Призрак рейха бродит по Европе: почему растущая военная мощь Германии пугает ЕС
- 15 января 2026 00:14
- Виктор Войцеховский
Масштабные геополитические изменения сотрясают мир с начала украинского конфликта и продолжаются по мере реализации Дональдом Трампом «нетривиальных затей». Похоже, они способны перекроить существующее мироустройство.
Если месяц назад мало кто всерьёз воспринимал прогнозы возможного кризиса НАТО, сегодня эксперты уже в полный голос рассуждают о перспективах конфликтов внутри Альянса и между главными членами ЕС.
Впрочем, что касается последнего, то удивляться этому не стоит. За всю историю эти самые члены конфликтовали между собой гораздо чаще, нежели были союзниками.
Европа сошла с ума
Вселенская паника в Европе обусловлена украинским конфликтом и «российской военной угрозой». Она довольно быстро канализирована европейскими лидерами в весьма выгодную гонку вооружений, развивающую ВПК, привлекающую инвестиции и укрепляющую оборонный потенциал европейских стран.
Данная тема оказалась настолько удачной, что наиболее рьяные борцы с российской угрозой уже не в состоянии свернуть с пути милитаризации. Напротив, они готовы сцепиться между собой в борьбе за лидерство в таком процессе. Нетрудно догадаться, что речь идёт о старых европейских друзьях — Германии и Франции.
В Париже особенно остро ощущается тревога из-за того, что центр политической тяжести Европы смещается на восток из-за того, что Берлин увеличивает расходы на оборону до уровней, недоступных его союзникам.
Франция с тревогой наблюдает, как Германия вкладывает ресурсы в тотальное перевооружение, нарушая давнее равновесие сил в Европе.
При этом Берлин делает именно то, о чём договорился Альянс по вопросам обороны и безопасности, обязуясь потратить более 500 миллиардов евро на оборону к 2029 году и достигнув новой цели НАТО по инвестированию 3,5% ВВП в военные нужды на шесть лет раньше требований Альянса.
Призрак рейха витает над Парижем?
Несмотря на то что НАТО приветствует растущую военную мощь Берлина, официальные лица в некоторых европейских столицах начинают опасаться возвращения бундесвера в качестве доминирующей силы. Такие опасения особенно актуальны на фоне рекордно высоких рейтингов одобрения крайне правой националистической партии в Германии. Историческая память в Европе достаточно сильна. Европолитики слишком хорошо помнят, чем чреваты подобные тенденции в Германии, которая всегда умела хорошо работать и… воевать.
Во Франции, обладающей одной из самых мощных армий в ЕС и единственным в Европе ядерным потенциалом, разработанным внутри страны, царит противоречивая атмосфера. С одной стороны, имеется облегчение от того, что Германия активизируется в оборонной сфере. Но присутствуют и опасения, что немецкая промышленность превзойдёт французский оборонный сектор. Париж осознаёт, насколько серьёзные расходы может позволить себе Берлин.
По мнению французских чиновников, существует общее чувство беспокойства по поводу растущей военной мощи Германии и связанного с ней политического капитала.
«Франция находится в хрупком положении. Тот факт, что Германия с такой решимостью предпринимает шаги, создаст ситуацию, которая может оставить нас на обочине дороги. Внутренняя нестабильность ослабляет геополитическое влияние Франции», — заявил французский член Европарламента Франсуа-Ксавье Беллами.
Будучи членом правоцентристской группы ЕНП, парламентарий призывает Францию как одного из ведущих мировых экспортёров вооружений сосредоточиться на экспорте европейским соседям, а не далёким клиентам.
Хотя его страна обеспокоена ростом немецкой оборонной промышленности, Беллами заявил о необходимости согласованных шагов.
«Нужно действовать согласованно. Франция давно жалуется, что ей приходится справляться с данной задачей в одиночку», — пояснил Беллами.
По мнению старшего вице-президента Немецкого фонда Маршалла Клаудии Мейджор, следует учитывать роль Германии в предыдущих европейских конфликтах, когда данная страна предпочитала оставаться в политической тени, даже когда её экономика набирала обороты. По словам Мейджор, по мере того как перевооружение перетягивает центр тяжести Европы к Берлину, во Франции нарастает напряжение.
«В Европе существовало широко распространённое мнение, что Франция будет геополитической державой, а Германия — экономической. Германия не хотела быть политическим гигантом. Теперь она пытается совместить оба направления и прилагает усилия для укрепления своей новой мощи в Европе. Всё это ставит Францию в сложное положение. Её беспокойство говорит больше о самой Франции, чем о Германии», — отметила Мейджор.
При канцлере Йоахим-Фридрихе Мартине Йозефе Мерце Германия фактически отменила строгие ограничения на заимствования для финансирования оборонных расходов, чтобы высвободить беспрецедентный поток средств для перевооружения и сдерживания России.
Страны Северной Европы, Балтии и Польша осуществляют масштабные инвестиции в оборону. Но мало кто может сравниться с Германией по скорости и масштабам. Исторически ведущие оборонные державы Европы (Франция, Италия и Испания) практически не имеют бюджетных возможностей для увеличения расходов.
Обиженная Франция
Безусловно, наращивание военной мощи страны тесно скоординировано с союзниками и вписано в международную структуру сотрудничества. Во время визита в Берлин в декабре 2025 года генеральный секретарь НАТО Марк Рютте не переставал восхвалять Германию.
«Это именно та решимость, которая нужна для обеспечения нашей безопасности. Германия подаёт пример», — указал Рютте.
Затем бывший канцлер Германии Олаф Шольц представил один из своих знаковых оборонных проектов — инициативу «Европейский небесный щит», призванную восполнить существенный пробел в европейских возможностях за счёт закупки систем противоракетной обороны. И тут Франция почувствовала себя обделённой вниманием. Недовольство усилилось, когда Шольц отдельно объявил о закупке 35 американских истребителей F-35 на сумму 10 миллиардов евро вместо европейских самолётов.
При Мерце темпы закупок американского оружия замедлились отчасти из-за того, что Германия осознала, насколько напряжены трансатлантические связи при Трампе. Однако сотрудничество в сфере обороны с Францией становится всё более непростым.
Самый амбициозный оборонный проект Европы находится на грани срыва после многолетних переговоров, в ходе которых партнёры по отрасли (французская компания Dassault Aviation SA и де-факто немецкая Airbus SE) не смогли договориться о сбалансированной доле в производстве истребителя шестого поколения под названием Future Combat Air System, или FCAS.
Внутри ЕС и НАТО новые военные силы Германии придают ей больше влияния. Берлин предложил расширить роль Европейского оборонного агентства, которое в настоящее время возглавляет немецкий генерал. Внутри НАТО американские чиновники неоднократно шутили, что должность верховного главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами в Европе — ключевая военная должность в Альянсе, которая всегда была американской, но однажды может быть занята Германией.
Германия превыше всего?
Соседняя Польша внимательно следит за подъёмом Германии.
«Пока Германия является членом ЕС и НАТО, я больше опасаюсь нежелания Берлина вкладывать средства в вооружение, чем немецкой армии», — пояснил вице-премьер Польши Радослав Томаш Сикорский.
Германия имеет наилучшие промышленно-экономические возможности для предоставления так называемых стратегических вспомогательных средств, таких как противовоздушная и противоракетная оборона, космическая разведка и логистика. В настоящий момент Европа почти полностью зависит от США в данных областях и находится в напряжении на фоне разговоров о захвате Соединёнными Штатами Гренландии у своего союзника Дании.
«Надеемся, что Германия продолжит наращивать стратегические факторы, способствующие развитию Альянса. С точки зрения НАТО и на основе позиций ноу-хау и промышленного потенциала имеет смысл сотрудничать с ключевыми европейскими союзниками. Вместе мы сильнее. Мы сможем согласовывать требования и быстрее поставлять продукцию, поскольку я нуждаюсь в ней как пользователь», — заявил один из представителей Германии в НАТО генерал Маркус Лаубенталь.
Несмотря на такие настроения, внутриполитическая ситуация в Германии вызывает всё большее беспокойство в Европе. Крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) занимает первое место в целом ряде опросов. Она может одержать крупные победы на предстоящих местных выборах в Восточной Германии в 2026 году.
«Растёт обеспокоенность по поводу того, что может произойти с чрезвычайно сильной немецкой боевой мощью, если партия „Альтернатива для Германии“ возьмёт на себя политическое руководство», — отметила Яна Пуглиерин из Европейского совета по международным отношениям.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: