«Ланкастер»: история английского самолета-смертника

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Средний бомбардировщик «Ланкастер» стал самым удачным английским тяжелым бомбардировщиком во время Второй мировой войны, который интенсивно использовался королевскими ВВС. «Ланкастеры» совершили между 1942 и 1945 гг. почти 160 тыс. вылетов, сбросив свыше 600000 т бомб, включая 10 тонные бомбы глубокого проникновения «Грэнд Слэм», которые не мог нести ни один другой серийный самолет времен войны, а также 5,5 т бомбы «Тэллбой» и бомбы Уоллиса для разрушения плотин.


С середины 1942 г. до конца войны «Ланкастер» был главным оружием Бомбардировочного командования Великобритании при бомбардировке целей в «третьем рейхе».

Однако во время войны было сбито почти 50% из 7300 этих построенных бомбардировщиков, поэтому не удивительно, что его негласно прозвали самолетом — смертником.

Новое — это хорошо позабытое старое

Разработка «Ланкастера» началась, когда в Европе уже три месяца шла война. Анализ воздушных сражений показал, что в случае отказа одного из двигателей основного двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер» английских ВВС, он не сможет вернуться на аэродром вылета. Тогда английские конструкторы придумали гениальный вариант: из 2-х моторного «Манчестера» сделать … 4-х двигательный новый бомбардировщик.

Самолет получил более длинное крыло, старый фюзеляж, 4 мотора «Роллс-Ройс Мерлин XX». Он поднялся в воздух 9 января 1941 года. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и вскоре поступил в серийное производство под названием «Ланкастер» (по имени небольшого английского городка).

Не падает тот, кто не летает

Однако вскоре все новые бомбардировщики на короткий период были задержаны на земле для усиления законцовок крыла после того, как один из «Ланкастеров» эскадрильи потерял кончики крыльев после разворота с большой перегрузкой и разбился потом при вынужденной посадке. Большие неприятности произошли в апреле того же года, когда из-за разрушения части верхней обшивки крыла разбился еще один самолет. Сбои в работе топливных насосов приводили к тому, что самолеты не добирали расчетной высоты. Это все потребовало проверки и доводки всех ранее поставленных «Ланкастеров».

Боевое крещение

Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года, во время которого они заминировали Гельголандскую бухту. 10−11 марта «Ланкастеры» бомбили немецкий город Эссен.

В апреле того же года 12 «Ланкастеров» совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. Итог налета был печален. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, англичане вынуждены были их продолжать из-за низкой эффективности ночных бомбардировок, потому что по данным разведки, лишь 50% сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они вообще обнаружили цель.

Точность бомбометания существенно повысилась только с внедрением бортового радиолокатора H2S, предназначенного для навигационных целей и определения положения целей. Но этот шаг привел позже к печальным последствиям, о чем будет рассказано ниже.

16 мая 1943 г, девятнадцать «Ланкастеров» бомбили 3 плотины. Дамба Зорпе была повреждена, а дамбы Мен и Эдер — разрушены. Водный поток затопил долину Рура, унеся жизни более 1200 человек и нанеся огромный ущерб промышленности этого индустриального района Германии. Из 19 посланных в рейд «Ланкастеров» на свою базу не вернулось восемь машин.

Охота на «Тирпица»

11 сентября 1944 г. 38 «Ланкастеров» с увеличенными бомбоотсеками, содержащими бомбы «Тэллбой», вылетели из Англии в Ягодник под Архангельском в Советском Союзе для подготовки налета на германский линкор «Тирпиц», стоящий на якоре в Альтен-Фьорде в Норвегии. Эта атака была проведена 15 сентября.

На цель их вели советские штурманы. Наши самолеты также вели предварительную разведку и затем фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы «Тэллбой» (шесть машин несли обычные бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линкор. В цель угодили и несколько более мелких. Однако, «Тирпиц» остался на плаву. Англичане потерь не имели.

После неоднократных атак с воздуха и из-под воды «Тирпиц» все-таки был потоплен «Ланкастерами» на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжёлых 5,5-тонных бомб Tallboy.

Голь на выдумки хитра

Во время «Битвы за Гамбург» в 1943 г. очень эффективными оказались меры по «ослеплению» немецких РЛС с помощью системы «Окно», что практически парализовало ПВО города.

В «Окно» входила алюминиевая фольга, склеенная с черной бумажной подложкой, и нарезанную на полосы длиной 30 см и шириной 1,5 см.

Блестящая сторона была покрыта ламповой сажей, чтобы облака фольги не сверкали в свете прожекторов, но продолжали отражать радиоволны. Британские самолеты не были видны на радарах в облаках этой фольги и немецкие зенитки не могли точно стрелять.

Но немцы тоже не дремали. Они разработали аппаратуру, способную наводить свои истребители на английские по сигналам локаторов H2S, стоящих на английских же самолетах!

Кроме того, на немецкие истребители стали устанавливать стреляющие вверх пушки. Использование противником этих новинок привело к резкому росту потерь «Ланкастеров» в течение зимы и весны 1944 года. Неудивительно, что 30 марта при налете на Нюрнберг было сбито 96 из 795 участвовавших в нем английских самолетов.

Тем не менее, к апрелю 1945 года количество «Ланкастеров» в составе сил Бомбардировочного командования достигло своего пика — не менее 56 эскадрилий были вооружены этими бомбардировщиками.

Битва за Берлин

Немецкая ПВО во время войны все время значительно усиливалась, как количественно, так и качественно. На вооружение поступил новый ночной истребитель Хейнкель Не-219, а вместо бомбардировщика Юнкерс Ju-88 стали выпускать созданный на его базе тяжелый ночной перехватчик.

Немецкие ВВС стали применять свободную ночную охоту. Ночные истребители летали по одиночке, сбивали «Ланкастеры» до тех пор, пока у них не заканчивались боеприпасы или горючее.

Поэтому не удивительно, что за 35 рейдов на территорию Германии, проведенных в период с ноября 1943 года по март 1944 года, Британия лишилась 1047 самолетов. И в основном это были «Ланкастеры». Поэтому идея-фикс о том, что с уничтожением Берлина закончится война, не осуществилась.

Мирная миссия «Ланкастеров»

На последнее боевое задание во время войны «Ланкастеры» вылетели 25 апреля 1945 г. на бомбежку убежище Гитлера в Берхтесгадене. Затем «Ланкастеры» доставляли продовольствие жителям голландских городов, которые испытывали недостаток пищи. За 3156 самолето-вылетов было сброшено более 6000 тонн продовольствия.

В мае 1945 г. «Ланкастеры» перевезли из Германии в Великобританию около 74000 военнопленных, освобожденных из немецких лагерей.

«Ланкастеры» использовались в качестве спасательных самолетов на Тихом океане, фоторазведчиков для аэросъемки ряда районов Африки. Но большая часть «Ланкастеров», переживших войну, была пущена на металлолом.

Но они оставили в истории авиации незабываемый след. Сегодня единственный летающий экземпляр «Ланкастера» находится в Англии в музее королевских ВВС.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)