Почему россияне передумали покупать автомобили

Кусачий ценник или неподъемный кредит.

Кусачий ценник или неподъемный кредит.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Резкое подорожание автомобилей заставляет россиян пересматривать свои планы на их покупку. По данным РГС Банка, 61% из тех, кто собирался это сделать, отложили приобретение именно из-за роста цен. При этом 34% надеются дождаться выгодных сезонных предложений, а 27% в такое чудо уже не верят и все же постараются купить авто как можно быстрее, пока цены не выросли еще сильнее.


Нестабильность экономической ситуации вынуждает повременить с покупкой «железного коня» 35% россиян, рост ставок по кредитам останавливает 16% опрошенных, и только 5% ждут возобновления программы льготного автокредитования.

Приобрести автомобиль в точно назначенный срок собираются 8% россиян (год назад таких было почти в два раза больше — 15%). Среди респондентов, которые планируют купить машину в течение года, подавляющее большинство (63%) сделают это, в лучшем случае, через 10−12 месяцев, 16% - в течение 4−6 месяцев, 14% - в течение 7−9 месяцев, 7% - в течение 1−3 месяцев. Год назад к покупке авто в ближайшие месяцы были готовы почти в два раза больше опрошенных (12%), а в сроки от 4 до 6 месяцев машину планировали приобрести треть респондентов (29%).

Граждане, которые не собираются покупать авто в ближайший год, полностью удовлетворены имеющейся машиной (47%), уже сменили ее или купили совсем недавно (35%) или просто не имеют на это денег (27%).

Но нехватка средств останавливает далеко не всех. С января по август 2021 года российские банки выдали автокредитов на 720 миллиардов рублей — на 60% больше, чем за тот же период прошлого года, подсчитали в ВТБ. Могли бы, наверное, выдать и еще, допускает аналитик по транспорту Дмитрий Адамидов, да не позволили нормативы ЦБ, который обеспокоен ростом потребкредитования и постоянно ужесточает требования.

Не все могут позволить себе купить машину без кредита. Банки выдали, сколько могли. Им эта ситуация до какой-то степени выгодна, пока не начались просрочки. Но смогли выдать не всем, поэтому некоторое количество людей покупки отложили, — предположил эксперт в разговоре с «Ридусом».

Успеть, пока не разобрали

© Красильников Станислав/ТАСС

Цены на автомобили растут всегда, отмечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. «Мы отслеживаем их около 15 лет, и нет ни одного года, когда бы цены снизились в годовом выражении», — сказал он «Ридусу». Меняются только темпы роста: в какие-то годы он более скромный (2−4%), в какие-то разгоняется до 10−15%. Но в этом году, по словам эксперта, цены растут особенно активно. Они уже прибавили порядка 14% в годовом выражении, и до конца года вполне могут добрать еще 2−4%.

Одна из причин столь заметного подорожания — дефицит новых машин из-за сбоя поставок ряда комплектующих. Так, глобальный мировой спрос на микрочипы вырос, и автопрому их сильно не хватает.

У очень многих производителей нет нужного объема нужных моделей в наличии. А Россия — такая страна, где все люди привыкли, что если что-то в дефиците, значит, надо брать, потом будет еще хуже, дороже и так далее, — напоминает эксперт.

За первичным подтянулся и вторичный рынок, там цены тоже выросли уже где-то на 15−20% на самые свежие, самые ликвидные автомобили, потому что люди как альтернативу новым берут машины с пробегом.

Что касается роста кредитования, он однозначно есть, соглашается собеседник «Ридуса», хотя цифра в 60% роста кажется ему все-таки слишком большой. Это вполне логично: при росте стоимости автомобилей объем выданных на них кредитов в денежном выражении тоже будет расти даже если количество новых займов останется на прежнем уровне. Кроме того, сами дилеры стремятся как можно больше продавать в кредит, потому что получают за это комиссионное вознаграждение, причем достаточно высокое, и стимулируют покупателей всевозможными скидками и бонусами (при использовании заемных средств цена машины может быть на 50−60 тысяч меньше).

© DiDi

По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Алексея Кричевского, средняя сумма кредита за время пандемии увеличилась более чем на 30%: в 2019 году она составляла 780 тысяч рублей, а в этом — свыше миллиона.

С учетом того, что ведущие автоконцерны открыто объявляют, что кризис с поставками комплектующих продлится еще минимум год, а концерны Daimler и BMW уже сейчас говорят о нежелании снижать стоимость новых машин после разрешения проблем с микрочипами, фокусируясь на люксовости сегмента, то вполне логично, что в России и дорожают машины, и растут суммы займов, особенно учитывая рост ключевой ставки ЦБ и следующее за ним повышение стоимости заемных средств, — констатирует аналитик.

Прогнозы не радуют

Растущие цены неизбежно приведут к падению спроса в среднесрочной перспективе. Весьма вероятно, что уже в этом году закончатся платежеспособные клиенты, а часть автомобилей с обременением будут реализовываться с дисконтом от рыночной стоимости, допускает Алексей Кричевский.

Но снижения цен от производителей, по крайней мере, в этом году ждать определенно не стоит. Пока что сохраняется рыночный дефицит новых моделей, и авторынок на некоторое время стал рынком продавца, а не покупателя, — уточняет он.

Возможно, в ближайший год стоимость ряда автомобилей класса ниже «бизнес» либо остановится в росте, либо начнет немного снижаться, добавляет эксперт. Но здесь все зависит от того, как быстро производители полупроводников и микросхем смогут наладить дополнительные линии по выпуску своей продукции. По словам аналитика, пока что горизонт этого события — как минимум третий квартал 2022 года.

© EPA\TASS

По оценкам «Автостата», в этом году в физическом выражении продажи автомобилей останутся примерно на уровне прошлого года — около 1,6 миллиона (плюс-минус 5%), но это просто потому, что нечего продавать. Если бы не дефицит, в штуках рынок мог бы вырасти на 10−15%. А в деньгах по итогам года он прибавит 15% (может быть, даже 20%) из-за роста цен.

В следующем году возможно падение продаж из-за охлаждения спроса, соглашается Сергей Целиков, но незначительное — в пределах 5−10%, не больше, потому что падать особо некуда, рынок уже близко ко дну. В денежном выражении рынок может снова немного прибавить, потому что цены продолжат расти. Стагнация и даже локальное снижение цен тоже возможно, если рубль вдруг сильно укрепится — где-то до 60 рублей за доллар. Но пока такой сценарий кажется маловероятным.

Условий для долгосрочного роста рынка нет, считает Дмитрий Адамидов. Похоже, весь мир, и Россия вместе с ним, идет в ситуацию стагфляции — сочетания высокой инфляции со стагнацией или падением экономики, поясняет он. Но поскольку инфляция никуда не денется, цены все равно продолжат расти. Однако спрос будет сжиматься, а кредиты из-за ужесточения условий их выдачи станут менее доступными.

Но это будет уже 2022−23 год, когда у населения денег совсем не останется. Я думаю, еще полгода у нас будет ажиотаж, — заключает аналитик.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)