+6
Сохранить Сохранено 7
×

Ярость «водяного дракона»: как СССР опередил Китай на десятилетия


Ярость «водяного дракона»: как СССР опередил Китай на десятилетия

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Недавно китайская корпорация AVIC провела в провинции Хубэй очередные лётные испытания крупнейшего гидросамолета AG600, которые были признаны полностью успешными.

Завершить разработку AG600 и начать поставки первых серийных самолетов планируется в 2022 году. Компания-производитель China Aviation Industry General Aircraft (CAIGA) получила заказы на 17 самолётов.

Действительно, это крупный самолет. Он обладает внушительными размерами: максимальная длина «водяного дракона» составляет более 39,3 метра, размах крыла — 39 метров, заявленная максимальная взлетная масса — 53,5 тонны. Однако по этим параметрам он уступает и российскому многоцелевому самолету-амфибии А-40 «Альбатрос», и тем более советскому гигантскому гидроплану М-70, масса которого должна была составлять 240 тонн (144 из них приходились на керосин).

Была предусмотрена возможность заправки этого самолета на воде — от подводных лодок. В этом случае М-70 становился межконтинентальным. Фюзеляж типа «Летающая лодка» дополняли три гидролыжи и титановое подводное крыло. Без дозаправки самолет мог преодолеть 7500 километров, его максимальная скорость составляла 2500 километров в час. В экипаж предлагали включить трех человек.

AG-600.

AG600.

© Валерий Агеев

Самолет мог нести 20—30 тонн свободнопадающих бомб большой мощности в фюзеляжном отсеке. На первом опытном самолете оборонительное вооружение отсутствовало. На серийных самолетах предполагалось применение кормовой пушечной установки с дистанционным управлением.

Взлетающий с воды

Разработка дальнего морского бомбардировщика-разведчика М-70 началась в соответствии с постановлением Совмина от 15 августа 1956 года. Считалось весьма вероятным, что противник одновременно может вывести из строя значительную часть аэродромов дальней авиации. Как альтернатива сухопутным самолетам в ОКБ-49, ОКБ-156 и ОКБ-23 под руководством Г. М. Бериева, А. Н. Туполева и В. М. Мясищева разрабатывались проекты сверхзвуковых гидросамолетов. Рассредоточение гидросамолетов-бомбардировщиков по акваториям морей и океанов позволило бы в случае войны нанести ответный удар.

По оценкам специалистов, создание в СССР сверхзвукового стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета являлось одной из самых амбициозных программ советского авиапрома за всю его историю.

Требовался самолет, способный с территории СССР доставить термоядерную бомбу или 20 тонн обычных бомб к основным административно-политическим и промышленным центрам США, сбросить боеприпасы и вернуться обратно. Таким носителем мог стать М-70.

М-70.

М-70.

© Валерий Агеев

Для моря его несколько видоизменили: двигатели подняли над крыльями, а пару из них перенесли на хвостовое оперение. Это была хорошая идея для реактивных самолетов, взлетающих с воды: так исключалось попадание брызг в воздухозаборники.

Проект получился обстоятельный: кроме гидроплана, создавали 88-метровый плавучий док для ремонта М-70 и подводную лодку — заправщик проекта 644. М-70, пролетев более 11 тысяч километров, мог приводниться в заданной точке океана, пополнить запас топлива от всплывшей подводной лодки и продолжить путь.

М-70 предлагалось оснастить ядерным и обычным вооружением для поражения разнообразных целей. Прорабатывалось несколько версий самолета М-70 с отличающимися характеристиками. Одна из них могла подниматься на высоту более 16 километров, другая достигала 21 километра. Расчетная максимальная скорость была на уровне 1500—1700 километров в час. Такие летные данные позволяли прорывать ПВО противника, построенную на технологиях пятидесятых годов.

Крыло М-70 было с переменной стреловидностью по передней кромке. Позднее подобное крыло появилось на «карандаше» (истребитель-перехватчик Су-15).

Убийца самолетов — межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

В мае 1957 года СССР испытал свою первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. Это оружие, способное поразить цель на другом континенте за считанные минуты, поставило крест на нескольких перспективных проектах авиационной техники. Дальнейшую разработку сверхзвукового гидросамолета посчитали ненужной. На этом история проекта М-70 закончилась.

США создали аналогичный бомбардировщик Martin P6M SeaMaster, способный нести две атомных бомбы или одну водородную. Но дозвуковой самолет с боевым радиусом 750 миль прослужил не слишком долго, и к началу шестидесятых от него отказались.

Martin P6M Seamaster

Martin P6M SeaMaster.

© Валерий Агеев

Также печально закончилась история транспортных подводных проектов снабжения 648 и 664. Учитывая предыдущие разработки, в августе 1959 года Главное управление кораблестроения ВМФ направило в ЦКБ-16 на согласование проект тактико-технического задания на большую транспортную атомную подводную лодку — минный заградитель.

Ее боевое предназначение практически было таким же, как и у дизель-электрической субмарины проекта 648: обеспечение подводных лодок, действующих на океанских и морских коммуникациях, крылатыми ракетами и торпедами, горюче-смазочными материалами и иными средствами снабжения, гидросамолетов в море — авиационным топливом; транспортировка десантных подразделений со стрелковым вооружением и грузов в отдаленные районы или перевозка раненых; постановка минных заграждений. Но этот проект так и не был осуществлен.

Волюнтаристское решение Никиты Хрущева

A-40

A-40.

© Валерий Агеев

К уничтожению советской авиации приложил свою пухлую ручонку бывший генсек Никита Хрущев. Однако это решение было глубоко ошибочное, если не сказать предательское. Уже в середине 60-х годов руководство ВВС осознало, что спешка со свертыванием авиапрограмм была преждевременной.

Стратегические бомбардировщики показали себя более гибким видом оружия, чем межконтинентальные ракеты. Самолет, оснащенный крылатыми ракетами, патрулирующий у самых границ противника, обеспечивает поражение цели за гораздо меньшее время и с большей вероятностью, чем баллистическая ракета, которой надо преодолеть почти полтора десятка тысяч километров в условиях все более совершенной противоракетной обороны.

В конце концов, даже в локальных конфликтах можно использовать мощь стратегической авиации, когда шахтные ракеты просто бесполезны. Однако хорошая мысля приходит опосля. И проект М-70 так и остался проектом.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)