Знаменитое научное судно «Витязь» отправили на ремонт
- 02 октября 2019 02:26
- Александр Жирнов, журналист «Ридуса»
Первое научно-исследовательское судно Института океанологии имени Ширшова — знаменитый «Витязь» — отправилось из Калининграда на доковый ремонт в город Светлый. На судоремонтный завод его потянут по реке Преголе четыре буксира.
По данным ТАСС, «Витязь» останется на ремонте в доке до 25 декабря. Работы по его восстановлению обойдутся примерно в 65 миллионов рублей. Судно является филиалом и главным экспонатом калининградского Музея мирового океана. Экспозиции, посвященные истории судоходства и географических открытий, перевезли с корабля в музейные фонды.
История «Витязя» крайне интересна. Корабль построили до войны на немецкой верфи в Бремерхаффене для пассажирских рейсов в Испанию и Португалию. В 1939 году он был спущен на воду и получил имя «Марс». Во время боевых действий судно стало транспортником, затем вывозило беженцев из Кенигсберга. В декабре 1945 года его по репарациям передали Великобритании. Там сменили название корабля на «Империя, вперед».
Однако в мае 1946 года после пересмотра итогов репараций корабль передали торговому флоту Советского Союза. В СССР судно получило третье название — «Экватор». Но и оно прижилось ненадолго.
В том же 1946 году при образовании Института океанологии имени Ширшова «Экватор» выбрали в качестве научно-исследовательские судна для тихоокеанской экспедиции и снова переименовали — в «Адмирал Макаров». Корабль переоборудовали в течении двух лет в Германии и Ленинграде. В 1949 году появилось еще одно имя, на этот раз — окончательное. Его дали в честь двух российских корветов, прославившихся в ходе географических исследований. Как «Витязь» судно окончательно вошло в историю мировой науки.
Под вымпелом Академии наук СССР «Витязь» выполнил 65 научных рейсов в Атлантике, Тихом и Индийском океане, пройдя не менее 800 тысяч морских миль. За 30 лет службы с борта корабля было выполнено 7943 научные станции — точки в мировом океане, для которых выверены глубины, течения, взяты пробы и проведены многие другие исследования. Ученые открыли в ходе этих работ 1176 новых видов морских растений и животных.
Большой вклад «Витязь» и его команда внесли в изучение рельефа дна мирового океана. В 1957 году с борта корабля была измерена максимальная глубина на нашей планете — 11022 метра в Марианской впадине. В 1956 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9600 метров.
Последняя научно-исследовательская экспедиция «Витязя» завершилась в 1979 году. Его планировали поставить на стоянку в Москве к Олимпийским играм 1980 года, но проход по каналам стал бы слишком сложным мероприятием, и от идеи решено было отказаться. В 1992 году корабль передали Музею мирового океана. После двухлетнего ремонта ветеран занял свое место у музейного причала Калининграда.
В честь корабля на карте мира названы подводный хребет и разлом в Индийском океане, а также подводная гора в Тихом. Судно неоднократно изображалось на марках, открытках, значках.
Ранее в материале «Ридуса» было рассказано об экскурсии на самый большой атомный ледокол в мире.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Войти через социальные сети: