносить очень мощные удары и защищаться в случае обнаружения.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Не секрет, что даже самый хороший план может потерпеть неудачу, если не учитывать возможные препятствия и сложности, которые могут возникнуть по ходу его выполнения. Несмотря на что, что в рамках проекта три вертолета выглядят как современные, скоростные, маневренные, малозаметные машины, хорошо вооруженные, напичканные самой современной электроникой, они совершенно непригодны для боевого применения в вооруженном конфликте против близкого по силе противника. В Пентагоне и в России, тщательно изучив боевые действия на Украине, пришли к выводу, что эти машины слишком уязвимы для ПВО.

Сегодня ход боевых действий сместился от войны многочисленных армий и дивизий с танковыми клиньями к войне мобильных ДРГ, мотострелковых рот и максимум батальонов. В такой войне применение вертолетов неэффективно и затратно. Современная винтокрылая машина, как в России, так и в США, стоит десятки миллионов долларов. А сбить ее может простой пехотинец из ПЗРК или даже ПТУРа.

А если будут применены современные ЗРК и ЗРС, даже ЗПРК типа «Тунгуски» или ЗСУ типа «Шилка», то участь любого американского или российского вертолета однозначна: он будет сбит, несмотря ни на какие тепловые ловушки, бронирование и средства РЭБ.

В то же время многие основные задачи вертолетов вполне могут выполняться БПЛА, стоящими по сравнению с ними сущие копейки.

Да, лучше, чем подготовленный экипаж вертолёта, задачу быстрой огневой поддержки, переброски резервов и эвакуации для компенсации ошибок в организации боевых действий не решит пока никто. Но исключение лишь подтверждает правило.

Конечно, на поле боя гибнут и пехотинцы, и сложная боевая техника, но это не дает повода убрать их с поля боя, заменив какими-то роботами. Другое дело, что необходимо оптимизировать потери. Ни человек, ни любое оружие не воюют сами по себе, а наибольшую эффективность любой пехотинец, танкист, летчик, любой тип оружия показывает в связке с другими людьми и типами вооружения.

Танкам и ствольной артиллерии также приписывали бесполезность и малоэффективность именно из-за наличия большого количества вертолётов и ПТУРов. Однако на украинском театре военных действий выясняется, что без них успешно наступать вообще невозможно. То же самое и с вертолётами. Каждый вид вооружения хорош в определённых условиях.

ALE — паутина, из которой не выберется ни один противник

 Air Launched Effects (ALE)
Air Launched Effects (ALE). © airandspaceforces.com

Так что же сегодня может потеснить (но не заменить) вертолеты в занимаемой ими боевой нише? В соответствии с требованиями военных американская компания AVX Aircraft Company разрабатывает систему Air Launched Effects (ALE) следующего поколения. В нее должно входить «семейство малых и больших беспилотных систем воздушного базирования, которые работают в единой команде с другими пилотируемыми и беспилотными платформами для обнаружения, идентификации, передачи и уничтожения противника», говорится в пресс-релизе AVX Aircraft Company. Этими БПЛА станут аппараты воздушного базирования, которые можно запускать с самолетов, крупных беспилотников и даже вертолетов.

Система ALE будет состоять из БПЛА весом не более 100 килограмм, которые смогут летать со скоростью около 130 километров в час максимум на 350 километров и максимум в течение 30 минут. В будущем скорость будет повышаться до 650 километров в час, а длительность полета — до часа. Планируется установить на БПЛА разные двигательные установки, включая двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели или электродвигатели.

Это будут разведывательные и боевые БПЛА. Для автоматического выявления потенциальных целей планируется использовать искусственный интеллект. Они будут действовать как своеобразные приманки для запутывания ПВО противника либо как средства РЭБ, способные ставить помехи и искажать сигналы космических систем противника, отвечающих за навигацию и наведение оружия своих БПЛА.

Но самая главная цель ALE — заменить противотанковые ракеты вертолетов противотанковыми дронами-камикадзе. Дрон, в отличие от ракеты, может зависнуть над полем боя вне дальности действия ПВО или вне зоны обнаружения (достаточно высоты в 200–300 метров) и ждать команды оператора, который как раз может находиться в вертолете, играющем роль своеобразной дрономатки.

Вертолет висит на приличном удалении от линии фронта, и операторы смотрят на поле боя глазами камер коптеров, которые барражируют в небе над местом боестолкновения. То есть вертолет играет роль воздушного командного пункта и средства доставки БПЛА к месту применения.

Вертолет необходим потому, что поднятая на нем на 400–500 метров антенна наведения на цель БПЛА даст большое преимущество как в дальности связи, так и в ее качестве. Плюс вертолет более мобилен и в случае появления средств РЭБ запросто может сменить позицию. Второй плюс такого использования вертолета — это сбор сведений о противнике с беспилотников в режиме реального времени. Далее следует уничтожение противника путем применения БПЛА с осколочно-фугасной или кумулятивной боевой частью. Таким образом, вертолет снова может вернуться на поле боя, но уже в новом качестве.

Area-I Air-Launched. © modernbattlespace.com

Кстати, армия США уже успешно испытала в 2023 году беспилотники типа ALE, которые запускали с земли и воздуха в рамках эксперимента Project Convergence. В частности, использовался модернизированный ударный вертолет AH-64 Apache, на котором были установлены пусковые установки M310 с контейнерами для запуска дронов ALE.

В Китае также начались работы в этом направлении. Китайские военные пристально изучают результаты боевых действий на территории Украины, с тем чтобы вносить соответствующие корректировки. Вертолетов в сухопутных войсках НОАК более чем достаточно. И возможно, руководство китайской армии может резко уйти от их применения в классическом варианте к созданию роев беспилотников по образцу и подобию американских ALE.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-1

 

   

Комментарии (0)