Су-33: наш ответ «обитателям» американских авианосцев

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

30 лет, назад летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые выполнил на истребителе Су-27К (впоследствии получившем название Су-33) посадку на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Палубный истребитель Су-33 разработки ОКБ им. П. О.Сухого (по классификации НАТО — Flanker, в переводе означающий дословно «заходящий с фланга») относится к четвертому поколению истребителей. Он предназначен для уничтожения самолетов противника как самостоятельно, так и при поддержке корабельных авианосных групп, при решении задач противовоздушной и противоракетной обороны.


Су-33 был создан на базе многоцелевого истребителя Су-27. Он является первым в мире серийным самолетом, выполненным по схеме «триплан», сочетающей нормальное горизонтальное оперение с передним горизонтальным оперением (ПГО).

Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися, что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. По сравнению с базовым Су-27 усилен фюзеляж и шасси, носовая стойка имеет два колеса, проведена ряд доработок по «оморячиванию» самолета. В хвостовой части имеется тормозной гак с механизмами его выпуска и стопорения.

Все работы по Су-27К возглавлял Генеральный конструктор М. П.Симонов, а его заместителем был М. А. Погосян, под чьим непосредственным руководством осуществлялся выпуск всей технической документации по корабельному истребителю.

Первый, но не последний

© wikipedia.org

До этого в составе ВМФ страны не было ни летательных аппаратов подобного типа, ни кораблей, способных их принимать. А на вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира тогда уже находилось более двух десятков авианосцев.

США в то время располагали 16 кораблями (в т. ч. шестью атомными), каждый из которых имел на борту по 70−80 летательных аппаратов — штурмовиков А-6Е и А-7Е, истребителей-штурмовиков F/A-18, истребителей F-14, противолодочных самолетов S-3 и самолетов радиолокационного дозора и наведения Е-2С, взлетавших с палубы при помощи паровых катапульт, а также вертолетов различного назначения.

Поэтому не удивительно, что в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143−5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане.

Для него понадобились палубные истребители. Ими стали Су-27К и МиГ-29К. Именно в их обостренной конкуренции проходили испытания этих самолетов.

Вот что сказал генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов на одном брифинге за рубежом:

 — Американцы считают, что мы сделали в своё время Су-24, конкурируя с «Дженерал Дайнэмикс» и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес американскому A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда: оказывается, мы конкурировали с американским F-15!

Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в «ОКБ Сухого» с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора МиГа Р. А.Белякова…"

Испытания этих самолетов проходили не всегда благополучно, и не только с потерей истребителей, но и гибелью летчиков.

Всего с момента первого полёта Су-33 произошло 8 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

Испытания продолжаются

© wikipedia.org

Несмотря на аварии и катастрофы, испытания продолжились. Для отработки авиационно-технических средств обеспечения взлета и посадки палубных самолетов (катапульты, аэрофинишера, аварийного барьера, оптических и радиотехнических систем посадки), изучения специфики корабельного базирования самолетов, а также тренировок будущих летчиков палубной авиации в Крыму, вблизи г. Саки, на аэродроме Новофедоровка, решено было построить Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс (НИУТК), позднее получивший название «Нитка» (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный).

В его состав вошли разгонное устройство (аналог катапульты) и блоки тросового и цепного аэрофипишеров. Затем комплекс был оборудован трамплином. Старт с трамплина имел даже ряд преимуществ перед традиционным для западных авианосцев катапультным способом взлета.

При взлете с носового трамплина скорость отрыва самолета не превышает 180−200 км/ч при длине разбега 100−180 м, поэтому летчик испытывает небольшие продольные перегрузки и полностью контролирует ситуацию. С другой стороны, старт с трамплина, происходящий при относительно невысоких скоростях поступательного движения, диктует более строгие требования к тяговооруженности летательного аппарата, характеристикам его устойчивости и управляемости.

В пользу трамплина свидетельствовал и один из неустранимых недостатков катапульты, проявляющийся в зимнее время. Дело в том, что вследствие неизбежного травления пара из ствола разгонного трека катапульты, могут образовываться наледи, приводящие к заклиниванию поршня и, соответственно, к отказу всего устройства.

Отработка трамплинного способа взлета истребителей началась на комплексе «Нитка» летом 1982 г. Первый взлет с трамплина осуществил 21 августа летчик-испытатель ММЗ им. А. И.Микояна А. Г. Фастовец на МиГ-29. Спустя неделю, 28 августа, с трамплина стартовал и Т-103, управляемый Н. Ф.Садовниковым. Всего в ходе первого этапа испытаний на комплексе «Нитка», продолжавшегося до 17 сентября 1982 г., было выполнено 27 взлетов, в т. ч. 17-е трамплина.

Результаты первого этапа испытаний на комплексе «Нитка» заставили существенно скорректировать профилировку взлетного трамплина — теперь его поверхность образовывала кривая третьего порядка, а не дуга цилиндра.

Проведенные в 1982—1983 гг. испытания на комплексе «Нитка» подтвердили принципиальную возможность создания серийных корабельных истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В результате, 18 апреля 1984 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, задававшее МЗ им. П. О.Сухого разработку на базе самолета Су-27 корабельного истребителя противовоздушной оборони Су-27К Этим же документом ММЗ им. А. И.Микоянa поручалось создание многоцелевого корабельного истребителя МиГ-29К, который мог бы использоваться и для нанесения ударов по надводным и береговым целям.

Кто не летает, тот не падает

© wikipedia.org

Испытания на «Нике» также не обошлись без ЧП. 11 ноября 1984 г. при выполнении полета на полигоне ГК НИИ ВВС в Ахтубинске, из-за разрушения трубопровода гидросистемы управления рулями направления летчику Н. Ф.Садовникову пришлось катапультироваться; самолет упал на землю и разрушился. Катапультирование произошло на высоте 1000 м из перевернутого положения, но летчик благополучно опустился на землю и смог продолжить полеты.

Затем 20 января 1987 г. другой истребитель, оборудованный к этому времени передним горизонтальным оперением (ПГО), потерпел аварию, пилотировавший его летчик-испытатель ГК НИИ ВВС А. Пучков катапультировался

28 сентября 1988 г., очередной самолет потерпел аварию. Вот как описывал случившееся пилотировавший Т-10К-1 летчик-испытатель Н. Ф.Садовников:

 — При выполнении очередного испытательного полета у меня произошло чрезвычайное происшествие, которое, к сожалению, закончилось потерей самолета. На высоте 2000 м и скорости 1270 км/ч на табло внезапно возник сигнал о падении давления сначала в одной гидросистеме, а через несколько мгновений и в другой. Самолет стал неуправляем. Пришлось его покинуть… По выводам аварийной комиссии были проведены доработки в гидросистеме, и подобных случаев больше не было.

Тот полет стал последним в летной биографии выдающегося летчика-испытателя, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, мирового рекордсмена Николая Федоровича Садовникова. При катапультировании он получил травму позвоночника и не смог вернуться к испытательной работе. Несколько лет после этого он проработал в ОКБ Сухого на «нелетных» должностях, однако последствия полученной травмы оказались крайне тяжелыми и вскоре он умер.

Интенсивные полеты на «Нитке» продолжались до декабря 1991 г., после чего эксплуатация уникального комплекса, оказавшегося на территории независимой Украины, надолго приостановилась. Лишь в середине 90-х гг. была достигнута договоренность между правительствами России и Украины о совместной эксплуатации комплекса, и в течение месяца на «Нитке» прошла тренировку лидерная группа летчиков корабельного истребительного авиаполка Северного флота.

Испытания на корабле

© wikipedia.org

1 ноября 1989 г. была выполнена первая в истории отечественной авиации и Военно-морского флота посадка самолета обычного типа на корабль. Ее совершил Пугачев.

Полтора часа спустя «приземлил» на палубу свой МиГ-29К и летчик-испытатель ММЗ им. Л. И.Микояна Т. О.Аубакиров.

В тот же день он произвел на своем самолете первый взлет с трамплина «Тбилиси», после чего на палубу ТАВКР совершил посадку учебно-тренировочный Су-25УТГ, пилотируемый летчиками-испытателями ОКБ Сухого и ЛИИ И. В.Вотинцевым и А. В.Крутовым. На следующее утро Су-25УТГ впервые стартовал с трамплина.

Всего за время летно-конструкторских испытаний было произведено 227 полетов и 35 посадок на корабль, из них 20 — на Су-27К. Заводские ходовые испытания ТАВКР на Черном море были начаты 24 мая 1990 г. и продолжались до сентября. 25 декабря 1990 г. новый авианесущий крейсер был официально включен в состав ВМФ и получил новое название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Спустя год, в декабре 1991-го, миновав Босфор, Дарданеллы и Гибралтар, корабль перешел через воды Атлантики и Северного Ледовитого океана в Североморск — базу Северного Флота ВМФ России. К этому времени на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре уже были выпущены первые серийные корабельные истребители Су-27К, получившие после исторической посадки на палубу 1 ноября 1989 г. новое наименование Су-33.

По своим характеристикам в настоящее время Су-33 превосходит основной палубный истребитель ВМС США Макдоннелл-Дуглас F/A-18C/D «Хорнет» практически по всем основным ЛТХ, а также по возможностям бортового комплекса вооружения при ведении борьбы с воздушными целями. Палубный истребитель Грумман F-14D «Томкэт», значительно уступает Су-33 по маневренным и разгонным характеристикам.

К сожалению, в связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей, 22 из которых сегодня эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)