Новые легенды кино: Майору Бабакину из «Ассы» стукнуло шестьдесят
- 24 сентября 2015 10:10
- Максим Марков
Баширов — талант уникальный. Вроде и не артист, а просто человек, выхваченный камерой из народа. «Ханурик», — как часто говорят про такой типаж, таких полно на вокзалах и возле магазинов. Но в том-то и дело: хануриков много, а Александр Баширов — один.
В нашем кино он занял свою чётко определённую нишу — что, с одной стороны, лишило его условной возможности сыграть Гамлета, но с другой — обеспечило неподдельной людской любовью. Не факт, конечно, что его фамилия известна всем и каждому (к тому же, её так легко спутать с другой, более звёздной), однако его появление в кадре даже на несколько минут автоматически добавляет картине красок. Зачастую карикатурный, но неизменно узнаваемый образ считывается в момент, заставляя зрителя во весь рот улыбнуться: «Да это ж он, этот, как его!.. Всё такой же!..»
На большие просторы его вывел Сергей Соловьёв, задействовав Баширова в четырёх своих фильмах подряд; для славы хватило уже второго. «Майор» Бабакин в «Ассе» — человек далеко не главный, но точно — один из самых запоминающихся. Таких безбашенных героев — способных, например, во время танца положить голову даме на грудь, в советском кино ещё не было, поэтому можно говорить даже о рождении нового типа экранного персонажа. «Я был нетрезв, я приношу свои извинения», — фраза, навсегда приклеившаяся к артисту и плавно вошедшая в речевой обиход часто выпивающего россиянина.
Фрагмент из фильма «Асса»
Его же монолог о Гагарине и Титове, о стыковках и расстыковках, бывший, согласно легенде, чистой воды импровизацией, вошёл в историю кинематографа, как образец выдающегося ассоциативного бреда. И хотя сюжетно «Асса» была о другом и о других, совершенно очевидно, что без Баширова культовый фильм обеднел бы, по меньшей мере, на четверть.
Разве дело в буковках?.. Скажите?!. Тогда я отказываюсь отвечать! Тогда я заявляю самый решительный протест! Я требую, чтобы… Чтобы было записано: «Заключённый выражает свой протест, самый решительный»!.. Больше ни слова.
Дальше последовала роль Спартака в «Игле», столь же импульсивная и колоритная. И опять же: всё внимание зрителей, разумеется, было приковано, к Виктору Цою, но если оценивать актёрские работы объективно, Баширов безусловно уел флегматичного певца совершенно безудержным темпераментом. Любопытно, что обе эти ленты, спустя годы, получили своеобразные перепевки-продолжения: Соловьёв снял «2-АССА-2», а Рашид Нугманов выпустил «Иглу Remix».
Однако блистательный взлёт пришёлся на трудную для кинематографа пору — достойно огранить найденный алмаз оказалось некому. Есть артисты самодостаточные, те, кто хороши сами по себе, всегда и в любых обстоятельствах. Баширову же необходимы тема и режиссёр, понимающий, как с толком использовать столь неординарного актёра в своём фильме. А таковых режиссёров оказалось немного — что привело в итоге к естественному тиражированию однажды столь удачно найденного образа.
Вернее как: Баширов работал с такими признанными величинами, как Герман, Муратова, Балабанов, Митта, Шахназаров, Бодров-старший, его звали к себе картины такие многообещающие (на тот момент) новички, как Виталий Каневский, Дмитрий Месхиев, Максим Пежемский, Фёдор Бондарчук, вновь Сергей Бодров, но уже младший. Однако событиями его участие в их лентах уже не назовёшь, названия легко теряются в списке, включающем свыше 120 работ артиста.
Хотя сам Баширов, конечно, вовсе не затерялся. Прекрасно осознавая необходимость движения вперёд, он дебютировал в режиссуре «Железной пятой олигархии», подарив себе ту главную роль, которую не догадывались или не решались подарить ему другие. Его герой — кровь от крови простого мужика, рабочего, чистого пролетария, неспособного смириться с творящейся вокруг несправедливостью. Как автор, Баширов очень метко почувствовал дыхание переменчивого времени, как режиссёр - получил охапку фестивальных наград.
Но серьёзного продолжения этот опыт, к сожалению, не получил: больших ролей Александру после этого предлагать всё равно не стали, а с собственными фильмами постепенно пришлось «завязать». В какой-то мере амбиции этого толка реализовались в организации студии «Дебоширфильм» и фестиваля независимого кино «Чистые грёзы».
Десять лет назад показалось, что Баширов поднялся на новый уровень как профессионального мастерства, так и зрительского признания: сперва на телеэкраны вышел «Штрафбат» Николая Досталя, затем — «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Оба сериала завоевали всенародную популярность, в каждом у актёра есть немало заметных сольных выходов. Кот Бегемот и вовсе стал очередным образцом — на сей раз идеального кастинга.
Спустя несколько лет тот же Бортко пригласит его на роль другого легендарного шута — Балакирева, что лишний раз подчеркнёт: актёрская природа Александра Баширова — шутовского толка. А быть шутом способен далеко не каждый выпускник кино- или театральных вузов, научиться этому практически невозможно. Это заложено уже в генах — либо есть, либо нет. И потому их так мало — людей, которым достаточно просто появиться на экране, чтобы вмиг вызвать у зрителя вполне определённую — и чаще всего положительную — эмоцию.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: