+1
Сохранить Сохранено 7
×

Кино: Ричард Гир сыграл на удивление честного политика


Кино: Ричард Гир сыграл на удивление честного политика

«Ужин» (The Dinner)

США, реж. Орен Муверман, в ролях: Стив Куган, Ричард Гир, Лора Линни, Ребекка Холл, Хлоя Севиньи, Майкл Чернус.

Сайт фильма

В ресторане встречаются две пары: братья Ломаны и их жёны. «Сегодня поговорим. Выскажем всё, что накопилось», — настраивается старший брат. «За то, чтобы пережить этот ужин», — поднимает тост младший.

Трейлер фильма «Ужин»

«Ужин» — пример того, как можно загубить важную остросоциальную тему, которая вполне бы могла стать основой для большой общественной дискуссии.

По формату своему — это разговорное кино для четырёх неплохих артистов. Тот род фильма, который легче всего представить в виде театрального спектакля: звёзды на сцене говорят и рассуждают, зрители в зале делают выводы.

Но режиссёру скучно снимать квартет за столом, и потому он старательно работает над сменой локаций. То заставляет героев поменять столик, то выгоняет их на улицу, то даёт одному минутку посидеть на лестнице, то выводит другого поговорить по телефону… При этом он не даёт никому ни толком поесть, ни нормально поговорить; ему есть дело до всего, кроме самого ужина.

Кадр из фильма «Ужин»

Так проходят главы «Аперитив», «Основное блюдо», «Сыры»… Метрдотель детально объясняет всё про блюда, одна из героинь дежурно восхищается («Еда как искусство»), брат-зануда реагирует на цену бутылки шампанского («Это аморально. Это акт агрессии»), бла-бла-бла — и так час, а то и все полтора экранного времени.

В театре хотя бы актёры живые. Заскучав, их можно просто рассматривать в бинокль, отмечая про себя: «Да, этот уже постарел… А у этой какие морщинки!..» В кино остаётся либо уходить, либо сидеть, в недоумении ожидая развязки.

Впрочем, мы знакомимся за это время с героями — настолько подробно, насколько, быть может, нам и не стоило бы их знать. Так, герой Стива Кугана — слегка безумный (но считающий идиотами всех вокруг) учитель истории, повёрнутый на теме Гражданской войны; его идеальный урок проходит в пустой аудитории. Ричард Гир играет конгрессмена, баллотирующегося в губернаторы; сейчас он проталкивает какой-то законопроект насчёт здравоохранения. Лора Линни больна, Ребекка Холл хочет своих детей (а не сыновей от первого мужниного брака), но обе — ни на что не жалуются…

Кадр из фильма «Ужин»

Всё самое важное — вернее, то единственное, ради чего эту весьма несовершенную картину имело бы смысл посмотреть — начинается уже после ужина, даже после десерта. Вот только тут срываются маски, обнажаются истинные лица: приветливая домохозяйка оборачивается злодейкой, тихий безумец — потенциальным убийцей, тогда как неприятный политик — неожиданно честным и порядочным человеком. Финальная беседа и делает этот фильм фильмом — заставляя, наконец, заскучавший зал встрепенуться и разогнать полудрёму.

Честнее было бы умолчать о сути состоявшегося всё-таки между героями разговора, но беда в том, что без этого — без этой соли — сам «Ужин» несъедобен, а обсуждение его бессмысленно.

Кадр из фильма «Ужин»

Параллельно встрече взрослых нам то и дело показывают трёх подростков, возвращающихся домой с разгульной вечеринки. Постепенно выясняется, что на своём пути они натолкнулись на вонючую бомжиху, начали над ней издеваться, заваливать мусором, кидать на неё зажжённые спички. Несчастная в результате погибла. Видео пожара слили в Сеть, лиц на нём не видно — и только родители знают, кто именно это сделал.

Вот то, ради чего делалась эта картина — основанная на романе Германа Коха, который, к слову сказать, уже имеет две экранизации: голландскую (тоже «Ужин») и итальянскую («Наши мальчики»). Вот где ставится главный вопрос этого произведения: что теперь делать?..

На одной чаше весов — естественное материнское стремление защитить родимую кровь: «Они хорошие дети, просто сбились с верного пути». Здесь же — забота о собственном будущем, которому повредит запятнанная репутация: «Ты превращаешь чужую трагедию в нашу».

С другой стороны, разве не лучший способ воспитать Гражданина, с малолетства заставив его уважать чужую Жизнь и подчиняться Закону? «Что с ним станет, если это сойдёт ему с рук?» — вот что обеспечивает поставленной дилемме статус неразрешимой.

Кадр из фильма «Ужин»

Именно здесь «Ужин» становится необыкновенно важным и до боли актуальным фильмом. К тому же универсальным: от ситуаций, подобных этой, не застрахована, наверное, ни одна страна. И не надо далеко ходить за примерами: слишком часто в нашу новостную повестку попадают истории, в которых главные роли — у малолетних правонарушителей. Не секрет, что в зависимости от того, из каких они семей, отношение к ним в системе российского правосудия разное. Не придётся долго вспоминать: представители золотой молодёжи всегда находят чем «удивить». Как в таких случаях поступают их отцы?..

«Нет пути, который просто верен или не верен», — говорит фильм словами одного из персонажей. Всегда есть нюансы. Однозначного решения авторы — и романа, и киноленты — не предлагают.

Кадр из фильма «Ужин»

Увы, тут нам вновь придётся вернуться к тому, с чего мы начинали. Столь значимый финальный отрезок не спасает картину в целом. Оттягивая назревший разговор до последнего, создатели ленты тем самым словно бы расписываются в собственной беспомощности: они могут поставить вопрос — но не только не имеют на него единственно верного ответа, но и не в состоянии обеспечить достойную внимания дискуссию.

Нет никаких сомнений, что выбранную тему можно было бы обсуждать весь ужин и много дольше — но здесь говорят о чем угодно, только не об этом, оставляя самое главное на посошок.

Тем закономернее поражение.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)