Обратный эффект: тарифы Трампа могут сплотить страны БРИКС
- 07 августа 2025 17:58
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Президент США Дональд Трамп держит страны БРИКС под прицелом своей торговой войны, вводя сверхвысокие пошлины на импорт из Бразилии и Индии и обвиняя их в проведении «антиамериканской» политики. Отношения Вашингтона с Бразилией и Нью-Дели опустились до нового минимума. Однако эта агрессивность Белого дома может дать обратный эффект, считает обозреватель Reuters Джейми Макгивер, — сплотить страны БРИКС, укрепив решимость группы в общем противостоянии амбициям глобального Запада.
Клуб 50%
Первые страны тогда ещё БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай — провели свой первый саммит в 2009 году, через восемь лет после того, как бывший экономист Goldman Sachs Джим О’Нил придумал аббревиатуру для этой группы государств с развивающейся экономикой, которая, по его словам, в будущем бросит вызов группе богатых стран G7.
Два года спустя Южная Африка стала пятой буквой в обновленном альянсе БРИКС. Теперь же в клуб входят 11 стран, включая Индонезию, Иран и Саудовскую Аравию, а также еще девять «партнеров», в том числе Малайзия, Нигерия и Таиланд.
По словам автора статьи, это всегда было разрозненное сообщество — географически, экономически, культурно и политически, — поэтому на Западе его сплочённость подвергалась сомнениям. Отношения между членами БРИКС порой были непростыми, особенно среди самых крупных.
Именно поэтому столь примечательным стало заявление премьер-министра Индии Нарендры Моди в среду о своём первом за более чем семь лет визите в Китай. Это может быть признаком того, что растущая напряжённость в отношениях с Вашингтоном способствует смягчению холодных отношений между Нью-Дели и Пекином.
Также в среду президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва сообщил агентству Reuters, что планирует встретиться с лидерами Индии и Китая, чтобы обсудить совместный ответ БРИКС на пошлины Трампа. «Важно помнить, что в G20 входят десять стран БРИКС», — добавил он, имея в виду группу, объединяющую 20 крупнейших экономик мира.
Единый фронт
Хотя ничто не объединяет так, как общий враг, разногласия между странами БРИКС могут ограничить прочность этого фронта, считает Макгивер. Он ссылается на генерального директора и содиректора по информационным технологиям компании Eurizon SLJ Asset Management в Лондоне Стивена Джена, который утверждает, что торговые связи между пятью основными странами БРИКС, не говоря уже об исторических, политических и культурных связях, слабы.
Лишь 14% их торговли приходится друг на друга. У России и Бразилии, возможно, и более высокий уровень торговли внутри БРИКС, но лишь 9% китайского экспорта идет в страны группы, что значительно меньше 19%, поступающих в развивающиеся страны Азии, и 15%, предназначенных для США.
Однако есть признаки укрепления торговли внутри БРИКС. В прошлом году объём торговли между Китаем и Россией достиг рекордных 244,8 миллиарда долларов, а Китай и Индия являются крупнейшими покупателями российской нефти. Китай также является крупнейшим торговым партнёром Бразилии, обеспечивая 28% её экспорта и 24% импорта. Примерно 70% импорта сои в Китай поступает из Бразилии.
Показательная реакция
Вводимые Трампом пошлины могут в ближайшей перспективе сблизить страны БРИКС в таких областях, как торговля, инвестиции и использование валюты. Они могут посчитать, что единый фронт отвечает их экономическим, а для некоторых и политическим интересам.
Насколько долго продержится этот фронт, можно только гадать. Эти страны, особенно Индия, могут сопротивляться дальнейшему развитию влияния Китая, а западные санкции против России могут ограничить дальнейшую интеграцию, выходящую за рамки импорта сырьевых товаров.
Реакция БРИКС на тарифные залпы Трампа может стать показателем того, действительно ли мир наблюдает перестановку в глобальных альянсах.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: