14507045

Самые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной

Кадр из фильма Сергея Лозницы "В тумане".

Кадр из фильма Сергея Лозницы "В тумане".

Кадр из фильма Сергея Лозницы "В тумане".

В прокат вышел фильм Сергея Лозницы «В тумане» - рассказ про то, как партизаны пришли убивать человека, которого посчитали предателем только на том основании, что его не повесили фашисты. Сюжет неоднозначный. Не такой «прямолинейный», как, скажем, в таких прославленных картинах как «Отец солдата» и «Молодая гвардия», «Брестская крепость» и «А зори здесь тихие», где по одну стороны были «плохие», а по другую – «хорошие». Киноридус попытался вспомнить еще несколько примеров, когда война трактовалась кинематографистами не только как противостояние черного и белого.

Разумеется, всё гораздо сложнее – и список более чем условный, к тому же очевидным образом короткий. Пожалуй, в нем даже многовато фильмов последних лет – хотя это и не значит, что сегодняшние режиссеры смотрят на войну как-то принципиально иначе, нежели их отцы или деды. Но повторимся: мы выбирали не по принципу «самого лучшего», а исходя из неоднозначности подхода. 

«Проверка на дорогах», 1971, реж. Алексей Герман

Кадр из фильма «Проверка на дорогах».

Глава партизанского отряда поставлен перед тяжелым выбором: к ним в плен сдался свой вроде бы человек, но бывший у немцев полицаем. Можно ли поверить такому, поверить в то, что он осознал ошибки и готов искупить их своею кровью? Честные глаза – не тот признак, на который следует в подобной ситуации полагаться… В своем первом самостоятельном фильме Алексей Герман затронул сразу несколько «болевых точек», недопустимых в советскую эпоху. Помимо русского полицая, предателя, «назначенного» главным персонажем картины, здесь есть еще и «опасный» эпизод с военнопленными – жизнь которых оказывается дороже стратегически важного моста, который следовало бы уничтожить. Подобный «поклеп», непонятно как вообще допущенный к производству, привел к запрету фильма на долгие 15 лет – зато в перестройку его авторы были удостоены Государственной премии. Заслуженно.

«В бой идут одни «старики», 1973, реж. Леонид Быков

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики».

О войне – да чтоб с песнями? Да невозможно! Не до музыки было солдатам во время коротких передышек между тяжелыми боями, не до баловства. И потому производственная судьба у ныне всеми любимого фильма Леонида Быкова была не из простых: «приземлять» героику не позволялось. Даже несмотря на реально существовавших прототипов. По счастью, о сценарии узнали сами фронтовики – и сказали свое веское слово: да, нам нужна о Великой Отечественной именно такая картина! Ибо там была не только смерть, но и жизнь. «Кто сказал, что не бывает песен на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Так получила свое второе рождение «Смуглянка», сегодня прочно ассоциирующаяся в первую очередь именно с этим фильмом и являющаяся - со своим-то задорным танцевальным мотивом! – одной из главных «военных» песен. А героям фильма установлены памятники.

«Летят журавли», 1957, реж. Михаил Калатозов

Кадр из фильма «Летят журавли».

Что ж это такое?!. Чтобы девушка не дождалась любимого, добровольно отправившегося на фронт?! Изменила, предала, опорочила и свое, и его имя!.. Никита Хрущев, глава советского государства, выразился на этот счет прямо и без затей: «Шлюха!» Только вот вместо многолетнего строжайшего запрета картину ждала совершенно иная судьба: отправка на Каннский кинофестиваль и последовавший там триумф, увенчавшийся единственной в нашей истории «Золотой пальмовой ветвью». Что только подтвердило: жизнь такова, что всякое бывает – и любовь, и измена, и неприятие, и мировой успех. Создатели фильма – драматург  Виктор Розов, режиссер Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский, актеры Татьяна Самойлова и Алексей Баталов – предельно правдиво показали: война разрушала судьбы не только бомбежкой.

«Мы из будущего», 2008, реж. Андрей Малюков

Кадр из фильма «Мы из будущего».

Новое российское кино о теме Великой Отечественной тоже не забыло – и многие фильмы 21-го века не уступают классическому советскому наследию. Лента Андрея Малюкова – не самая выдающаяся, но выделяется на общем фоне по ряду причин. Первая из которых - сюжет, разумеется. Современные молодчики, позабывшие о «корнях», невероятным образом оказываются в гуще боев за свою Родину – вдруг понимая, что и они имеют к ней самое прямое отношение. Вопрос, как повела бы себя сегодняшняя молодежь, случись завтра война, задается многими – авторы картины предложили свой вариант и преуспели. Изначальная ориентация на относительно юного еще зрителя дала результат: фильм стал хитом и породил продолжение. Даже несмотря на почти единодушное мнение, что школьники нынче совсем ничего о войне не знают и знать не хотят.  

«Трясина», 1978, реж. Григорий Чухрай

Кадр из фильма «Трясина».

Все мы знаем «Балладу о солдате», фильм, обессмертивший имя Григория Чухрая и всех его создателей. А вот «Трясину» ожидала совсем другая судьба: картину не приняло высшее советское начальство и в штыки встретили военные руководители. А всё почему: фильм рассказывает не о героях, а о дезертире. О том, каково это – остаться живым благодаря предательству. Великая Нонна Мордюкова играет здесь женщину, спасающую сына, но не его душу, и вопрос, что дороже, остается, по сути, открытым. Первоначальное название фильма подчеркивало – это «Нетипичная история». Но время для подобного «клеветнического» рассказа было выбрано «неудачное» - и ленту выдающегося мастера постарались поскорее забыть. В отличие от «Проверки на дорогах», редко о ней вспоминают и сегодня – наверное, ее время так пока и не пришло.

«Франц + Полина», 2006, реж. Михаил Сегал

Кадр из фильма «Франц + Полина».

Многие авторитетные источники признают лучшим фильмом о войне (о войне вообще, не только о Великой Отечественной) «Иди и смотри». Режиссер Элем Климов с присущим ему максимализмом перенес на экран «Хатынскую повесть» Алеся Адамовича со всей присущей правде жестокостью. Поэтому когда спустя два десятилетия к уже другому произведению Адамовича обратился молодой Михаил Сегал, на дебютанта из клипмейкеров сразу посмотрели косо: было, с чем сравнивать. Хотя Сегал и не думал, конечно же, соревноваться – намеренно уйдя от климовского гиперреализма в сторону «красивой» картинки, а вступление и вовсе решив в клиповой манере. Оказалось, что и так можно снимать о войне – без ущерба для смысла. История о том, как наша девушка полюбила и спасла молоденького фашиста в пронзительности от этого не потеряла.

«Иваново детство», 1962, реж. Андрей Тарковский

Кадр из фильма «Иваново детство».

Тему «ребенок на войне» поднял еще Валентин Катаев в героической повести «Сын полка», экранизированной «по горячим следам» - в 1946-м. Рассказ Владимира Богомолова «Иван» не столь «приключенческий» - и уж совсем не похожа на привычный «военный фильм» лента, поставленная совсем молодым еще Андреем Тарковским. Будущий классик взглянул на предложенный ему сюжет сквозь призму мальчишечьих снов, показав в них, что именно украла война у Ивана. И благодаря этому снял не биографию отважного пионера-героя, а историю человека, слишком рано вынужденно ставшего взрослым. Итог - наш первый «Золотой лев» в Венеции и мировое признание, с тех пор уже не покидавшее режиссера. Но главное – «живой» фильм, не устаревший даже спустя полстолетия.

«Утомленные солнцем – 2: Цитадель», 2011, реж. Никита Михалков

Кадр из фильма «Утомленные солнцем – 2: Цитадель».

А вы что, думали, что это список только самых лучших картин? Хотелось бы, да нет – а под заявленную тему эпик Никиты Михалкова попадает как нельзя лучше. Это и впрямь далеко неоднозначное кино – во всех смыслах, как положительных, так и негативных. Задуманная как «великий фильм о великой войне», грандиозная дилогия обернулась сказочным лубком и не менее грандиозным провалом – не только коммерческим, но и творческим. Хотя вторая серия и восхитила смелым предположением: наш народ выиграл войну по многим причинам, но помощь паучка и мышки была в этом деле отнюдь не последней. Столь оригинально решенного боя – мужики с палками в руках побеждают всю фашистскую мощь без единого выстрела – ни наше, ни мировое кино, кажется, до этой поры не переживало.

«Белорусский вокзал»,  1971, реж. Андрей Смирнов

Кадр из фильма "Белорусский вокзал".

Непременный фильм в телевизионной программе 9-го мая напрямую не говорит о войне ничего – и вместе с тем говорит очень многое. Здесь нет взрывов и стрельбы – они остались далеко в прошлом. Это рассказ не о солдатах, а о ветеранах – выживших и живущих спустя четверть века после возвращения с фронта. Кто они, эти люди, принесшие нам Победу, какими стали – или какими остались? И каковы их сегодняшние бои, бои «местного значения» - с окружающим миром, который получился не совсем таким, каким они его видели когда-то?.. Андрей Смирнов, родившийся в 1941-м году за три месяца до начала фашистского вторжения, сумел найти верную интонацию, рассказывая об Отцах – тех, кто дал жизнь его поколению. И столь  неожиданный подход нашел отклик в сердцах не только фронтовиков, но и тех, кто появился на свет много, много позже.

«Восхождение», 1976, реж. Лариса Шепитько.

Кадр из фильма "Восхождение."

Тема предательства – пожалуй, самая острая, самая больная тема в любых разговорах о войне. Что это такое вообще, есть ли этому понятию точное определение? Легко разделять всех на «своих» и «чужих» - а если попробовать вникнуть? Не случайно название фильма Дмитрия Месхиева, одного из лучших кинопроизведений о войне нового времени - «Свои». Кто они, эти «свои», где граница, отделяющая врага от друга?.. «Восхождение» Ларисы Шепитько в этом смысле одна из самых важных работ. Потому как не только ставит неудобные вопросы и наблюдает результат, но внимательно, шаг за шагом, прослеживает весь путь, приводящий к конечному Выбору: стать предателем и выжить – или умереть, но честным человеком. В основе этого фильма, победившего на Берлинском, кстати сказать, кинофестивале, - повесть Василя Быкова «Сотников». Другая повесть Быкова о предательстве, мнимом и настоящем, - «В тумане» - спустя три с половиной десятилетия легла в основу одноименной картины Сергея Лозницы. Герой новой ленты не предавал – но и не мог опровергнуть сложившегося о себе мнения. Без вины виноватый, загнанный в тупиковую ситуацию, он тоже оказывается перед дилеммой: как с этим жить, куда двигаться дальше. Обдумать его итоговый выбор смогут те, кто еще застанет фильм в российском прокате.

См. также:

«Фильм по книге Василя Быкова был показан в Каннах спустя много лет после смерти писателя»

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (50)

  • Small c2a6f0f581
    купорос29 ноября 2012, 10:20

    «Мы из будущего» - лишнее а добавить можно -"Женя, Женечка и «катюша»"

  • Small default
    Пендаль29 ноября 2012, 10:21

    Марков, спасибо. Большая редкость встретить на Ридусе хорошо написанную статью.

  • Small default
    lilienna29 ноября 2012, 10:41

    Я бы еще добавила "Время собирать камни". Фильм о том, как в конце войны немецкий офицер переходит на сторону советского союза, чтобы помочь обезвредить мины.

  • Small default
    Gyroscope29 ноября 2012, 11:13

    Автор новости - графоман. Почему сразу не сказать, что "В тумане" снят по Быкову и сразу же все слова про неоднозначность можно выкинуть. Потому, что Быков только так и о таком писал.



    То же самое - зачем в фильме Чухрая говорить о "Проверке на дорогах" так, как будто это тоже картина Чухрая.



    Но в целом все перечисленные фильмы стоит посмотреть.

  • Small 5044c327be
    Ростоман29 ноября 2012, 11:54

    "А зори здесь тихие"? И еще десятки фильмов...

  • Small 4d4aa7a8b3
    Моисей Сизов29 ноября 2012, 12:05

    Михалков абстракционист в кино ничего ни поймёшь один он всё понимает говорит хорошо ну смотришь шизоидная бредятина.Отличный фильм *Свои*

  • Small default
    wanteru29 ноября 2012, 13:15

    Безумно интересно! Сегодня вечером начну смотреть те фильмы, которые еще не видел.

  • Small fae36234f9
    Людмила А.29 ноября 2012, 13:48

    А "Сволочи"?

  • Small 36d003e1b7
    Crescent29 ноября 2012, 13:56

    Пропаганда...

  • Small 4cd830650c
    Гурбангулы Бердымухамедов29 ноября 2012, 14:01

    А ещё "Обратной дороги нет", с Николаем Олялиным в роли майора Топоркова

  • Small default
    Sebe Gaster29 ноября 2012, 17:21

    Последние фильмы "Паршивые овцы", "Вторые", "Служу Советскому Союзу" очень тенденциозны. Очень сомнительно, что одни из главных героев этих фильмов -уголовники очень уж бы рвали пупки для защиты Отечества.Фактология войны хорошо отразила то, что именно уголовный элемент активно сотрудничал с агрессором. К примеру, в фильме "Служу Советскому Союзу" основные события разворачиваются летом-осенью 1941 г., показан лагерь где-то на Кольском полуострове,заключённые которого вооружившись арсеналом сбежавших от страха бойцов и командиров конвойных войск НКВД (чушь полная!), громят десантно-диверсионную группу фашистов.Особенно в рукопашной схватке! По-моему это просто полнейший бред! В тех местах в Финляндии, Норвегии и в оккупированной части Карелии стояли кроме финских войск, части горных егерей генерала Дитля. Отбор в части Дитля велся тщательнейшим образом. Туда брали людей с особой психологической, физической и боевой подготовкой, особенно брали туда спортсменов,атлетов,егерей, лесников, альпинистов, полицейских. Учили солдат Дитля инструкторы основательно: общефизич. подготовка, бокс, приёмы джиу-джитсу, вольной и классической борьбы, стрельба из разных видов оружия, владение разным холодным оружием, навыки оперативно-розыскной работы, поведение и выживание в природных экстремальных условиях и пр. Фактически,это были части фашистского спецназа. В реальных условиях у озлобленных, но ослабленных и голодных,плохо стреляющих и не владеющих спец. навыками на должном уровне заключённых просто не было никаких шансов! Да и слова "Служу Советскому Союзу!" появились только в 1943 г., в 1941 г. были такие слова: "Служу трудовому народу!".

    Что касается сюжетов в современных кинофильмах о войне, то по-моему мнению они зачастую выдуманы, выглядят надуманными.Сомнительно, что герои бы повели себя так, с учётом реалий той действительности.

    В современных фильмах о войне режиссёры почти полностью и целиком полностью обходят образы политработников, или их показывают мельком, изображая их недалёкими людьми, или полностью замалчивают об их существовании. Ну, что делать, ну в войну была и руководила Компартия со своей идеологией, ну не было тогда никаких "ЕР", ЛДПР -РФ, Блока Юлии Тимошенко - Украина и пр.(Интересно, стали бы люди воевать за их ценности. Ведь партии в Европе того времени либо сдали свои страны врагу, либо стали соглашателями с политикой врага. Вспомните, например, Бельгию, Францию, Болгарию, Финляндию и др.). Ведь много книг есть книг, очерков, статей, выпущенных в свет после войны, да и воспоминания о войне (ведь есть же воспоминания о войне кроме воспоминаний Солженицина), взять да экранизировать их, так сказать на основе реальных событий, а не высасывать из пальца сюжеты и брать их с потолка.Что касается выпада а адрес Дзержинского, то вертухаи были, есть и будут, и это не зависит от Дзержинского, вертухаи и конвоиры есть в любой стране, где есть уголовно-исполнительная система, т.е. это везде, это приложение к этой системе, а она как ни крути подавляет человека.А Дзержинский создал не только конвойные войска, но и боевые спец.части, которые впоследствии героически проявили себя в боях (например, на Невском пятачке легло много бойцов НКВД, да и на границе летом 41-го тоже их немало полегло!).

  • Small ecca733189
    Товарищ О. Бендер29 ноября 2012, 18:18

    неее... ну это... список крошечный... "Кукушка" опять же... весьма необычный фильм...

  • Small default
    Sebe Gaster29 ноября 2012, 19:30

    К вышеозначенному списку, пожалуй, можно добавить фильмы: "Круглянский мост" (1989 г.),снятый по произведению В. Быкова, "Гу-га"(1989 г.), "Охота на единорога" (1989 г.),"Перед рассветом"(1989 г.).

  • Small default
    jokkey29 ноября 2012, 22:16

    К этому списку добавил бы фильмы "Аты баты шли солдаты" и "На войне, как на войне"

  • Small default
    Sebe Gaster30 ноября 2012, 13:04

    К списку, полагаю, можно добавить фильм "Батальоны просят огня" (1985 г.) и "Его батальон" (1989 г.). Оба сняты по романам советских писателей, повествующих о Великой Отечественной войне.

  • Small default
    Sebe Gaster30 ноября 2012, 13:11

    Фильм "Мы из будущего", думаю, в целом полезен, поучителен для молодёжи.

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Эксперты говорят о низкой финансовой грамотности граждан.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Никаких сборов за вывоз мусора тут нет.

интересное

В истории Крымского полуострова многие страницы кажутся уже известными

Есть ли шанс у «мяса из пробирки» сделать нас всех веганами

Доклинические испытания показали хорошие результаты.

полезное

Реакция на пух может вызвать поллинозу и бронхиальную астму.

Чтобы контролировать головную боль, следует завести дневник мигреней.

развлечения

Судя по ответам девочки, ее папа — 6-летний футболист, который очень любит поесть.

На первый взгляд кажется, что стиль скалолазания британца — это всего лишь какой-то обман зрения.