Партнеры «Яндекс.Маркета» подозревают компанию в целенаправленном саботаже перед продажей
- 01 июня 2023 10:53
- Максим Котов, Журналист «Ридуса».
На фоне новостей о грядущей сделке «Яндекса» с российскими инвесторами в компании происходят очень странные дела: предприниматели, сотрудничающие с «Яндекс.Маркетом», оказались на грани банкротства.
Накануне «Ридус» рассказывал об обращении инициативной группы владельцев пунктов выдачи заказов «Яндекс.Маркета», которые остались без прибыли после внезапной корректировки оферты маркетплейса. С апреля текущего года предприниматели лишились 40–50% своего дохода из-за одностороннего изменения договора компании.
Владельцы ПВЗ подозревают, что ситуация создана руководством «Яндекса» искусственно, чтобы его показатели выглядели прилично при переходе российской доли компании под новую материнскую структуру.
О том, как обстоят дела у партнеров «Яндекса» после изменений правил игры, «Ридусу» рассказала предприниматель из подмосковного города с населением более 250 тысяч человек. Ее пункт выдачи заказов расположен в большом спальном районе, что обеспечивало ежедневный поток клиентов.
«Прибыль была небольшая, 15-20 тысяч при старой оферте. Но с апреля мы вынуждены покрывать убытки из своего кармана, это примерно 25 тысяч в месяц. То есть „Яндекс“ нас не только лишил заработка, но мы вынуждены теперь и те копейки, что заработали раньше, потратить на содержание ПВЗ», — говорит собеседница «Ридуса».
Согласно тексту оферты «Яндекса» от 1 апреля, меняются тарифы и правила расчета вознаграждения по приему и выдаче отправлений в брендированных ПВЗ.
За дорогие заказы (более десяти тысяч рублей) ПВЗ получает фиксированное вознаграждение. Для ПВЗ, работающих до трех месяцев, это 1000 рублей. Для пунктов, которые работают более четырех месяцев, за заказы дороже 7500 рублей вознаграждение составит 750 рублей. Более того, для новых открывающихся ПВЗ тарифы предлагаются еще в два-три раза дешевле: у всех 5%, но не более 250 рублей, за покупки от пяти тысяч.
Фактически отныне ПВЗ стали невыгодны дорогие заказы, а именно такие и являются основными на «Яндекс.Маркете».
Накануне сообщалось, что «Яндекс» намерен реструктурировать корпоративное управление и выделить головную компанию Yandex N.V. (Нидерланды) в отдельную группу, тогда как российская доля компании перейдет под новую материнскую структуру. В новую коалицию войдут совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов, владелец «Северстали» Алексей Мордашов и структуры Владимира Потанина. СМИ допускали, что к сделке подключатся основатель «Новатэка» Леонид Михельсон, миллиардер Роман Абрамович, госбанк ВТБ Андрея Костина и миллиардер Юрий Ковальчук.
«Возможно, это стратегия, направленная на получение более выгодных условий перед сделкой с российскими инвесторами. Но выглядит это все как целенаправленный саботаж»,
— настаивает владелица ПВЗ.
«На фоне грядущей передачи отечественной доли „Яндекса“ российским инвесторам получается, что голландское руководство искусственно увеличивает свою прибыль за счет российского малого бизнеса, — полагает предприниматель. — Это касается не только ПВЗ. Увеличены тарифы для продавцов, они убегают. Урезают курьеров. Логистика работает крайне плохо. Особенно это касается регионов: там люди жалуются, что курьеров ждут по несколько дней. Вывод напрашивается сам собой: российские инвесторы могут в результате приобрести маркетплейс в предсмертных судорогах».
Инициативная группа объединила семь из восьми тысяч владельцев ПВЗ, и около 80% из них недовольны текущим положением дел.
«Поверьте, мы не стали бы так возмущаться, если бы могли выходить хотя бы в небольшой плюс. Но компенсировать потери мы, очевидно, долго не сможем. Содержать убыточный бизнес нам тоже неинтересно», — подчеркивает владелица подмосковного ПВЗ.
«Прав у нас никаких нет, и очевидно, что каждого возмутившегося публично „Яндекс.Маркет“ просто закроет. Кажется, в ситуацию должны вмешаться власти», — считает собеседница «Ридуса».
Другой владелец крупного ПВЗ в Екатеринбурге в разговоре с «Ридусом» отметил еще одну странность в поведении «Яндекса».
«Яндекс» подсказывает новичкам, где лучше открывать новый пункт выдачи заказов. Менеджеры компании отмечают на интерактивной карте «зеленые зоны», где живет много людей и пока нет других ПВЗ «Яндекс.Маркета».
По словам уральского бизнесмена, нередко менеджеры «Яндекса» предлагают «зеленые зоны» в парках или на футбольных полях. «Яндекс» объясняет это тем, что сервис растет и количество заказов становится гораздо больше. Но люди, которые открывают свои пункты в таких местах, мало того что попадают под действие нового договора с невыгодными тарифами, так еще и получают маленькую проходимость клиентов.
«Чтобы владельцу ПВЗ хотя бы работать в ноль, не уходить в минус, оборот его пункта должен составлять хотя бы два миллиона, — поясняет бизнесмен. — А новички, которые работают по обновленной оферте, оказываются в минусе. Они в панике, ведь кто-то берет на открытие ПВЗ кредит, занимает деньги».
«Никто не просит золотых гор, просто хочется нормального заработка. А работа по новой оферте — это шаг к тому, чтобы люди попросту закрывались. Если „Яндекс“ предлагает сотрудничество, зачем он доводит людей до банкротства?» — вопрошает предприниматель.
«Ридус» направил в «Яндекс» запрос о том, с чем связаны постоянные изменения условий оферты и собирается ли компания реагировать на претензии своих партнеров. На момент написания материала «Яндекс» не дал ответов на эти вопросы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: