+1
Сохранить Сохранено 7
×

Саморегулирование IT-площадок: как уберечь пользователей от «запрещенки»


Саморегулирование IT-площадок: как уберечь пользователей от «запрещенки»

Депутаты Госдумы Александр Хинштейн и Сергей Боярский внесли в парламент поправку, которая обяжет интернет-площадки самостоятельно выявлять и блокировать «запрещенку».

Принятая нижней палатой парламента поправка решает давнюю проблему отсутствия правовых рамок, которые устанавливали бы требования по самоконтролю интернет-платформ. Ранее попытки соцсетей самостоятельно решать проблему и контролировать распространение деструктивного контента не приводили к нужным результатам из-за непрозрачных механизмов модерации. А зарубежные IT-гиганты зачастую попросту уклоняются от ответственности за контент, игнорируя требования официальных надзорных органов о его блокировке.

Все это привело к значительному росту объемов деструктивного контента в Сети. В России около 43 миллионов юзеров сталкивались с «запрещенкой» или даже сами состоят в различных деструктивных сообществах и группах в соцсетях. При этом 8,5 миллионов из них — дети и подростки.

Эффективная борьба с деструктивным контентом возможна только при объединении усилий государства и интернет-платформ. На это и направлена поправка Хинштейна и Боярского.

Как это работает

Согласно поправке, владельцы крупных соцсетей будут самостоятельно выявлять и блокировать «запрещенку» уже с 1 февраля. Они будут бороться с распространением материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информации, склоняющей детей к совершению опасных для жизни незаконных действий, данных о способах изготовления и использования наркотиков, информации о способах совершения самоубийства и призывов к нему, рекламы дистанционной продажи алкоголя и интернет-казино.

Также соцсети обяжут выявлять информацию, «выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ» или органам госвласти, а также призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.

Кроме того, владельцы интернет-платформ будут следить за тем, чтобы их сервис не использовался для совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения гостайны, распространения экстремистских материалов и клеветы.

Если владелец площадки не сможет сам квалифицировать тип контента, на помощь придет Роскомнадзор.

Мировой опыт

Во многих странах мира действуют аналогичные подходы к борьбе с распространением «запрещенки» в Сети. К примеру, в Германии в 2017 году был принят закон NetzDG, который обязывает коммерческих интернет-провайдеров и владельцев соцсетей самостоятельно предотвращать распространение запрещенного контента и сотрудничать с госорганами в части пресечения нарушений.

В Великобритании с 2019 года действует похожий принцип, зафиксированный в «Белой книге о вреде в интернете» (Online Harms White Paper). Проект устанавливает ответственность социальных медиа за распространение противоправного контента. Также владельцы площадок должны раскрывать информацию о том, как они реагируют на текущие угрозы, и оценивать эффективность своих действий.

Но в борьбе за «чистый» интернет бывают методы и жестче. К примеру, в Турции IT-платформы обязаны удалять «запрещенку» сразу после того, как его пометит местное управление телекоммуникаций и связи. Турецкий аналог Роскомнадзора может приостанавливать работу сайтов и мессенджеров, в чем неоднократно лично убеждались американские YouTube, Twitter и Facebook. А с недавнего времени контроль над иностранными соцсетями в Турции стал еще серьезнее: иностранные компании должны открыть местные представительства и нести ответственность за публикацию деструктивного контента на своих платформах.

Россия могла бы полностью скопировать иностранный опыт контроля контента, но глава государства ранее призывал учесть международный опыт и создать свою модель, а не использовать какую-либо из существующих за рубежом.

Экспертное мнение

Первый зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества Александр Малькевич убежден, что интернет-платформы, как российские, так и иностранные, должны быть сами заинтересованы в создании безопасной для пользователей информационной среды, поскольку именно пользователи являются источником их заработка. Но непрозрачная и зачастую агрессивная, политизированная модерация, а также регулярное игнорирование требований российских надзорных органов указывают на необходимость введения единых правил и стандартов самоконтроля.

«Принципы модерации контента, как машинной, так и ручной, должны быть прозрачными, понятными и контролироваться на уровне государства, — отметил Малькевич в интервью ridus.ru. — Решение о самоконтроле не может приниматься только лишь на уровне IT-платформы».

Задача государства — установить универсальные правила по самостоятельному контролю площадками размещаемого на них контента, определить единые для всех игроков (как российских, так и иностранных, работающих в стране) правила и стандарты самопроверки размещаемого контента, в том числе механизма обоснованных жалоб и выявления нарушений со стороны самих пользователей и администраторов, с прозрачной процедурой отчетности по устранению нарушений.

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Александр Журавлев в качестве примера неэффективной модерации контента со стороны соцсетей привел блокировку в Facebook сотен постов, содержащих знаменитую фотографию советского фотокорреспондента Евгения Халдея «Знамя Победы над рейхстагом». Тогда алгоритмы Facebook сочли фотографию Халдея «похвалой или поддержкой опасных людей и организаций».

По словам эксперта, необходимо было принятие унифицированного свода правил, чтобы пользователь мог четко понимать, какая информация блокируется, а соцсеть, в свою очередь, обязана следить за тем, чтобы не было необоснованных блокировок.

Это позволит пользователю быстро подавать апелляцию. Если соцсеть необоснованно что-то блокирует, то пользователь должен иметь право обжаловать это, взаимодействуя непосредственно с администрацией социальной сети. А Роскомнадзор и суд, мы считаем, должны вмешиваться в ситуацию лишь в том случае, если конфликт на уровне пользователя и соцсети не разрешится.

В свою очередь, член Общественной палаты Екатерина Мизулина убеждена, что поправка Хинштейна и Боярского позволит усилить защиту детей в Сети.

Мы рады, что лед тронулся и в этом направлении началась реальная работа. Поправка поможет устранить деструктивный контент и решить другие проблемы интернет-пространства, — цитирует Мизулину «Взгляд».

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)