Почему радость русофобов по поводу дела ЮКОСа и арестов преждевременна
Одиозный телеканал «Дождь» радостно о том, что в Бельгии арестовали имущество России по делу ЮКОСа. Якобы судебные предписания об этом получили все принадлежащие Российской Федерации учреждения, кроме дипломатических представительств.
В список арестантов попали, в том числе, все крупные банки, зарегистрированные в Бельгии, контролирующая воздушное пространство над Европой организация «Евроконтроль», бельгийское отделение РПЦ и имущество архиепископства Брюссельского.
Как гласит судебное предписание, арест производится на основании решении бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании «Юкос Юниверсал Лимитед» на сумму в 1,6 миллиарда евро.
Уточняется, что такая мера была выполнена по требованию истца, так как «существуют серьезные опасения относительно возможности получить сумму, которая ему причитается, из-за систематического отказа со стороны России исполнять вынесенные против нее судебные решения и учитывая отношение РФ к данному решению».
В тексте судебного предписания также написано, что «ЕСПЧ потребовал у РФ представить план выплаты всей суммы, указанной в его решении (более миллиарда евро), не позднее 15 июня 2015 года и погашения судебных издержек не позднее той же даты. Никакого плана в установленный срок не представлено и никаких выплат не произведено».
Ну, и безымянный журналист «Дождя» сетует, что «Россия должна была предоставить план выплаты до 15 июня 2015 года, однако она этого так и не сделала». По мнению либералов, Россия всегда должна только извиняться и платить, платить и извиняться.
О чём же умолчал «Дождь»? Оказывается, о многом.
Во-первых, решения ЕСПЧ не являются обязательными для исполнения. И многие страны уже отказывались от их исполнения без каких-либо ощутимых для себя последствий – в , Великобритания, Италия, Турция и Украина.
Теоретически за исполнением решений ЕСПЧ должен следить кабинет министров Совета Европы (КМСЕ), но он также не может никого заставить выполнять эти решения. Единственное, что он может сделать — это прекратить членство страны, отказывающейся от исполнения исков в Совете Европы (Россия вошла в него в 1996 году). Согласно , если страна «грубо нарушает» свои обязательства, ее членство в Совете Европы может быть приостановлено или прекращено.
Но если подобное произойдёт, то это покажет только ангажированность КМСЕ, поскольку другие страны, не исполняющие решений ЕСПЧ, никто из Совета Европы не исключал. И подобный шаг будет только очередной эскалацией со стороны Запада против России. Шаг сугубо политический, а вовсе не юридический.
Опять же, другие страны уже прекращали своё членство в Совете Европы из-за различных разногласий с официальной политикой ЕС. Например, Греция и Турция, что в принципе не помешало им через некоторое время возобновить членство в Совете Европы. Так что особой трагедии в этом нет, а руководство РФ уже рассматривало такую возможность ранее.
Например, председатель Государственной Думы России Сергей Нарышкин в январе текущего года: «у любого государства-члена Совета Европы есть право выйти из состава Совета Европы, в случае если это государство посчитает для себя невозможным пребывание или неинтересным пребывание в этой международной европейской организации. Если РФ придет к такому выводу, возможно, перед Россией встанет вопрос о членстве в Совете Европы».
Российское общество в целом готово поддержать такой шаг. Голосование на сайте «Взгляд», в котором приняло участие почти 45 тысяч человек, , что на вопрос «Должна ли Россия полностью прекратить своё членство в Совете Европы?» 46,3% опрошенных ответило «Да, и нечего было входить» и ещё 30% ответило «Да, это России больше не нужно», и только 7,9% ответило «Ни в коем случае».
Во-вторых, каждая страна ЕС принимает решение о том, исполнять ли арбитражные решения об аресте имущества, сугубо в индивидуальном порядке, и вовсе не обязана этого делать. Почему маленькая Бельгия приняла подобное решение? По всей видимости, на такую маленькую страну легче надавить американским кукловодам.
В-третьих, выданные судебные предписания об аресте всех подряд российских активов ещё ничего не значат и будут массово опротестовываться и сниматься.
Как на своей странице в Фейсбуке бывший главный юрист ЮКОСа Виталий Гололобов: «Для понимающих, как работают подобные «аресты» в Европе, все выглядит совершенно стандартно. Сначала формально «арестуют» (направят уведомление о возможности ареста и предоставлении информации) все, в отношении чего существует хоть малейшее подозрение, что это принадлежит Российской Федерации (государству, ибо должник оно). Дальше события будут развиваться следующим образом. Организации, которые обладают госиимунитетом, представят в суд информацию об иммунитете, и от них отстанут; организации, не связанные с государством, представят свои документы и с них тоже снимут условный «арест». И итоге останется один ****** (я подозреваю, что под звёздочками намёк, что почти ничего не останется. – Прим. автора)».
В-четвёртых, телеканал «Дождь», как обычно, чересчур сгустил краски. По уточнённой информации, никаких арестов на самом деле пока не было. Как РИА «Новости»: «приставы уведомили 47 зарегистрированных в брюссельском регионе предприятий и организаций, как бельгийских и российских, так и международных, о необходимости в течение 15 дней предоставить перечень имеющегося у них имущества и средств, принадлежащих Российской Федерации».
В-пятых, всё тот же Виталий Гололобов, представляющий интересы группы «Менатеп», , что выплаты по делу ЮКОСа по основному иску (сумма которого равна 50 миллиардам долларов) не наступят никогда, потому что имущество России за границей, которое не защищено дипломатической неприкосновенностью и которое можно арестовать, не стоит и трёх миллиардов долларов.
Другой юрист, живущий в Брюсселе, Сергей Спилберг, прокомментировал ситуацию так: «думаю, что большая часть офисных помещений просто в аренде. Все попиарятся. У РПЦ здесь есть пару зданий, в том числе церковь, которую строили на пожертвования белой эмиграции. Вот только госимуществом России они, видимо, не являются. С нетерпением жду, когда МБХ (Михаил Борисович Ходорковский. — Прим. автора) вступит во владение церковными храмами. А, в общем-то, «Европа» уже не знает, как нажать на Россию. К юриспруденции это особого отношения не имеет».
В-шестых, любые попытки арестовывать российское имущество могут вызвать ответ по тому самому , в обсуждении которого было сломано так много копий в прошлом году и который был принят Государственной Думой в первом чтении.
Напомню, этот закон предусматривает компенсаторную национализацию имущества и активов иностранных государств, нанесших неправосудный (по мнению РФ) ущерб стране и российским гражданам.
Как сайт «PolitOnline», в РФ работают более 250 крупных компаний Бельгии — это и производство строительных материалов, оборудование для автомобильной промышленности, десять пивных заводов, химпром, станкостроение. И их общая капитализация намного превышает планируемые к аресту «почти 2 миллиарда».
В-седьмых, многие эксперты указывают, что российское государство может начать действовать ассиметрично и начать судить бывших владельцев и инвесторов ЮКОСа за многочисленные экономические преступления, причём делать это как в России, так и в Европе.
В-восьмых, группа депутатов Госдумы в понедельник, 15 июня, подала запрос в Конституционный суд о правомочности решений ЕСПЧ в отношении России и о приоритете национального законодательства над европейским.
Официальное пресс-службы Минюста: «Исполнение Минюстом России постановления в условиях, когда содержащиеся в нем выводы противоречат ранее принятым судебным актам Конституционного суда Российской Федерации, а вопрос о возможности признания в российской правовой системе обязательности подобных решений находится на рассмотрении Конституционного суда Российской Федерации, представляется преждевременным».
И, наконец, как прокомментировал эту ситуацию неназванный чиновник: «Правильно заявили эксперты – так или иначе, арест с активов будет снят. Порадуются сторонники Майдана на Украине, порадуется оппозиция в соцсетях и либеральных СМИ, Запад сделает заявление, Кремль прокомментирует. Просто Бельгия будет как в старом анекдоте – вычеркнута из списка партнеров. И хуже от этого, как вы понимаете (при нынешнем состоянии ЕС) будет не России».
Насколько хуже будет «не России», можно судить по официальной статистике. По её , товарооборот между РФ и Бельгией за 2013 год составил 15,12 миллиарда евро.
Как очевидно из всего вышеизложенного, налицо очередное враждебное по отношению к Российской Федерации политическое действие, ничего не имеющее общего с юриспруденцией, незначительное по своим результатам для России, но могущее вызвать существенную ответную реакцию по отношению к Бельгии. К тому же «раздутое в слона» либеральными СМИ с многочисленными искажениями, упущениями, недомолвками и неточностями, полностью подменяющими суть происходящего.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: