Топ-10 важнейших научных открытий 2021 года

© Steve Gribben / Johns Hopkins APL / NASA / AP

Уходящий год запомнился удачными научными открытиями, которые накрепко сдвинули вперед медицину, технологии и космонавтику.

Изобретений было сделано очень много, поэтому тяжело определиться с тем, какие из них наиболее значимые. Тем не менее, мы взяли на себя этот труд и представили наиболее весомые открытия человечества за 2021 год.

1. Изобретение вакцин на основе матричных РНК.

Безусловно, матричные РНК против COVID-19 стали самым запоминающимся открытием года. Это изобретение стало мощнейшим медицинским достижением за прошедшие десятилетия, поскольку такие вакцины легко модифицируются под конкретный штамм вируса.

Вакцина против рака.

© Shutterstock

Отличие матричных вакцин от обычных в том, что в векторных вакцинах содержится ослабленный возбудитель вируса, в то время как матричные вакцины побуждают организм самостоятельно вырабатывать определенный фрагмент белка. Таким образом иммунная система «тренируется» атаковать реальный вирус.

Матричные вакцины легко оптимизировать, чтобы они помогали в борьбе не только против коронавируса, но также против рака, ВИЧ и многих других опасных заболеваний.

2. Миссия на Марс, которая обнаружила воду.

В 2021 году на Марс слетало много космических аппаратов. Пионером года стал вертолёт Ingenuity, который взлетел над поверхностью Марса в апреле, чтобы найти на планете формы жизни.

Настоящую воду обнаружил «ЭкзоМарс», запущенный Европейским космическим агентством и Роскосмосом: аппарату удалось найти целые залежи льда в кратерах Марса. Это означает, что на планете вполне возможно развитие уникальных форм жизни, которые и должен найти Ingenuity.

Вслед за нашим аппаратом на Марс прилетел марсоход Perseverance, который обнаружил, что знаменитые кратеры Марса возникли благодаря расплавленной вулканической магме.

Запасы марсианского льда.

© ESA/DLR/FU Berlin

3. Редактор генома.

Впервые при помощи технологии редактирования генома CRISPR-Cas9 была проведена сложнейшая операция, которая позволила отредактировать ген, вызывающий амилоидоз. Это событие стало настоящим медицинским прорывом.

Кроме того, редактирование генома позволяет предотвратить развитие многих других опасных заболеваний, — например, детской эпилепсии.

Наконец, при помощи редактора генома учёным удалось вывести гибридный эмбрион макаки и человека, который прожил 20 дней. Планируется создавать подобные эмбрионы для изучения болезней, а также для  выращивания органов на трансплантацию.

Редактирование генома является прорывным медицинским открытием.

© elementy.ru

4. Стандарт связи 5G.

Новый стандарт связи вызвал всплеск теорий заговоров о том, что чипы на основе 5G имплантируют людям через вакцину от коронавируса. На самом деле всё гораздо прозаичнее: 5G позволяет интернету работать намного шустрее и делает передачу данных безопаснее.

Пригодится новый стандарт связи и в более узких отраслях — таких, как кибермедицина, работа беспилотников и авиация. Ввиду глобального локдауна, 5G помог сотрудникам комфортнее перейти на удалённый формат работы и создать беспроводные офисы.

По данным РБК, в России операторы потратят более 1,1 триллиона рублей на развитие связи 5G с 2021 по 2027 год.

Эпоха 5G уже наступила.