+16
Сохранить Сохранено 7
×

Почему школы плодят все больше «идиотов»


Почему школы плодят все больше «идиотов»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Определение, которое вице-спикер Госдумы Петр Толстой накануне Дня знаний дал реформам системы народного образования, может выглядеть неполиткорректным, однако по сути депутат не так далек от истины.

Потомок великого писателя назвал реформы, которые способствовали созданию современной системы школьного образования, «идиотскими».

Поводом для такой нелестной оценки послужило нападение группы гопников в Петербурге на прохожих, однако этот инцидент далеко не первый (и, можно быть уверенным, не последний), который напрямую связан с системным кризисом российского образования: организационным, кадровым, идеологическим.

Школа — зеркало души

Правда, Петр Толстой ограничился лишь констатацией факта такого кризиса, но не дал никаких рецептов, как из него выйти.

Народное образование в России — традиционно поле непрерывной битвы между консервативной школьной системой, которая требует от учителей и учеников соответствия установленным регламентам, и отдельными прогрессивно мыслящими и «пассионарными» учителями, к которым родители пытаются устроить детей всеми правдами и неправдами.

И это не случайно: потому что факт качественной примитивизации школьного образования признаётся практически всеми работниками этой сферы (кроме разве что совсем уж упертых), но практически нет реальных, готовых к употреблению предложений, как развернуть эту дегенерацию вспять.

Потому что школа — это зеркало всего общества, и нереально ожидать, что ГБОУ превратятся в островки света в темном царстве, где очереди к мощам святых выстраиваются на километры длиннее, чем в научные музеи.

Не считать же всерьез такими предложениями рекомендации Минобразования выявлять детей, склонных к агрессивному поведению, еще до того, как эта склонность выльется в какие-то реальные деструктивные поступки. Ведь сама школьная система поощряет серость и одинаковость — как среди учителей, так и среди учеников, а яркие, самобытные, выбивающиеся из общей массы педагоги и дети просто не находят поддержки.

Мальчик залез в механический пресс

Директор школы для одаренных детей «Летово» Михаил Мокринский ранее рассказывал «Ридусу», какой жесткий отбор проходят не только подростки, но и учителя, которых приглашают в его школу:

Основная проблема сегодняшней системы образования не в том, что школьников учат слишком много, а в том, что учебное время используется малоэффективно. Учебные технологии — времязатратные. Если в классе знания в ребенка не впрессовывают механически, а ведут с ним диалог, то школьник не будет ощущать себя перегруженным, а это первое условие, чтобы дети не воспринимали школу как повинность. А у учителя появится реалистичная нагрузка, которую он может выполнить не на бумаге, а в реальности.

Случаи, подобные происшествиям в Таврическом саду, говорят о том, что конкретные подростки в какой-то момент выпали из поля зрения взрослых, полагает педагог Татьяна Редина.

Как правило, такие эксцессы говорят о том, что мальчики пытаются привлечь к себе внимание окружающих. Если бы на эти попытки, пока они не достигли крайнего проявления, обратили внимание взрослые (или хотя бы сверстники, и сообщили взрослым), таких инцидентов бы не было, — сказала она «Ридусу».

Почему попытки подростков привлечь к себе внимание оказались тщетными, могут быть разные причины. Либо виной тому психологический кризис, который пришелся на каникулы, когда учителей рядом не было по определению, а родители, вероятно, слишком были заняты своими проблемами. Либо в семье этих школьников вообще не очень интересуются их жизнью — там, по обиходному выражению, «дети растут, как трава».

Тупой, еще тупее

Впрочем, школьное образование переживает кризис не только в России, следует из опубликованного в октябре 2017 года докладе Всемирного банка «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать».

«Ходить в школу — не значит учиться», — афористично заявляют авторы доклада.

Это значит, что школы выпускают людей, в принципе не способных к обучению, делает вывод ВБ. (А как иначе, если вместо того, чтобы читать книги, подросток сутками напролет играет в Counterstrike?)

Качество школьного образования во всем мире действительно вызывает опасения за будущее человечества, говорит академик Российской академии образования Михаил Рыжаков.

Вы помните такого персонажа — представителя Госдепа США Псаки? Это же был смех сквозь слезы, когда она искала подлодки у берегов Белоруссии. А ведь она на эту должность не прямо из школы попала, у нее наверняка еще какой-то университет в резюме присутствует! Если во всех Штатах не нашлось более грамотного претендента на роль лица страны, то о каком качестве обучения там можно вообще говорить, — сказал он «Ридусу».

Однако качество образования (или отсутствие такового) проявляется, естественно, и не на столь высоком уровне, а в виде так называемой функциональной безграмотности: человек более-менее уверенно выполняет известные ему задачи, но его ставит в полный тупик ситуация, когда надо сделать что-либо, о чем у него нет инструкции.

Иными словами, подавляющее большинство людей в любой стране мира не обучены самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно, подчеркивает Рыжаков.

Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли, наоборот, ввести «галочную» систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы, — говорит он.

А вот лауреат конкурса «Учитель года Москвы — 2014» в корне не согласен с Толстым и называет российскую систему образования одной из лучших в мире.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+16

 

   

Комментарии (0)