Не слышен «Рокот»: Россия теряет рынок запусков легких ракет

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Два последних пуска ракет-носителей «Рокот» с токсичными компонентами топлива и украинской системой управления состоятся в ноябре этого год с космодрома Плесецк, после чего эксплуатация ракеты будет завершена.

Ракета-носитель легкого класса «Рокот» была создана в рамках конверсионной программы на базе снимаемой с вооружения межконтинентальной баллистической ракеты РС-18. Первый пуск «Рокота» с космодрома Плесецк состоялся в мае 2000 года. Всего с этой площадки было проведено 30 пусков ракеты, было запущено на орбиту 70 космических аппаратов различного назначения.

В настоящее время более 80 процентов задач в космосе решается без участия человека с помощью совершенных автоматических спутников — радио-, теле-, геодезических, картографических и других. Объем рынка космических услуг, который реализуется этими спутниками, согласно докладу Международного совета по космическому бизнесу, превышает 160 млрд долл.

Доля России на этом рынке в настоящее время составляет всего около 11% и продолжает уменьшаться, хотя наша страна может занять на нем более высокое место. Как считают отечественные эксперты, доля России в этом сегменте к 2025 г может достичь порядка 21%. Что может предложить наша страна? Какие ракеты-носители (РН) смогут выполнить эту задачу?


От «Стилета» к «Рокоту»

Одной из них являлась РН лёгкого класса «Рокот». Она была создана Государственным Космическим научно-производственным центром имени М. В. Хруничева на базе снимаемых с вооружения двухступенчатых баллистических ракет РС-18 «Стилет» (по международной классификации SS-19). Она была предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты.

Высокие технические характеристики ракеты — носителя «Рокот» во многом были обусловлены использованием на ней разгонного блока «Бриз-КМ». Он обеспечивал широкие возможности по выведению космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Аппаратура разгонного способна с высокой точностью проводила необходимую ориентацию космического аппарата, а также обеспечивала его энергетическое снабжение при выведении и в ходе орбитального полёта продолжительностью до 7 час. Специальная система позволяла провести отделение КА от разгонного блока с минимальными возмущениями.

Старт ракеты-носителя осуществляется из шахтного пускового контейнера. Кроме того, предусмотрен вариант старта РН из пускового контейнера, находящегося на наземном стартовом столе. Для надёжного исключения вредного воздействия на окружающую среду остатков компонентов топлива предусмотрена полная их выработка к моменту выключения двигателей.

Технический комплекс РН «Рокот» создан путём реконструирования ряда сооружений, технологического оборудования и транспортных средств комплексов РН Циклон-3 и Космос-3М. Стартовый комплекс РН «Рокот» в максимальной степени использует сооружения и оборудование стартового комплекса РН «Космос-3М».

В технологии подготовки носителя к пуску максимально учтены особенности иностранных КА. Так, сборка космической головной части в составе головного обтекателя, полезного груза (КА) и разгонного блока «Бриз-КМ» осуществляется в специальных «чистых» помещениях технического комплекса в вертикальном положении. Стыковка космической головной части и блока ускорителей осуществляется, непосредственно на стартовом комплексе (пусковой установке). Предусмотрено поддержание требуемого для КА температурно-влажностного режима на всех этапах подготовки к пуску.

© ИТАР-ТАСС/ Андрей Моргунов

Этапы большого пути

Первые три испытательных запуска РН «Рокот» были произведены в начале 1990-х годов из шахтной пусковой установки на космодроме «Байконур». Дальнейшие (с мая 2000 г.) коммерческие запуски РН «Рокот»" производились с космодрома «Плесецк».

Всего, начиная с 2000 г., осуществлено 30 пусков «Рокота». Все коммерческие запуски РН «Рокот» осуществлялись совместным предприятием EURQCKOT (Eurockot Launch Services GmbH), участниками которого являются Государственный Космический центр им. М. В. Хруничева (49%) и европейский авиационный и космический концерн EADS SPACE Transportation (51%).

Кто не летает, тот не падает

8 октября 2005 г с космодрома Плесецк был осуществлён запуск РН «Рокот» с европейским спутником Cryosat. Он был седьмым пуском РН «Рокот» по программе лётных испытаний. Пуск завершился аварией на 308-й секунде полёта. По результатам работы межведомственная комиссия пришла к однозначному выводу о том, что причиной аварии явилась невыдача системой управления предварительной команды на выключение маршевого двигателя второй ступени ракеты-носителя. Межведомственная комиссия выработала рекомендации по предотвращению появления аварийных ситуаций в будущем. Неудивительно, что 28 июля 2006 г. года запуск РН «Рокот» прошел успешно.

Проблемы, проблемы, проблемы…

Однако при реализации программы запусков «Рокота» всплыли определённые проблемы. В частности, только одна нездоровая конкуренция на рынке российских ракет-носителей лёгкого класса приводит к снижению цен на космические услуги. Ведь у России имеется переразмеренный парк таких ракет для вывода спутников на околоземную орбиту, в который входят «Космос», «Волна», «Рокот», «Стрела», «Днепр» и др.

Кроме того, для повышения эффективности проведения запусков в разработку, модернизацию и развитие космических систем необходимо вкладывать большие средства. По сведениям Международного совета по космическому бизнесу, на эти цели во всём мире расходуется более 18 млрд долл.

По утверждению же российских экспертовг финансирование отечественной космонавтики в последние годы было практически в 30 раз меньше, чем в США. Наша страна планирует выделять на развитие национальной космической программы всего 0,8−0,9 млрд долл. в год. Такое финансирование Федеральной космической программы (в лучшем случае) позволит России только не опуститься ниже второго-третьего места среди космических держав.

Для того, чтобы Россия заняла достойное место на рынке космических услуг, необходимо провести реструктуризацию отрасли и к 2025 г. создать три-четыре холдинга, в которые должны войти не менее 60% предприятий космической промышленности. Однако это объединение окажется более эффективным, если в него вошли бы предприятия не только России, но и других стран.

Украинский фактор

А вот с реализацией этой задачи у нашей страны еще 4 года возникли проблемы. Дело в том, что в 2015 году обозначились разногласия с харьковским предприятием «Хартрон» — поставщиком систем управления и математики для разгонных блоков «Бриз-КМ», используемых в составе конверсионных ракет-носителей «Рокот».

Украинские власти запретили поставки в Россию оборудования, которое могло быть использовано в военных программах. Под запрет попало и оборудование для «Рокотов».

Эти ракеты-носители постоянно использовались в России для запусков космических аппаратов в интересах Минобороны. С их помощью выводились спутники связи «Родник» Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил РФ типа новейших секретных экспериментальных аппаратов «Космос», способных совершать манёвры в космосе. Именно их в мире назвали «спутниками-убийцами».

Попали под раздачу и мирные запуски «Рокотов». Поэтому не удивительно, что сегодня Центр Хруничева работает над новой легкой ракетой-носителем «Рокот-2» с российской системой управления.

Свежо предание да верится с трудом

Наверное, надо было порадоваться этим планам, да только, наверное, они не осуществимы. Государственный космический научно-производственный Центр имени М. В. Хруничева, одно из ключевых предприятий российской космической промышленности, планируют ликвидировать! И это не фейк!

Для погашения долгов в размере 84 млрд руб., возникших, в основном, не вине Центра, он планирует продать 80% территории предприятия и построить на ней 1 млн. кв. м жилья! Хотя, как строить его на территории, где в течение многих лет проводили испытания ЖРД на ядовитом топливе, очень непонятно!

На осттавшейся площади будет создан Национальный космический центр (НКЦ), а оставшуюся часть неиспользуемых территорий планируют выделить для создания научно-производственного кластера столицы (технопарки, конгрессно-выставочные и общественно-деловые центры). Ответственными «товарищами» за этот проект президент России В. В. Путин назначил премьера Дмитрия Медведева, главу «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина и мэра Москвы Сергея Собянина.

Строить новый «Москва-сити» в Филях будет «Мосинжпроект», единый оператор программы развития Московского метрополитена и генеральный проектировщик реконструкции вылетных магистралей и развязок. Московская мэрия внесет в уставный капитал «Мосинжпроекта» около 25 млрд руб., а «Роскосмос» — земельный участок.

© ИТАР-ТАСС/ Андрей Моргунов

Новый центр будет построен столичными властями без использования средств «Роскосмоса». Ему будет присвоить статус особой экономической зоны (ОЭЗ), который предполагает освобождение от налога на имущество, землю, транспортного налога (сроком не более 10 лет), налога на добавленную стоимость на ввоз товаров и импортной пошлины. Кроме того, предполагается снижение налога на прибыль с нарастающим итогом (2% до 2028 г.).

Это позволит создать новые рабочие места для молодых специалистов, а также поддержать предприятие, находящееся в затруднительном финансовом положении.

Будет ли реализован этот проект, поднимется ли Хруничев с колен, взлетит еще один «Рокот», пока неясно. Ведь правительство Москвы до сих пор не подало заявку на создание ОЭЗ на территории ГКНПЦ им. Хруничева, а на этот проект необходимо по самым скромным прогнозам 150−170 млрд руб!

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)