Константин Рыков

Медиа-продюсер, основатель ряда сетевых СМИ

Генеральный продюсер проекта MediaFilter

Все статьи автора
автор

«Эффект стула» и феномен Ольги Бузовой

11114184

Часто стал встречать в ленте посты примерно такого содержания: «Не понимаю феномен Ольги Бузовой, почему она так популярна?»

На самом деле разгадка совсем не сложная. Это всего лишь «Эффект стула».

В конце девяностых годов прошлого века в Голландии на одном из телеканалов решили устроить экспериментальное реалити-шоу. Каждый час в эфире (на одну минуту) включали прямую трансляцию из пустой комнаты, в которой стоял деревянный стул.

Стул был самый обычный. Он не умел петь или танцевать. У него не было никаких дизайнерских фишек. Такой стул мог найтись практически в каждом доме.

Зрители удивлялись, а зачем нам это показывают? В местной прессе даже вышло несколько статей о самом бессмысленном шоу в мире. Зрители и телекритики хихикали и подсмеивались, а некоторые наблюдатели даже откровенно издевались над создателями проекта.

В чём фишка?

Но через неделю стул повернулся немного влево. Те, кто заметили, задались следующим вопросом: «Зачем это было сделано?»

Некоторые особо впечатлительные люди даже потребовали вернуть расположение стула обратно. Началась оживлённая дискуссия.

Никто ничего не понимал, но у каждого уже сложилось своё представление о том, как должен правильно стоять стул. Прямо или немного влево.

Ещё через неделю стул резко повернулся на 180 градусов. И тут случилась настоящая истерика. К обсуждению того, как должен стоять стул, подключились даже информационные программы других каналов.

Прошла ещё неделя, и стул начал менять своё положение каждые сутки, а ещё через неделю — каждый час прямого эфира. Аудиторию реалити-шоу разрывало на части от любопытства. 

Зрители гадали и делали ставки, пытались предсказать следующую позицию. У стула появились свои фан-клубы и хейтеры. Вся Голландия обсуждала стул. Стул, стул и только стул. 

Дальше стало ещё интереснее. Что именно, я рассказывать не буду, гугл в помощь. 

К феномену Бузовой это уже отношения не имеет. Так вот… 

Любой объект, погружённый в медиапространство, даже самый бессмысленный, способен накапливать информационную энергию. Важна только частота или периодичность его трансляций и упоминаний. 

Объекту всего лишь нужно крутиться на одном месте, время от времени меняя градус своего расположения. Если мы часто на что-то смотрим (читаем/слушаем), то это автоматически пробуждает в нас бессознательный интерес и приковывает наше внимание. 

Как у собачек Павлова при виде еды выделяются слюни, у современного потребителя медиа в голове появляются «мозговые слизни» с большими присосками. Это не Оля Бузова плохая или хорошая. Глупая или гениальная. Это мы с вами так устроены.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (11)

  • Small 4b79a851aa
    Грибы с Альфа Центавра 35200+ / 7-ая экспедицыя.05 июня, 15:07

    Посмотрели на лицо автора и оно вызвало у Нас доверие.
    Стали читать статью.
    И что вы думаете?
    Мы согласны с каждым словом автора. Сначала и до конца.
    С такими авторами Нам по пути на извилистых дорогах инфопространства.
    У Нас с Ним компасы для хождения в инфопространстве одинаковые. И Мы с Ним одинаково различаем, где в инфопространстве верх, а где низ.
    Таких людей всегда желательно почаще видеть и слышать.
    Истинно Вам говорим.
    .
    Грибы.

  • Small 4b79a851aa
  • Small 4b79a851aa
    Грибы с Альфа Центавра 35200+ / 7-ая экспедицыя.05 июня, 15:19

    *Эффект стула* - не совсем удачное терминологическое обозначение явления.
    Ибо вступает в противоречие с общепризнанной многовековой народной мудростью относительно *стула*, а именно: КАКОЙ СТОЛ, ТАКОЙ СТУЛ.
    Ну вы поняли.
    Негигиеничный заголовок.
    Зато содержание статьи - супер!
    .
    Грибы.

  • Small 2868d49764
    Юный слесарь05 июня, 19:38

    Эффект стада.

  • Small c62c401f95
    Александр Калмыков06 июня, 12:05

    Видимо расчёт был на то, что все побегут гуглить про стул?

  • Small 8eb790376e
    Abstinent08 июня, 18:13

    Гражданин Воробьев. Уймите свое служебное рвение. Я в своем комментарии никоим образом не оскорбил автора статьи. Я лишь сказал четко и однозначно, что каждый человек имеет право делать масштабные заявления только лично от себя, а никак от всей нации. Это безнравственно и непристойно. Где же тут оскорбление, уважаемый модератор? Объясните хоть раз внятно, понятно, разумно. В противном случае я буду вынужден публично объявить Вас лицемером и ханжой.

  • Small f00cd12528
    maclen0k10 июня, 04:40

    я даже видел этого "стула". его с утра до вечера по ящику крутят.

Девушки, помните, кто слишком часто отвергает приличных мужчин, может закончить не с котом, а в овраге.

Думала сегодня про привилегии и про то, как их чекать.

Варшавская полиция поддержала марш националистов и избила антифашистов? Именно с такими заголовками вышли многие СМИ, причем, и в Польше, и в России.

Несколько слов о критике и патриотизме.

Отсюда берутся вся метафорика митинга, эти единороги и прочее.

Один из основных бичей российской креативной индустрии — экспаты.

Несмышлёные школьники с лёгкостью бросаются этим словом, а домохозяйки вздыхают со знанием дела: «Эх, дескать, опять санкции объявили, того и жди, тарифы вырастут».

Самый главный труд по шиваизму написал Василий Шукшин.

Дело это в целом далеко от простоты и ясности. Мы явно знаем не всё.

Что хорошо умеют журналисты некоторых независимых изданий на информационном безрыбье, так это выдергивать отдельные фразы из контекста и выдавать сенсационные заголовки на пустом месте.

Небольшая кучка людей пытается убедить нас в том, что Россия нехристианская и не православная страна. Что, мягко говоря, не так.

YouTube по запросу «почему я вернулся в Россию» выдает огромное количество роликов, число которых, по-моему, ежедневно растет.

Герой многочисленных анекдотов, поручик Ржевский, вполне реальный персонаж.

Великий художник не смог терпеть унижения от французских вертухаев Искусство опять взывает о помощи или хотя бы сострадании из французских казематов: Петра Павленского посадили в карцер.

Чужой печальный опыт заставляет задуматься о бренности жизни, хорошем адвокате и перегибах на местах

Посмотрел давеча фильм «Право на измену» (Permission) — идеальная иллюстрация Окна Овертона.

Какая только отъявленная сволочь не пытается оседлать волну пенсионной темы, чтобы сделать себе хоть какое-то имя и возглавить протестное движение.