Ан-225 «Мрия»: последняя советская мечта
- 24 марта 2020 00:54
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Среди огромного количества самолетов в современном мире существуют поистине уникальные, созданные для осуществления специальных задач. Многие из них создавались с целью отработки необычных конструкторских решений, но так и не пошли в серийное производство или были выпущены в единичных экземплярах. Одним из таких стал воздушный гигант — самолет Ан-225 «Мрия».
От мечты до реализации
Одной из причин постройки Ан-225 стала необходимость перевозки различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска в рамках создания советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия — Буран». Она должна была стать ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл».
Также на этом самолете планировалась доставка космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах в Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также еще на 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР, в частности на Кубе и даже в Ливии.
Ан-225 был разработан в АНТК им. О. К. Антонова, которым в то время руководил генеральный конструктор Петр Балабуев. Главным конструктором стал В. И. Толмачев. А самолет был построен и собран в единственном экземпляре на Киевском механическом заводе.
Для убыстрения создания самолета в основу конструкции был взят другой советский тяжеловес Ан-124 «Руслан». По ряду характеристик эти два самолета ничем не отличаются друг от друга. Это и помогло построить Ан-225 в сравнительно короткие сроки.
Ан-225 создавал в прямом смысле весь Советский Союз. Двигатели изготовлялись на Запорожском моторостроительном заводе, многие части фюзеляжа делались в Ульяновске, производством крыльев и центроплана самолета занимались в Ташкенте, а детали для управления Ан-225 изготовлялись в Москве, шасси — в Нижнем Новгороде, а покраску самолета осуществляли рабочие из Воронежа.
На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжелая, напряженная работа, так как сроки были очень жесткие.
Первый полет Ан-225 был совершен 21 декабря 1988 года. В создании, постройке, летных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч ученых, конструкторов, инженеров, военных, летчиков, рабочих и других специалистов СССР. И теперь когда говорят, что этот самолет разработан на Украине, то это прямая ложь и подтасовка фактов.
Тем не менее и здесь находилось место юмору. Строители порой шутили, расшифровывая название самолета. «Мрия» — это Миша, Рая и я. Под этими именами подразумевались последний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, его жена Раиса и все остальные рабочие, инженеры и технологи, принимавшие участие в реализации проекта.
Есть ли жизнь после смерти?
К сожалению, свой первый и единственный космический полет орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года, а вся программа была закрыта в 1993-м.
Дело в том, что этот проект оказался неподъемным для экономики СССР. По разным сведениям, программа «Энергия» — «Буран» обошлась бюджету в 14 миллиардов рублей (не считая еще 400 миллионов на постройку «Бурана» и сам запуск), что составляло примерно 2 триллиона по курсу 2019 года.
Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с ракетой-носителем «Энергия».
А что же «Мечта»? Единственный Ан-225 продолжает летать. На его счету свыше 200 удачных транспортировок крупногабаритных грузов. Этот воздушный исполин является собственностью авиакомпании «Авиалинии Антонова» и на сегодняшний день считается воздушным транспортным средством № 1 в мире, позволяющим перевозить грузы весом до 250 тонн.
На счету Ан-225 более 200 мировых рекордов. Например, перевозка мощного генератора весом более 180 тонн из Франкфурта в Ереван. В 2010 году этим самолетом был перевезен самый длинный в истории груз — две лопасти ветряка по 42 метра в длину.
Правда, полеты «Мечты» не обходятся по-прежнему без скандалов. При визите в Австралию местные газеты назвали АН-225 «русским самолетом»! Представители украинских властей очень возмутились и потребовали опровергнуть эту информацию. Журналисты пошли им навстречу и исправили название самолета с русского на советский.
Несмотря на то, что «Мрия» построен уже достаточно давно, до сих пор никому не удалось создать аналогичный самолет. На сегодняшний день лишь два воздушных судна могут соперничать с Ан-225. Это A3ХХ-
Существуют и другие варианты использования Ан-225, например в Многоцелевой авиационно-космической системе (МАКС), которая состоит из этого самолета и орбитального космического корабля-ракетоплана.
Важным преимуществом этой системы воздушного старта является отсутствие необходимости в космодроме. МАКС базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для нее средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами.
К преимуществам проекта МАКС можно также отнести большую экологическую чистоту за счет применения менее токсичного топлива в разработанном многорежимном трехкомпонентном двигателе РД-701 керосин (водород + кислород). Но будет ли осуществлен этот проект, покажет только будущее.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: