Высшее образование становится все менее качественным и доступным

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Конкурс на бюджетные отделения российских вузов с каждым годом становится все выше, при этом поступление даже на платные отделения не гарантирует успеха получения студенческого билета.

Таковы данные мониторинга за уходящий год, проведенного в НИУ ВШЭ.


Самый высокий приток абитуриентов в 2018 году был на социально-экономические и гуманитарные направления. На аграрных и естественно-научных направлениях доля платного приема оказалась намного ниже.

Благодаря серьезной «прополке» вузов, которую в последние годы провело Минобрнауки, качество образования в негосударственных вузах приблизилось к таковому в вузах государственных. Соответственно, возросли и требования к абитуриентам.

Однако качество школьной подготовки за то же время нисколько не улучшилось, чтобы не сказать обратное. Факт качественной примитивизации школьного образования признаётся практически всеми работниками этой сферы (кроме разве что совсем уж упертых), но практически нет реальных, готовых к употреблению предложений, как развернуть эту дегенерацию вспять.

Соответственно, увеличивается «размах ножниц» между требованиями вузов к абитуриентам и уровнем знаний поступающих, необходимый, чтобы набрать проходной балл.

В этом приходится винить не только самих абитуриентов, которые знают, что недостаток знаний они могут компенсировать бездонным кошельком, но и систему довузовского образования, где вместо астрономии преподают основы религиозных догматов (вопреки статье 14 Конституции РФ, декларирующей Россию светским государством).

Исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов России Динара Асадуллина ранее открыла «Ридусу» «производственный секрет» — абитуриенты, поступающие в негосударственные вузы, куратором которых она является, это не совсем те же самые студенты, которые поступают в вузы государственные.

Каждый конкретный вуз сам себе создает тут или иную репутацию и, соответственно, конкурс. Например, в Тюмени конкурс в некоторые вузы стабильно растет несмотря на снижение абсолютного числа поступающих. Негосударственные вузы «подбирают» ту часть желающих получить дипломы о высшем образовании, которая по понятным причинам не смогла конкурировать за бюджетные (или даже за платные) места в вузах государственной системы высшего образования, — сказала она.

Проблема заключается также и в заметной оторванности учебных программ вузов от запросов рынка труда в современной России, сказал ранее «Ридусу» руководитель проекта JobFair.ru Денис Чернышев.

Некачественная экономика не дает стимулов для получения качественного образования, а некачественное образование не снабжает экономику кадрами, необходимыми для развития передовых отраслей. На рынок труда России вышло потерянное поколение. И если руководство страны не откажется от политики консервации, не допустит свободной конкуренции — те школьники, которые сейчас учатся в 3-м классе, имеют все шансы стать — как раз к 2025 году — вторым потерянным поколением подряд, — прогнозирует он.

Год назад глава Сбербанка Герман Греф ошарашил всех заявлением, что России не нужны математики точно так же, как ей не нужны экономисты и юристы. «Век айтишников закончился», — предрек тогда он.

Отсюда всего полшага до вывода: зачем обучать сотни тысяч специалистов, которые заведомо не найдут себе применения в этом укладе?

Сейчас само понятие вступительного конкурса стало ныне очень размытым, потому что схема приема в вузы стала очень сложной, говорит бывший ректор МПГУ академик Алексей Семенов.

На некоторые факультеты мало иметь высокий балл по ЕГЭ; пропуском туда служат хорошие показатели на олимпиадах, и олимпиадники заполняют все бюджетные места. Но в среднем по стране, конечно, мы получаем более слабый уровень подготовки бакалавров — просто потому, что «на входе» мы имеем менее подготовленных первокурсников, — сказал он «Ридусу».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (3)

  • Small 2b827aa9f8
    fenix-girl29 декабря 2018, 08:35

    А почему высшее образование должно стать общим? Когда балбес поступает в вуз на учебу, то и специалист из него получится такой же. Пойдете вы лечиться к плохому врачу? Или пригласите строить дом хренового прораба? Первому максимум - судна мыть, второму - кирпичи подносить. Что касается школы, то очередной парадокс: программа одна, учителя одни, а из одного класса выходят умничка и недоросль. Может, не в системе дело, а в личном стимуле, в личных планах. А то тут читаешь некоторых "специалистов" - элементарные ошибки в словах. Смотришь опросы на улице - не знают истории своей страны, отсутствуют элементарные знания из школьной программы. Но - орлы! Все с восторгом ругают правительство, все требуют престижную, высокооплачиваемую работу, все разбираются в экономике, политике и пр.

  • Small e978eaf7ff
    viktor B29 декабря 2018, 15:30

    \ Но в среднем по стране, конечно, мы получаем более слабый уровень подготовки бакалавров — просто потому, что «на входе» мы имеем менее подготовленных первокурсников, \
    Нет, не "просто потому"! Как работник сферы высшего образования утверждаю, что качество самого высшего образования стремительно падает! Старшее поколение преподавателей уходит. На смену приходят люди далеко не всегда компетентные в своей области. Мой отец учился у академиков, я у профессоров и кандидатов наук. Нынешние преподаватели часто имеют только высшее образование. И не всегда профильное! Да и нынешний кандидат наук уже не тот, который был 20- 30 лет назад. Оно и понятно- в этом вопросе начали действовать товарно- денежные отношения. Может быть в столичных ВУЗах это не так заметно, но в целом... Увы...!