+2
Сохранить Сохранено 7
×

Информационные войны, большие и маленькие: сколько фейков породил COVID-19


Информационные войны, большие и маленькие: сколько фейков породил COVID-19

Эпидемия коронавирусной инфекции в России создала благоприятные условия для распространения фейк-ньюз: повышенная тревожность аудитории СМИ и обитателей соцсетей заметно снижает способность к критическому отношению к информации, что играет фейкометам на руку.

Замглавы комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков в беседе с «Ридусом» рассказал, как в условиях эпидемии активизировались авторы фейков разных масштабов. По словам эксперта, возросли случаи как крупных информационных атак, так и фейков поменьше — и те, и другие эффективно работают на повышение панических настроений в обществе.

К примеру, фейк о том, что «коронавирус косит российских военных в Сирии» — это классический пример информационной диверсии, или даже информационной войны. Ранее «Ридус» выяснил, что распространителем этого дикого фейка являются профессиональные провокаторы из-за рубежа, чья задача — дестабилизация социальной обстановки.

«Государство обязано защищать свои интересы в условиях информационной войны», — убежден Комков.

Информационная диверсия должна жестко ограничиваться. Наиболее явные примеры таких ограничений нам показывают демократические державы — все защищают свою информационную безопасность крупными штрафами и ограничительными мерами. Это необходимость. Более того, информационная защита — это одна из прямых обязанностей государства, власти должны использовать имеющийся опыт по оперативному выявлению фактов, с использованием систем мониторинга и других современных технических средств, — отметил член ОП РФ.

Впрочем, по словам эксперта, не менее опасны и информационные диверсии масштабом поменьше: распространение фейк-ньюз на региональном уровне вызывают глобальную панику.

По данным Комкова, на сегодняшний день можно выделить три группы локальных фейк-ньюз, активно распространяемых в Рунете.

Первая группа связана с вольной трактовкой официальной информации. «Это не совсем фейк-ньюз, но тоже опасная тенденция. Государственным органам стоит использовать более четкие форумлировки. К примеру, когда власти что-то „не рекомендуют“, — что это значит? Они запрещают, ограничивают или советуют? Здесь возникает возможность для разных трактовок», — отмечает эксперт.

Вторая группа — это локальные войны конкурентов в соцсетях. «Появление мелких, но с точки зрения больших смыслов очень вредных информационных войн: в соцсетях мы наблюдаем, как, например, одна торговая сеть атакует другую по поводу отсутствия на прилавках товаров первой необходимости и так далее. Такое мелкое информационное шкодничество отбрасывает большие волны — распространение негативной информации идет все дальше и дальше», — продолжает Комков.

И, наконец, третья группа — это фейки, связанные с кибермошенничеством. В Курской области, например, начали активно продавать в Сети фальшивые пропуски и маршрутные листы, отметил общественник. Мошенники пытаются залезть в карман россиянам с помощью фейковых объявлений, от быстрой платы штрафа за нарушение карантина — до продажи чудодейственных вакцин от вируса.

По словам Комкова, региональные власти быстро подстроились под эту реальность, пресекают случаи распространения опасных фейк-ньюз — и ведут собственную информационную политику более взвешенно:

Уже в начале текущей недели стало заметно, что информационная политика регионов стала более профессиональная и взвешенная. Еще дней десять назад в регионах бывали случаи, когда объявлялось о закрытии каких-то предприятий, затем закрытие отменялось, а через пару часов решение о закрытии объявляли снова. Это вызывало неопределенность и способствовало росту панических настроений.

Напомним, ранее в Общественной палате классифицировали группы распространителей фейков:

  1. Профессиональные провокаторы из-за рубежа. Их задача понятна — дестабилизация социальной обстановки.
  2. Местная «пятая колонна», которая живет по принципу «чем хуже у нас, тем лучше для них».
  3. Блогеры, в том числе юные, которым рассказывают, что вот сейчас они что-нибудь остренькое сделают и прославятся.
  4. Люди, которых используют «втемную»: мамы, бабушки, которые состоят в чатах подъездов, родителей. Это самая массовая группа.

Рекомендации о том, как отличать фейк-ньюз от достоверной информации, а также как развивать критичность и соблюдать цифровую гигиену, можно прочесть в материале «Ридуса».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)