«Не так поняли»: эксперт объяснил слова патриарха о «чужом» Константинополе

Патриарх Кирилл и Константинополь

Патриарх Кирилл и Константинополь

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин объяснил странные слова патриарха Кирилла о том, что «Константинополь не имеет никакого отношения к истории России». По мнению эксперта, их следует считать не исторической, а философской трактовкой текущего раскола между Русской и Константинопольской православными Церквями.

«Это выступление патриарха надо оценивать в рамках противостояния с Константинопольским Патриархатом. Слова патриарха в данном случае — это не историческая оценка, не отрицание известных исторических фактов, а попытка объяснить и смягчить раскол, который продолжается уже три года. Показать, что последствия этого раскола не играют первостепенной роли в жизни РПЦ», — объяснил Лункин.


Религиовед отметил, что для всех, кто помнит историю хотя бы в рамках школьной программы, слова патриарха могут показаться абсурдными. Однако на самом деле патриарх не собирался пересматривать историю, а скорее предпринял попытку успокоить верующих, которые переживают из-за разрыва с греческой православной традицией.

«Уже понятно, что этот разрыв только углубляется, вероятнее всего затянется надолго и по крайней мере при жизни патриарха Варфоломея разрешен не будет. Патриарх Кирилл как бы говорит, что в принципе в этом расколе нет ничего страшного, он не окажет решающего влияния на судьбу российского православия. Оказалось, что ни нам, ни грекам все это драматического вреда не наносит, хотя наши пути и разошлись. Вот что хочет сказать патриарх», — заключил Роман Лункин.

На проповедь патриарха в день Покрова Божьей Матери в своем блоге отреагировал и протодиакон Андрей Кураев. Он назвал слова Кирилла «новым залпом в патриаршей войне престолов» и указал на тесную историческую связь между Константинополем и российским государством.

«В течение шести веков Русская Церковь была частью Константинопольского Патриархата. Назначаемые оттуда епископы удерживали русских князей от сопротивления ордынскому игу, ибо монголы были союзниками Византии в противостоянии туркам», — написал священнослужитель.

«Разве можно город, из которого веками брались политические идеологические, архитектурные, литературные, поведенческие и иные образцы, чужим для истории России? А позднее — разве можно Город, к овладению которым рвалась Российская империя, ради которого она бросалась в войны, считать не имеющим отношения к ее истории?», — добавил Кураев.

Напомним, Русская православная Церковь разорвала общение с Константинопольским Патриархатом, обвинив патриарха Варфоломея в легализации украинских раскольников. Также Синод РПЦ распорядился прекратить поминать на богослужениях предстоятелей Элладской, Александрийской и других Церквей, которые признали Православную Церковь Украины. Ранее «Ридус» подробно рассказывал о том, что не так с новой Церковью Украины и почему в РПЦ не хотят признавать украинскую автокефалию.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)