Центробанк нашел способ защитить россиян от навязанных банками услуг

© Игорь Ставцев/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Ridus.ru

Банк России работает над законопроектом, который обяжет кредитные организации раскрывать суть того или иного финансового инструмента, условия вложения денег, риски и гарантии для клиента, а также сведения о комиссиях. В ЦБ считают, что это поможет защитить граждан от навязывания услуг и мисселинга (практика продаж, при которой информация о товаре намеренно искажается).


Поправки в законодательство предусматривают введение «паспортов финансовых продуктов», в которых в письменной форме будут кратко изложены все выгоды и риски. Кредитная организация должна будет ознакомить клиента с этой памяткой до заключения договора.

Принятие такого закона поможет потребителям лучше понимать особенности и риски разных финансовых продуктов и инструментов, формировать правильные ожидания от тех или иных финансовых операций, — пояснил представитель ЦБ.

В настоящее время при продаже сложных инструментов подобные памятки выдают практически все участники финансового рынка, в том числе микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, брокерские конторы, однако этого до сих пор не делают банки. Законопроект должен исправить это упущение, сообщает «РБК».

О том, что на банковском рынке назрела необходимость на законодательном уровне закрепить правила продажи финансовых услуг, говорила в начале года глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она подчеркивала, что кредитные организации до сих пор не заинтересованы в установлении прозрачных продаж, пишет ФАН.

Поэтому мы планируем обсудить с законодателями вопрос наделения Банка России правом устанавливать правила продаж, которые отвечают задачам противодействия мисселингу, навязыванию допуслуг, сокрытию существенной информации, — сказала она.

© ТАСС/ Денис Абрамов

ЦБ дал кредитным учреждениям время на адаптацию к нововведениям, которые тогда обсуждались, однако они использовали этот срок, чтобы «впарить людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов», отметила Набиуллина.

В качестве примера она привела случай, когда клиент банка, у которого заканчивается срок депозита, получает от кредитной организации варианты альтернативы с «гарантированной доходностью» и «защитой капитала».

Вице-президент Ассоциации российских банков Олег Скворцов считает, что сейчас на рынке действительно накопилась критическая масса случаев некорректных продаж. Это происходит из-за того, что кредитные организации, желая заработать больше, ставят своим сотрудникам высокие планы продаж.

Нововведение, благодаря которому клиент гарантированно получит ключевую информацию о продукте, считает плюсом и вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. При этом он подчеркивает, что потребители и так подписывают в банках много документов, на еще одну бумагу они просто могут не обратить внимания.

С ним согласен и директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Он считает, что сотрудники кредитных учреждений, используя методы социальной инженерии, все равно могут навязать клиентам различные услуги. Вместо законопроекта Банка России двигателем прогресса должно стать повышение финансовой грамотности граждан, уверен эксперт.

Ранее ridus.ru рассказывал, что российские банки начали навязывать клиентам дополнительные услуги через SMS-сообщения.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)