Самый большой атомный ледокол в мире: история в деталях

© alexhitrov.livejournal.com

© alexhitrov.livejournal.com

Оказаться на Северном полюсе — это мечта многих путешественников, в том числе и наша. Пока команде PrimDiscovery удалось только добраться до Заполярья — в октябре мы летали в Мурманск. Целью поездки было осветить работу Северо-Западного Центра по обращению с радиоактивными отходами, посмотреть на Северное сияние и приятно провести время в пресс-туре. Мы и не думали, что организаторы сделают нам такой большой подарок — экскурсии на Росатомфлот, ледоколы «50 лет Победы» и «Ленин». 

Настало время делиться впечатлениями!


Начнем с главного. Большое впечатление на команду PrimDiscovery оказала прогулка по самому большому в мире атомному ледоколу — «50 лет Победы». Именно он доставляет желающих на Северный полюс нашей замечательной планеты.

Хотя это, конечно, не основная его функция — как и другие атомные ледоколы, его используют для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути (Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив).

Всего в мире сейчас действуют пять судов с ядерной силовой установкой, все они принадлежат России и базируются в Мурманске: ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач» и контейнеровоз «Севморпуть». Только два атомных ледокола доставят вас на Северный полюс (и вернут обратно) — это «50 лет Победы» и «Ямал». 

Есть другие варианты туда сгонять, но этот невероятно хорош и притягателен, не так ли?

© alexhitrov. livejournal.com

Особенно, когда прогуляешься по коридорам самого большого атомного ледокола в мире, заглянешь в его каюты и посмотришь за горизонт с капитанского мостика. 

Если учесть, что в это время сам капитан проводил нам экскурсию и рассказывал о бескрайних далях северных морей, мощнейших агрегатах внутреннего устройства судна и программе тура на тот самый полюс, то даже немного странно, что мы до сих пор не продали всё своё имущество, чтобы присоединиться к их знаменитой экспедиции.

© alexhitrov. livejournal.com

Не имеете понятия, сколько стоит тур на Северный полюс? Держитесь крепче, сейчас будет штормить. Минимальная стоимость путешествия — 23 тысячи долларов (это уже со скидкой 3000, будто вы бронировали заранее), максимальная стоимость при размещении в самой роскошной каюте — 46 тысяч долларов. Туристов размещают по двое, так что если пожелаете проживать один — милости просим оплатить второй билет. Не мы просим, турфирмы, конечно.

Справка. Атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс с 1989 года. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». Путешествие длится примерно две недели.

© alexhitrov. livejournal.com

Кстати, капитан и члены экипажа денег туристов тоже не видят. Они делают свою работу, а только часть судна во время пути находится во владении туроператоров.

 — Во время путешествия на атомном ледоколе к Северному полюсу находится 100−120 туристов, — рассказывает Дмитрий Лобусов, капитан а/л «50 лет Победы». — Плюс еще члены экипажа. Всего на судне в это время насчитывается порядка 300 человек. За сезон мы совершаем пять круизов.

Дмитрий Викторович показал нам и помещения, где размещаются и отдыхают покорители Северного полюса, и рабочие «кабинеты». Мы долго ходили по узким коридорам и крутым лестницам, наблюдали за работой моряков, фотографировали всё, что видели.

© alexhitrov. livejournal.com

Снимать разрешили не везде. Были и секретные помещения, где как раз и наблюдалось большинство сотрудников. Они сидели в компьютерах, обставленные панелями с кнопками, важными чертежами и документами. На стене висел список работников, из которого я узнала, что самому молодому из них — 32 года.

Перед экскурсией на «50 лет Победы» нам показывали примерно такие же комнаты с множеством кнопок, рычагов и экранов. Это был тренажерных центр Росатомфлота. Как люди, далекие от управления атомными ледоколами, мы немножко не поняли ничего, когда нам рассказывали и показывали, что там делают будущие капитаны. Но это было весьма интересно и захватывающе, спасибо специалистам этой компании, попытавшимся донести гуманитариям основные моменты. Это Геннадий Чурило, главный метролог — начальник отдела КИПиА (Контрольно-измерительные приборы и автоматизация), и Валерий Горбачев — ведущий специалист того же отдела. Не исключено, что другие участники нашей группы что-то поняли, это запросто.

© alexhitrov. livejournal.com

Вообще, Росатомфлот принял нас радушно — все рассказали и показали. Олег Дарбинян, и. о. главного инженера, директор по технической эксплуатации флота, провел для нас презентацию в конференц-зале — рассказал о действующих ледоколах, поделился планами на будущее. В скором времени завершится строительство трех суперсовременных атомных ледоколов класса 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Они станут не только самыми большими в мире, но и самыми мощными. Два из них уже спущены на воду, идут монтажные работы и внутренняя отделка, третий спустят в 2019 году.

© alexhitrov. livejournal.com

Справка. Ресурс двухреакторной атомной силовой установки позволяет обходиться без дозаправки ядерным топливом в течение нескольких лет. Мощность судов даёт возможность работать во льдах толщиной до 2,8 метров. Срок службы каждого ледокола — не менее 40 лет. Осадка груженого ледокола составляет 10,5 метров, минимальная рабочая осадка — около восьми метров. Длина ледокола «Арктика» составляет 173,3 метра.

© alexhitrov. livejournal.com

Перспективы впечатляют, хотя современного человека удивить все сложнее. А представьте, каково было разработчикам атомного ледокола «Ленин»? Тогда, в 1950-х, это был настоящий прорыв — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой и первое гражданское атомное судно.

Экскурсию по нему нашей группе провел Валерий Бубнов, историк атомного флота. У нас не было много времени, но Валерий Михайлович успел многое рассказать о буднях этого судна, о его высокопоставленных и знаменитых гостях. В судовом журнале можно увидеть автографы Юрия Гагарина, Александры Пахмутовой (на «Ленине» она впервые исполнила ставшую впоследствии хитом песню «Уставшая подлодка»), Фиделя Кастро, Ричарда Никсона и многих других.

Мы прошли по коридорам ледокола, заглянули на капитанский мостик и в каюту капитана, побывали в штабе радистов и в аппаратных, осмотрели сохранившийся медпункт. На ледоколе много залов, где представлены разные экспозиции. Этот корабль-музей входит в число лучших музеев России.

© alexhitrov. livejournal.com

В следующий раз мы расскажем о главных чудесах Заполярья. Догадываетесь, каких?

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)